Система работы классного руководителя с родителями учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:34, реферат

Описание работы

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Содержание

Введение
Глава 1. Работа классного руководителя с родителями
1.1 Основы педагогического взаимодействия с родителями школьника
1.2 Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
1.3 Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 27.92 Кб (Скачать)

  Белорусский Государственный Университет

  Биологический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Оглавление

  Введение

  Глава 1. Работа классного руководителя с  родителями

1.1 Основы  педагогического взаимодействия  с родителями школьника

1.2 Основные  функции деятельности классного  руководителя и способы его  общения с родителями

  1.3 Содержание, формы и методы совместной  работы классного руководителя  с родителями

  Заключение

  Литература

  Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Основным  структурным элементом в школе  является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются  социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется  соответствующая эмоциональная  атмосфера.

  Организатором деятельности учащихся в классе, координатором  воспитательных воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно  взаимодействует как с учениками, так и с родителями, искренне стремится  помочь детям в решении их проблем  в школьном коллективе, интересно  и с пользой организовать школьную жизнь.

  Важной  ролью классного руководителя является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности  учиться самостоятельно. Он располагает  немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного  вкуса у учащихся. Его педагогический долг – заботиться также о сохранении и укреплении здоровья воспитанников. Особая роль классного руководителя состоит в том, чтобы, повышая  педагогическую культуру родителей  учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

  Таким образом, мы можем сказать, что классный руководитель выступает и как  организатор воспитательной деятельности, и как наставник учащихся.

  Классный  руководитель – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом  и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные  виды воспитывающей деятельности классного  коллектива; создающий условия для  индивидуального самовыражения  каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных  способностей, защиты интересов детства. 
 
 
 
 

Глава 1. Работа классного  руководителя с родителями

1.1 Основы педагогического  взаимодействия с  родителями школьника

     Важным  звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья –  та естественная среда жизни и  развития ребенка, в которой закладываются  основы личности. Какую бы сторону  развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том  или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие  функции:

    • регулирование физического и эмоционального развития;
    • влияние на развитие психологического пола; влияние на умственное развитие;
    • ознакомление ребенка с социальными нормами;
    • формирование ценностных ориентаций;
    • социальная поддержка.

  Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для учителей и родителей необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [8, с.393].

  Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно  достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

1.2 Основные функции  деятельности классного  руководителя и  способы его общения  с родителями

  Воспитательная  работа школы не может строиться  без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

  Основа  взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что  обе стороны заинтересованы в  изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств[4, с.69].

  Работа  с родителями – неотъемлемая часть  системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект  воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию  и тактику взаимодействия школы  и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области  педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке  воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного  представителя учебно-воспитательного  процесса, осуществляемого школой [5, с.26].

  Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы  и семьи, выделяет следующие функции  классного руководителя:

  1) ознакомление родителей с содержанием  и методикой учебно-воспитательного  процесса, организуемого школой;

  2) психолого-педагогическое просвещение  родителей;

  3) вовлечение родителей в совместную  с детьми деятельность;

  4) корректировка воспитания в семьях  отдельных учащихся;

  5) взаимодействие с общественными  организациями родителей [5, с.27].

  Ознакомление  родителей с содержанием и  методикой учебно-воспитательного  процесса, организуемого школой, обусловлено  необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года [5, с.27-28].

  Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

  1.Вооружение  родителей знанием научных основ  теории воспитания.

  2.Психолого-педагогическое  просвещение должно носить опережающий,  предупредительный характер.

  3.Психолого-педагогическое  просвещение должно рассматриваться  только как функция всего педагогического  коллектива школы: в соответствии  с программой, с учетом подготовленности  и желания учителя или другого  работника школы в конце учебного  года распределяются темы для  подготовки к чтению лекций.

  4.Психолого-педагогическое  просвещение должно рассматриваться  как обязательное и принимать  форму всеобуча родителей.

  5.Психолого-педагогическое  просвещение должно сочетать  теоретическую подготовку родителей  с практической направленностью  всех занятий, нацеленностью всех  форм и методов работы на  раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей  методам активного воздействия  на психику ребенка.

  6.Каждое  занятие должно сопровождаться  ярким, убедительно раскрытым  с психологической и педагогической  точки зрения показом методов,  средств и приемов воспитания  в той или иной семье, имеющей  устойчивые положительные воспитательные результаты [2, с.68-71].

  Вовлечение  родителей в совместную с детьми деятельность. Данная функция мотивируется задачами расширения воспитывающей  внеурочной деятельности, улучшения  взаимоотношений учителей, родителей  и детей в ходе этой деятельности [5, с.30].

  Что касается основных способов общения  родителей и классных руководителей, то Ф.П.Черноусова выделяет следующие  способы взаимодействия:

  • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
  • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
  • разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
  • оздание родительского клубы или центра в школе;
  • проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей( праздники и т.д.)
  • уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей [16, с.81].

  Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей. 
 
 

  1.3 Содержание, формы  и методы совместной  работы классного  руководителя с  родителями

  Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы  организации их совместной деятельности и общения [3, с.145].

  Целесообразно сочетание коллективных, групповых  и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с классным руководителем или  педагогическим коллективом. Если форма  работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически  связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [2, с.82]. Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения. В основе этого взаимодействия – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные конкретные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи, оказание практической помощи семье при затруднениях в воспитании [1, с.64-65].

  Перечислим  наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов  и родителей.

  Родительское  собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского  коллектива [4, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [10, с.202-203]. Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

Информация о работе Система работы классного руководителя с родителями учащихся