Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:42, реферат
Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. МСКО – это классификация, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования. МСКО – это результат международного соглашения и документ, официально утверждённый странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта
Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина
Кафедра
гидрогеологии
Доклад на тему:
« Система
степеней МСКО «Болонский стандарт»»
Харьков
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Международная стандартная классификация образования (МСКО) является частью Международной системы социальных и экономических классификаций Организации Объединенных Наций, применяемых в статистике с целью сбора и анализа сопоставимых на международном уровне данных. МСКО – это классификация, являющаяся руководством для упорядочения образовательных программ и соответствующих квалификаций по уровням и областям образования. МСКО – это результат международного соглашения и документ, официально утверждённый странами-участницами на Генеральной конференции ЮНЕСКО.
МСКО является основой для классификации образовательной деятельности, определенной в программах и итоговых квалификациях в соответствии с согласованными на международном уровне категориями. Поэтому основные положения и определения МСКО предназначены для международного применения и охвата всего спектра систем образования, вне зависимости от ситуации в отдельно взятой системе.
МСКО классифицирует образовательные программы по их содержанию с использованием двух основных сквозных классификационных переменных: уровней образования и областей образования. В настоящей версии МСКО (МСКО 2011) представлены переработанный вариант уровней образования МСКО 1997 и соответствующая классификация уровней полученного образования на основе признанных образовательных квалификаций. Области образования МСКО 1997 остались без изменений.
Информация, подготовленная на основе МСКО, может быть использована для сбора статистических данных, касающихся различных аспектов образования, которые представляют интерес для лиц, принимающих решения, и других лиц, использующих данные международной статистики образования. Эти аспекты включают данные по поступившим студентам, посещаемости, человеческим и финансовым ресурсам в образовании, уровню полученного населением образования.
Применение МСКО облегчает преобразование подробных национальных статистических данных об участниках, органах образования и спонсорах, собранных на основе национальных положений и определений, в совокупные категории, сопоставимые и интерпретируемые в международном масштабе.
Сбор данных статистики по образованию, осуществляемый в соответствии с МСКО, может быть основан на различных источниках, таких как административные документы, индивидуальные опросы, опрос домашних хозяйств, и на совокупности макроэкономических статистических данных. Рекомендации по применению МСКО 2011 в статистических источниках будут включены в руководство и другие материалы.
МСКО 2011 состоит из трех компонентов: (i) согласованных на международном уровне положений и определений; (ii) системы классификации; и (iii) классификации национальных образовательных программ в соответствии с МСКО и соответствующих квалификаций в странах мира.
Классификация национальных образовательных программ в соответствии с МСКО является основным инструментом для систематизации информации о национальных системах образования, их программах и соответствующих квалификациях, применяемых для сопоставления данных об уровнях МСКО и помощи в их интерпретации на международном уровне.
Классификация национальных образовательных программ в соответствии с МСКО обеспечивает прозрачность процесса кодирования национальных образовательных программ и соответствующих квалификаций в сопоставимые категории для их применения в международной статистике посредством связи критериев классификации с характеристиками образовательных программ и соответствующих квалификаций.
Основные сквозные классификационные переменные МСКО – это уровни и области образования. В рамках уровней МСКО программы и квалификации классифицируются далее по дополнительным параметрам. К ним относятся: ориентация программы; завершение уровня МСКО; доступ к более высоким уровням МСКО; и положение в национальной системе степеней и квалификаций. Не все дополнительные параметры применимы ко всем уровням. Кроме того, уровень МСКО 0 далее подразделяется в соответствии с видом программы и возрастом целевой группы. Категории и подкатегории этих дополнительных параметров позволяют провести более тщательный сбор и представление сопоставимых на межнациональном уровне данных. В следующих подразделах дополнительные параметры описаны подробнее.
Другие описательные характеристики и свойства программ и квалификаций, помимо описанных в МСКО, могут включать лицо или организацию, предоставляющие образовательные услуги, обстановку, в которой осуществляется обучение, местоположение, институциональный контекст, форму обучения, тип участников или форму участия. Хотя сами эти характеристики не включены в МСКО как дополнительные параметры, они играют важную роль при выявлении различий в сущности этих программ во многих странах и при определении охвата собираемых данных.
Понятие
«уровни» образования представлено
упорядоченным набором
Таким
образом, уровни образования представляют
собой концепцию, основанную на предположении
о том, что образовательные программы
можно сгруппировать в
Классификация программ, основанная на продвижении по уровням, направлена на отражение полного спектра возможных путей перехода с одной образовательной программы на другую, доступных в системах образования: большинство программ системы образования предоставляют несколько возможных путей перехода от уровня МСКО 0/1 к уровню МСКО 8. Поскольку системы образования предоставляют множество разветвленных маршрутов, альтернативные последовательности программ и программы «второго шанса», возможны различные пути перехода с одной образовательной программы на другую. Однако учащиеся редко проходят через все возможные уровни.
Классификация образовательных программ по уровням направлена на отражение их содержания. Однако учебные планы слишком разнообразны, многоаспектны и сложны для согласованной прямой оценки и сопоставления содержания программ систем образования. В связи с отсутствием прямых измерителей классификации содержания образования в МСКО применяются косвенные (опосредованные) критерии, которые помогают отнести отдельно взятую образовательную программу к соответствующему уровню МСКО. Иногда косвенные критерии могут быть специфичны для каждого уровня МСКО и их описание дается в соответствующих разделах. Общее описание критериев продолжительности и совокупной продолжительности каждого уровня дается в конце данного раздела.
Косвенные критерии подразделяются на основные и дополнительные. Основные критерии указывают на необходимые характеристики образовательных программ на соответствующем уровне МСКО. Дополнительные критерии указывают на характеристики, присутствующие во многих, но не во всех образовательных программах данного уровня МСКО
Основным критерием для классификации программы является критерий сложности и специализации ее содержания и то, каким образом содержание отражено в косвенных критериях. В качестве критерия классификации не следует замещать учебное содержание (содержание образования) институциональным контекстом. Например, обучение на уровне МСКО 4 может проходить в учебных заведениях, где обычно обучаются по программам МСКО 5 или 6.
Ориентация программы различается на уровнях МСКО 2-5 с возможностью применения на уровнях МСКО 6-8. Существует две категории: общее и профессионально-техническое образование. На уровнях третичного образования термины «академическое образование» и «профессиональное образование» будут использоваться вместо терминов «общее» и «профессионально-техническое», соответственно. В МСКО 2011 еще не дано более четкое определение терминов «академическое» и «профессиональное» для более высоких уровней МСКО, но на основе примеров областей образования, открываются перспективы для разведения понятий академической и профессиональной ориентации в будущем. До момента чёткого определения терминов «академического» и «профессионального» образования, на уровне МСКО 5 будут использоваться определения «общее образование» и «профессионально-техническое образование».
Профессиональное/
Общее образование определяется как образовательные программы, разрабатываемые для расширения общих знаний, развития навыков и компетенций, навыков чтения, письма и счета, часто направленные на подготовку учащихся к обучению по более продвинутым программам того же или более высокого уровня МСКО и на формирование основы для обучения на протяжении всей жизни. Обучение по этим программам обычно проводится на базе школы или колледжа. Общее образование включает образовательные программы, разработанные для подготовки учащихся к поступлению на программы профессионального образования. Данные программы не направлены на подготовку к трудоустройству по определенному виду или видам профессий и на непосредственное получение востребованной на рынке труда квалификации.
Требования к успешному завершению образовательной программы, т.е. достижению целей обучения, как правило, оговариваются в спецификации программы и обычно включают:
− требования к посещаемости (обучение и регулярная посещаемость на протяжении последнего года программы); и/или
− демонстрация приобретения ожидаемых знаний, навыков и компетенций.
Приобретение знаний, навыков и компетенций, обозначенных в целях обучения образовательной программы, обычно подтверждается:
− сдачей (т.е. успешным прохождением) выпускного экзамена или экзаменов по предметам учебного плана;
− накоплением определенного числа кредитов в процессе обучения; или
− успешной сдачей государственного экзамена, подтверждающего овладение знаниями, навыками и компетенциями.
В рамках формального образования успешное завершение обычно ведет к получению квалификации, признаваемой соответствующими национальными властями в области образования.
Образовательные программы уровней МСКО 1 и 2 (а иногда уровней МСКО 3 и 4) не всегда завершаются получением квалификации. В этих случаях для определения успешного завершения вместо «квалификации» следует использовать другие критерии; например, посещение полного последнего года программы или доступ к более высокому уровню образования.
Программы уровней МСКО 1-3 считаются успешно завершенными, когда полученная квалификация открывает прямой доступ к более высокому уровню МСКО. В случае с уровнем МСКО 3 «более высокий уровень» означает доступ к уровням МСКО 5, 6 или 7. Квалификации рассматриваются как предоставляющие доступ к более высокому уровню МСКО, даже если этот доступ ограничен только обучением по небольшому количеству программ на более высоком уровне МСКО. Успешное завершение программ, относящихся к уровням МСКО 4-8, рассматривается как завершение уровня. Однако признанная квалификация, полученная до завершения программы (например, успешное завершение этапа программы с получением промежуточной квалификации образования) относится к более низкому уровню МСКО.
Образовательные программы и соответствующие квалификации в рамках уровней МСКО 2 и 3 подразделяются на четыре подкатегории:
Информация о работе Система степеней МСКО «Болонский стандарт»