Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
• Проанализировать литературу по данному вопросу.
• Выявить системы производственного обучения.
• Определить появление и развитие различных систем профессиональной подготовки. Их сравнительный анализ.
• Выявить критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда.
• Разработать методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя.
Введение……………………………………………………………….……..….3
1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12
4. Методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя …………………..………….……….15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Список литературы…………………………………………….…………..…...18
Следует сказать, что в те годы было положено начало массовому и широкому распространению различных форм технического обучения. Появившиеся перед войной фабрично-заводские училища (ФЗУ), а затем целая система подготовки трудовых резервов потребовали разработки и новой системы обучения, с учетом происшедших в стране изменений. Широкое привлечение педагогов практиков и ученых в строительство новой образовательной системы дало положительный результат. Такой системой стала операционно-комплексная. Она явилась дальнейшим развитием предшествующих систем. Ее дидактическая суть показана на рис. 1.
Цель операционно-комплексная система производственного обучения обеспечивает прочное и всестороннее освоение учащимися основных трудовых приемов и операций, из которых складывается работа по данной профессии, приучает учащихся к конкретному производительному труду, дает возможность воспитать умения и качества, необходимые квалифицированным рабочим.
То обстоятельство,
что, претерпевая некоторую
Вместе с тем лучший арбитр — жизнь показала, что трудовое обучение должно учитывать изменяющиеся функции труда человека. А они меняются — поэтому неизбежен поиск новых систем обучения. [9, с. 46]
- отдельные операции (период освоения);
- комплексные работы {I, II, III};
- учебно-производственные
работы соответствующей
- работы на штатных рабочих местах (завершающий период).
Рис. 1.
Этапы обучения
по операционно-комплексной
(по Макиенко Н. И.) [9, с. 46]
3. Критерии выбора системы при изменяющихся
функциях труда
Как мы сказали,
операционно-комплексная
«Мина», о которой мы упомянули, взорвалась не внезапно. В связи с автоматизацией и механизацией производственных процессов существовавшее деление трудовых операций на основные и вспомогательные теряло свою силу. Более того, так называемые вспомогательные функции, для которых характерны главным образом умственные действия по планированию и контролю, становились основными для ряда профессий. Все большее значение в деятельности рабочего играют умственные и сенсорные навыки — по сравнению с двигательными (моторными). Вот здесь и сказалась неприемлемость операционно-комплексной системы. [5, с. 280]
Сравним для примера работу двух станочников — токаря на универсальном станке и оператора обрабатывающего центра с числовым программным управлением (ЧПУ), различие окажется разительным. Содержание труда современного рабочего-станочника определяется не отдельными технологическими операциями, а изготовлением типичных для данной профессии продуктов труда (деталей) в целом. И участие человека при этом становится все меньшим — на современном оборудовании функции контроля размеров, замены инструментов, смены заготовок и многое другое выполняются по командам, заложенным в программе для исполнения ЭВМ.
Отметим, что поиски новых систем профессионального обучения шли и прежде. К этому подталкивало расширение зон труда на автоматизированном производстве, в сфере функционального ремонта, обслуживания и управления.
Так, еще в 1930-х
гг. профессор Соколовский А. П. выдвинул идею типизации
технологических процессов. Она была развита
Митрофановым С. П. (знаменитая «групповая
технология»), профессором Демьянюком
В. С. и другими. В связи с этим возникли
технологическая, конструкторско-
Идея предметно-функционального подхода к построению систем производственного обучения рабочих получила плодотворное развитие в исследованиях отечественных ученых Клочкова И. Д., Кыверялга А. А., Пядочкина А. Е. и других. Но появляются и другие разработки. Так, применительно к подготовке рабочих по профессиям, связанным с наладкой современного оборудования, академик Батышев С. Я. создал проблемно-аналитическую систему производственного обучения. На основе детального анализа трудовых функций Катханов К. Н. строил приемо-комплексно-видовую систему производственного обучения… [5, с. 281]
Какой напрашивается вывод? Очевидно, что поиски наиболее рациональных эффективных систем обучения, отвечающих современным запросам, будут продолжаться.
Формирование будущего рабочего высокой квалификации и широкого профиля, владеющего профессиональным мастерством, начинается на уроках производственного обучения в мастерских профучилища, эффективность которых прямо зависит от того, насколько полно мастер производственного обучения реализует на уроках современные требования к ним, к организации производственного обучения в целом. [6, с. 55]
Контингент учащихся в группах, обучающихся по профессии «Мастер отделочных строительных работ», имеет очень слабый уровень образовательной подготовки, у большинства из них неразвиты общеучебные умения, практически все учащиеся слабо мотивированы на приобретение данной профессии. [7, с. 240]
Исходя из этого, нужно
При индивидуализации обучения мастер, учитывая способности учащихся
группы, определяет соответствующий темп учебной работы, объем и характер выполняемой работы с учетом возможностей каждого обучаемого. При этом мастер старается создать такую систему деятельности учащихся, в которой сочетаются различные формы организации производственного обучения с учетом жизненного опыта, учебных умений и теоретических знаний учащихся.
Во втором полугодии после освоения учащимися основ трудовых приемов и
операций, накопления
ими определенного опыта, т.е. в
процессе выполнения работ комплексного
характера используют бригадную
форму организации
Заключение
Можно сделать вывод, что системы производственного обучения представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов, видов, систем, органов управления, образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.
Системы профессионального обучения – основные исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладения частями учащимися.
Что при специальной организации учебного процесса возможно обучение учащихся при учете принципов трудового обучения:
Список литературы