Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 21:28, реферат
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях города приступают к работе множество молодых специалистов, выпускников педагогических вузов и колледжей. В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень мало. В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Но отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором. Поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего ДОУ, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, заведующего ДОУ. Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Введение
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности. Не секрет, что и у заведующего и заместителя заведующего по ОД ДОУ могут возникнуть проблемы в работе с молодым педагогом в силу, к примеру, своего небольшого опыта работы или других причин.
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях города приступают к работе множество молодых специалистов, выпускников педагогических вузов и колледжей. В последнее время число молодых специалистов, приходящих в ДОУ, очень мало. В ДОУ работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Но отсутствие молодых специалистов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором. Поэтому их появление в коллективе – это радость и для заведующего ДОУ, и для педагогов. В то же время неудовлетворенность некоторых молодых воспитателей своей работой иногда полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, заведующего ДОУ. Задача заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Решать эту задачу нужно с учетом того,
что в своем профессиональном становлении
молодой специалист проходит несколько
этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые городские мероприятия: методические объединения воспитателей, недели "Специалист" , творческие отчеты и т. д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя, руководителя ДОУ фиксирует в "Творческой тетради". На этом этапе заместитель заведующего по ОД предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу занятий на уровне детского сада;
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Хочется отметить,
что прохождение определенного этапа
для каждого педагога очень индивидуально.
Профессиональные качества во многом
зависят от характера, темперамента. Поэтому
заведующий детского сада к каждому педагогу
должен подходить дифференцированно.
Разнообразные формы работы с молодым
специалистом способствуют развитию у
него познавательного интереса к профессии,
активному освоению приемов работы с детьми
и их родителями, оказывают положительное
влияние на рост его профессиональной
значимости.
1.Руководитель как наставник молодых специалистов.
1.1. Адаптация молодых специалистов
После основных этапов наступают первые дни самостоятельной работы – самые трудные. И здесь очень важно оказать молодому специалисту помощь, сделать так, чтобы период поступления на работу и первые дни стали для него не серьезным испытанием, а радостным событием. Адаптация молодого воспитателя во многом зависит от психологического климата в ДОУ, стиля управления, профессиональной личностной зрелости каждого педагога, условий труда и т. д.
В каждом ДОУ складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста.
Около полутора веков назад немецкий общественный деятель и создатель детских садов Фридрих Фребель назвал дошкольное учреждение "садом", считая, что ребенок подобен цветку и его развитие зависит от внимательного и заботливого ухода. А воспитатели – неустанные садовники, любовно и бережно растящие эти сокровища.
Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, где личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно - адаптирующими системами. Таким образом, трудовая адаптация – двухсторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.
В процессе трудовой
адаптации сотрудник проходит следующие
стадии:
1. Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, о нормах поведения в коллективе.
2. Стадия приспособления или формального вступления – на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.
3. Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление работника к среде, идентификация с новой группой.
4. Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации.
Руководитель должен понимать, что скорость адаптации зависит от многих факторов. Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Факторы делятся на субъективные и объективные.
Объективные – это факторы, которые в меньшей степени зависят от работника. Это уровень организации труда, санитарно-гигиенические условия и материально-техническая база образовательного учреждения, размер коллектива, расположение, имидж детского сада, наличие дополнительных образовательных услуг т.д.
К субъективным (личностным) факторам относятся:
- социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);
-социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, самоконтроль и умение действовать рационально, коммуникабельность, восприятие самого себя, способность формировать у других чувство ответственности и т.д.);
- социологические (степень профессионального интереса, степень моральной и материальной заинтересованности в эффективности и качестве труда, наличие установки на повышение
квалификации и образования и т.д.).
Процесс адаптации предусматривает проведение руководителем ДОУ предварительной работы, которая включает беседу с коллективом для того, чтобы новичка хорошо встретили в первый рабочий день, и проверку состояния рабочего места.
Необходимость управления адаптацией доказана опытом многих отечественных и зарубежных учреждений. Управление процессом адаптации — это активное воздействие на факторы адаптации, предопределяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий.
Задача по управлению процессом адаптации, в основном, ложится на руководителя ДОУ и на заместителя по образовательной деятельности , который выстраивает систему методической работы с педагогами. Программа адаптации представляет собой продуманную процедуру введения в должность, составляя ее необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.
Адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение. Начинающего воспитателя, предпочтительно поставить в пару с более опытным
.
1.2 Цели и задачи руководителя в организации работы молодых специалистов.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Те воспитатели, которые в первый год своей работы не получат поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок. Молодой воспитатель боится собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасается критики заведующего и опытных коллег, постоянно волнуется, что что-нибудь не успеет, забудет, упустит.
Такой воспитатель не способен ни на какое творчество, ни на какие инновации.
Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать
Нужно определить цели и основные задачи работы с молодыми педагогами.
Цель: создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Использовать эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником,
4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой понимают устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов предполагаем строить с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования, насколько хорошо теоретически подготовлены;
- индивидуальных особенностей.
- уровень профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хотят добиться)
- имеют ли практический опыт с детьми.
Между тем основной задачей является развития
особого внимания к навыкам практического
применения полученных педагогом теоретических
знаний. Недостаточное владение этими
навыками заставляет новичка заняться
самообразованием. И здесь незаменима
роль заведующего, заместителя заведующего
по ОД, который знакомит молодого педагога
с оснащением и часами работы методического
кабинета, делает подборку методической
литературы и периодических изданий по
интересующим вопросам. Помощь молодому
специалисту неизбежно влечет за собой
оценку его педагогической деятельности.
Заместитель заведующего должен быть
максимально тактичным в своих высказываниях,
особенно если они носят критический характер.
1.3.Формы и методы
работы с молодыми специалистами.
В коллективах, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив.
Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности. Среди них :
-консультирование: групповое и индивидуальное;
-активные методы: семинары, практические занятия, «неделя успехов», ярмарки педагогических идей.
Информация о работе Система работы руководителя с молодыми кадрами