Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:28, реферат
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях города приступают к работе множество молодых специалистов, выпускников педагогических вузов и колледжей. В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень мало. В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Но отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором. Поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего ДОУ, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, заведующего ДОУ. Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами является наставничество .Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя: наставник, молодой специалист и руководитель ДОУ.
Наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения; молодой специалист: получает знания, развивает знания и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником;
руководитель ДОУ:повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет:
-отработать усвоенные в период обучения в вузе содержание и методы педагогического сопровождения развития детей, взаимодействия родителей и педагогов ДОУ на практике;
-освоить приемы, направленные на сплочение педагогического коллектива и передачу педагогического опыта от одного поколения другому.
Знакомство с талантливыми педагогами, опытом инновационной деятельности и ее плодами играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого специалиста, а порой и в его корректировке.
Таким образом, созданием системы работы с молодыми педагогическими кадрами является, во-первых, определение состава системы, т.е. выбор совокупности ее компонентов; во-вторых, раскрытие функциональных свойств каждого компонента системы и определение на этой основе их достаточного и необходимого количества; в-третьих, поиск рациональных форм и способов взаимосвязи и взаимодействия компонентов системы, определение роли и места каждого компонента внутри целого: в-четвертых, определение целостности системы; наконец, в-пятых, создание материальной основы функционирования системы.
Главное в работе с молодыми кадрами - оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, а также необходимых современному педагогу свойств и качеств личности.
Поэтому, для повышения
эффективности функционирования системы
работы с педагогическими кадрами необходимо
руководствоваться важнейшими требованиями
практической направленности: научности
и конкретности, системности и систематичности,
оперативности и оптимального сочетания
различных форм и методов этой работы
и др.
2.Оценка
деятельности молодых специалистов руководителем
ДОУ.
Оценка деятельности молодых специалистов проводится в двух вариантах:
- аттестация на квалификационную категорию
- мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста
- регулярная оценка (ежеквартальная, ежегодная) влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.
В ходе этой оценки учитывается отношение к своим обязанностям, выполнение инструкций, выполнение индивидуальных планов работы и развития сотрудников, вклад в реализацию задач учреждения. Данный вид оценки регулируется положением по ДОУ.
Оценка качества образования возможна по следующим критериям: по результативности методической работы, рациональности затрат времени на ее осуществление, ее стимулирующей роли в развитии самообразования педагогов и их творчества.
Решать поставленные задачи нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
.1й этап,1-й год работы-период адаптации: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег; задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Адаптационная работа включает в себя:
- беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места;
-изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации:
-знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста);
-молодой воспитатель несколько дней под руководством заместителя заведующего по ОД проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т. е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя;
-- по возможности начинающий педагог направляется в ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей и т. д. Никакие советы, рассказы, объяснения не помогут так, как личный пример;
- дидактическая подготовка к проведению занятий и совместной деятельности с детьми;
--закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; поддержка просто необходима начинающему воспитателю. Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист ;
-составление совместного плана молодого специалиста и наставника;
-взаимодействие молодых педагогов разных детских садов и школ.
-«Школа молодого педагога», её цель: обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании. Осуществляя программу «Школа молодого педагога» хочется получить следующие результаты:
- сформируются педагогические кадры, способные отвечать вопросам современной жизни.
- сформируется творческий, психологически грамотный педагогический коллектив с пониманием необходимости в непрерывном самообразовании, постоянном повышении профессиональной компетентности.
повысится доля педагогических работников, желающих участвовать в конкурсах педагогического мастерства различного уровня.
- деятельность «Школы молодого педагога» способствует тому, чтобы из молодого специалиста за три года «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми сферами педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности.
II этап ,2-3- й годы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.На втором этапе происходит :изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ,
- повышение своего профессионального мастерства, - посещение открытых городских мероприятий: методические объединения воспитателей, конкурсы профессионального мастерства; (как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, «педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни»);
-« Неделя успехов»;
-приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведение педагогических часов, педагогических советов;
- диспуты, ярмарки педагогических идей, деловые игры, мастер-классы, тренинги и многое другое.
- проведение семинаров- практикумов .
III этап, 4-5 й год работы: складывается система работы, имеются собственные разработки;
-воспитатель внедряет в свою работу новые технологии.
IV- этап , 6й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Молодому
педагогу самостоятельная работа по самообразованию
позволит пополнять и конкретизировать
свои знания, осуществлять глубокий и
детальный анализ возникающих в работе
с детьми ситуаций. У молодого педагога
сформируется потребность в постоянном
пополнении педагогических знаний, сформируется
гибкость мышления, умение моделировать
и прогнозировать воспитательно-образовательный
процесс, раскроется творческий потенциал.
"Школа молодого педагога" поможет
более успешно адаптироваться начинающим
педагогам, позволит быстрее найти ответы
на сложные для новичка вопросы, быстрее
добиться успеха в работе с детьми.
Заключение
Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ. Молодые специалисты постепенно в процессе работы приобщаются к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию. Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагается строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования;
-индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Только в этом случае возможно определение индивидуальной траектории профессионального роста. Учитывая возможности педколлектива ДОУ и преимущества наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации, отдаём этому методу значительное предпочтение.
Если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит недавнему выпускнику вуза быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.
Важным условием успеха в профессиональном совершенствовании является овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся:
-работа с книгой;
-выполнение специальных упражнений,
-решение педагогических и психологических задач,
-педагогическая саморегуляция.
Позитивное влияние на эти процессы оказывает и коллектив детского сада, в котором царит творческая атмосфера и педагоги увлечены общей инновационной деятельностью.
Важным в профессиональном становлении молодого специалиста ДОУ является информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе школ, семинаров, методических объединений) и психолого – педагогическая поддержка (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается).
Совместно с творческой группой, наставниками молодых педагогов вырабатывают и стараются придерживаться ориентиров в руководстве профессиональным становлением. В их основу положены высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе. В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей. Не случайные удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь. Путь к самовоспитанию и самоопределению каждый должен найти в себе самом. Работа с детьми и взаимоотношения в коллективе – это среда, в которой формируется педагог. Поэтому важно, чтобы жизнь ДОУ строилась по законам педагогической этики. Содержание деятельности дошкольного учреждения – это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого. Через три – пять лет после окончания учебного заведения педагог должен знать в три, пять, десять раз больше, чем он знал в первый год работы.
Информация о работе Система работы руководителя с молодыми кадрами