Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:34, реферат
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Введение
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями
1.1 Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника
1.2 Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Заключение
Литература
Белорусский Государственный Университет
Биологический
факультет
Оглавление
Введение
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями
1.1 Основы
педагогического
1.2 Основные
функции деятельности
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором
деятельности учащихся в классе, координатором
воспитательных воздействий остается
классный руководитель. Именно он непосредственно
взаимодействует как с
Важной ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.
Классный
руководитель – педагог-профессионал,
духовный посредник между обществом
и ребенком в освоении культуры,
накопленной человечеством, организующий
систему отношений через
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями
1.1 Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [8, с.393].
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.
1.2 Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств[4, с.69].
Работа
с родителями – неотъемлемая часть
системы работы классного руководителя.
По своему статусу классный руководитель
в школе – основной субъект
воспитательной работы с родителями
учащихся. Он вырабатывает основную стратегию
и тактику взаимодействия школы
и семьи в воспитании личности
школьника; будучи специалистом в области
педагогики и психологии, помогает
родителям в разрешении противоречий
семейного воспитания, в корректировке
воспитательных воздействий окружающей
социальной среды. Классный руководитель
должен выступать в роли советчика,
консультанта-специалиста, непосредственного
представителя учебно-
Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:
1)
ознакомление родителей с
2)
психолого-педагогическое
3)
вовлечение родителей в
4)
корректировка воспитания в
5)
взаимодействие с
Ознакомление
родителей с содержанием и
методикой учебно-
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:
1.Вооружение
родителей знанием научных
2.Психолого-педагогическое
просвещение должно носить
3.Психолого-педагогическое
просвещение должно
4.Психолого-педагогическое
просвещение должно
5.Психолого-педагогическое
просвещение должно сочетать
теоретическую подготовку
6.Каждое
занятие должно сопровождаться
ярким, убедительно раскрытым
с психологической и
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности [5, с.30].
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие способы взаимодействия:
Таким
образом, можно сказать, что в
основе работы классного
руководителя с семьей
должны быть действия
и мероприятия, направленные
на укрепление и повышение
авторитета родителей.
Должно быть доверие
к воспитательным возможностям
родителей, повышение
уровня их педагогической
культуры и активности
в воспитании. Психологически родители
готовы поддержать все требования, дела
и начинания школы. Даже те родители которые
не имеют педагогической подготовки и
высокого образования, с глубоким пониманием
и ответственностью относятся к воспитанию
детей. От согласованности действий школы
и семьи зависит эффективность процесса
воспитания ребенка. Школа обязана помочь
родителям, став для них центром психолого-педагогического
просвещения и консультирования – организуя
при школе родительские университеты,
лектории, конференции, семинары, объединения
родителей.
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [3, с.145].
Целесообразно
сочетание коллективных, групповых
и индивидуальных форм взаимодействия.
Критерием классификации
Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское
собрание – основная форма работы
родителей, где обсуждаются проблемы
жизни классного и
Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся