Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 19:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
• Проанализировать литературу по данному вопросу.
• Выявить системы производственного обучения.
• Определить появление и развитие различных систем профессиональной подготовки. Их сравнительный анализ.
• Выявить критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда.
• Разработать методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя.
Введение……………………………………………………………….……..….3
1. Системы производственного обучения………..…………………...…...5
2. Появление и развитие различных систем производственного обучения. Их сравнительный анализ………………………………….....6
3. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда…....12
4. Методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя …………………..………….……….15
Заключение………………………………………………………………….…..17
Список литературы…………………………………………….…………..…...18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ И ЭКОЛОГИИ
Кафедра профессионального обучения и педагогики
Курсовая работа по дисциплине: «Общая и профессиональная педагогика»
Тема: Системы производственного обучения
Выполнил: ст-т гр. 9ПО301
Загртдинов И. А.
Проверил: Корчагин Е. А.
Казань 2011г
Содержание
Введение…………………………………………………………
4. Методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя …………………..………….……….15
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Производственное
обучение – это часть всего
учебно-воспитательного процесс
Как определяют известные дидакты Есипов Б. П., Скаткин М. Н. и другие, совокупность, или система, знаний, умений и навыков является содержанием образования, а не обучения. Обучение — это процесс, ведущий к овладению содержанием образования. По формулировке Есипова Б. П., «отношение обучения к образованию есть отношение средства к цели».
Содержание производственного обучения — это система дидактически переработанных трудовых процессов, обучение которым обеспечивает овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками по определенной профессии и квалификации. Общим, при любых видах обучения, является необходимость расчленения содержания обучения на определенные
части и установление последовательности овладения ими. А так как принципы разделения и порядок группировки могут быть разными, то соответственно складываются и разные системы обучения.
Под термином система обучения мы будем понимать дидактическую категорию, предполагающую единство содержания, методов и организации обучения: система обучения определяет структуру и последовательность изучаемого материала с целью наиболее эффективного овладения учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. При этом, естественно, подразумевается общее развитие и воспитание обучаемых. [9, с. 42]
Цель курсовой работы: рассмотреть методические рекомендации по применению систем производственного обучения для подготовки строителя
В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:
Система образования
в РФ представляет собой совокупность
преемственных образовательных
программ и государственных
Образование, как процесс включает в себя цель, задачи, содержание, формы и методы взаимодействия обучаемого и обучающегося. Результатами процесса образования являются уровень образования, который выражается в знаниях, умениях, навыках, качествах личности, а также в развитии познавательных способностей. [2, с. 230]
Системы профессионального обучения – основные исходные положения, определяющие порядок расчленения содержания обучения, группировку его частей и исследовательность овладения частями учащимися.
Основными элементами, учебными единицами систем могут быть:
предметы труда;
трудовые операции, приемы, действия, движения;
профессиональные обязанности;
функции специалиста;
производственные ситуации;
профессиональные проекты (самостоятельная творческая деятельность);
Выбор систем обучения зависит:
1. от материально – технического обеспечения учебного процесса, уровня квалификации педагога, уровней способностей учащихся;
2. от того, что берется за самостоятельную исходную часть обучения – учебную единицу;
3. от особенностей содержания труда специалистов соответствующей профессии. [4, с. 117]
производственного обучения. Их сравнительный анализ
Исторически первой системой обучения была предметная (вещевая). Она сложилась в условиях ремесленного производства, когда каждый работник выполнял законченные изделия от начала до конца. Цель предметной системы состояла в том, что учащиеся овладевали трудовыми умениями и навыками в процессе изготовления ряда типичных для данной профессии изделий, располагаемых по принципу постепенного нарастания сложности трудовых процессов. Начиналось обучение с самого простого изделия, допустим, плоской тарелки из глины. Лишь освоив в совершенстве это изделие, можно было переходить к следующему, более сложному. И так далее, пока ученик не становился мастером своего дела. Часто на это уходили долгие годы. [9, с. 43]
Основным содержанием обучения по предметной системе является овладение трудовым процессом в целом, без систематичного расчленения его на более мелкие, дробные части (операции, приемы) и без выполнения каких-либо специальных упражнений при обучении. Поэтому вновь осваиваемые трудовые приемы и операции зачастую «тонули», растворялись в потоке уже изученных и усваивались учащимися медленно. «Копия» — работа обучаемых нередко значительно отличалась от «оригинала», работы инструктора. Да и профессиональный эталон носил субъективно-неформальный характер — у разных мастеров он был различным, поэтому и содержание обучения зависело от субъективных пристрастий учителя и имело жесткую ориентацию на его профессиональные особенности. [9, с. 43]
Что, кажется, метод обучение предметная система не позволяет вооружить учащихся знаниями, навыками и умениями в полном соответствии с определенной квалификацией. Но ее несомненные достоинства — обучение типичным трудовым процессам при изготовлении полезной продукции, принцип «от простого — к сложному», а также освоение трудовых приемов и операций не изолированно, а в комплексе во всем многообразии их связей и отношений.
Появление мануфактурного производства и машинной индустрии коренным образом меняли содержание и характер труда. Вот как определял значительность этих перемен Карл Маркс: «Современная промышленность постепенно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбинациях процесса труда» [9, с. 43]
Индивидуальное обучение теряет ведущую и определяющую роль и постепенно почти полностью вытесняется групповыми формами профессиональной подготовки.
Функции в условиях метод разделения труда требовали не изготовления изделия в целом, а лишь выполнения одной или нескольких операций, притом с высокой скоростью и ловкостью. Появилась система, которую мы назовем операционной. Создатели определяли ее как «систематический метод преподавания механических искусств». Еще эта система носила название «русской», так как была разработана в России, в Московском техническом училище в 1868—1873 гг., группой ученых, мастеров и инженеров во главе с
Советкиным Д. К.. То была первая в мировой практике дидактически обоснованная система производственного обучения слесарному, токарному, столярному и кузнечному ремеслам. То был принципиальный шаг в создании научной системы производственного обучения. В результате возникли такие привычные для нас понятия, как расчленение на элементы, приемы и операции, фронтальность обучения, взаимосвязь теоретического и производственного обучения, создание учебных программ. [1, с. 422]
Группа Советкина Д. К. в МТУ сумела выделить по каждой профессии типичные виды (способы) обработки материалов и заготовок и соответствующие им трудовые приемы и операции. Вот эти-то наиболее важные и типичные технологические процессы были отобраны в качестве объектов изучения и располагались в учебной программе в определенной последовательности и сочетаниях. Были также разработаны и включены в программу серии упражнений по выполнению отдельных приемов и операций. В отличие от предметной системы, где главным в содержании обучения был трудовой процесс в целом, в операционной системе выдвинулись на первый план такие составляющие, как прием и операция.
Необходимо подчеркнуть, что авторы операционной системы не сводили ее только к содержанию обучения: решались вопросы о наиболее рациональных формах организации и методах производственного обучения, об учебно-наглядных пособиях и т. д. [9, с. 44]
Однако уже сами создатели системы увидели в ней и ряд недостатков, и прежде всего — значительную дистанцию с реальным производством, в котором изучаемые операции встречаются в самых разнообразных комбинациях и сочетаниях.
Высоко оценив достоинства операционной системы, выдающийся русский деятель профессионально-технического образования Владимирский С. А. и ряд его единомышленников-инженеров пришли к выводу о необходимости замены ее операционно предметной системой. Владимирский С. А. предложил оставить операционную систему обучения лишь в качестве краткого введения в изучение профессии. Акцентировалось, что содержание труда рабочих определяется не отдельными технологическими операциями, а их сочетанием в реальных изделиях. Поэтому предлагалось после изучения важнейших приемов и операций обратить особое внимание на усвоение учащимися наиболее типичных для производственной деятельности по данной специальности комбинаций приемов и операций.
Но хотя именно Владимирскому С.А. принадлежит мысль о целостной системе подготовки рабочих различной квалификации, разработчикам операционно-предметной системы не удалось найти научный подход в отборе изделий для изготовления при обучении. [9, с. 45]
Резкое изменение функций рабочих проявилось в развитии массового конвейерного производства в условиях капитализма. Результат четко выразил патриарх конвейера Генри Форд старший: «Сокращение требований, предъявляемых к мыслительной способности рабочего, к сокращению его движений до минимального предела. По возможности выполнять одно и то же дело одним и тем же движением».
В ответ на эти требования была разработана моторно-тренировочная система обучения. Содержание сводилась в том что, каждая физическая трудовая операция в ней расчленялась на отдельные приемы и действия (а не операции, как при операционной системе). Отработка каждого элемента велась предельно четко и в высоком темпе — применительно к режиму работы машины или механизма.
Плюсом метода системы была краткость времени обучения при достижении высокой производительности труда. Недостаток метода системы и самый существенный — выражен в первой части высказывания Генри Форда.
Необходимость поиска новых подходов к обучению обозначилась в нашей стране, когда был объявлен курс на индустриализацию, а в качестве рабочей силы привлекались сотни тысяч выходцев из деревень. [3, с. 329]
Возглавивший Центральный институт труда (ЦИТ) А.К. Гастев, заглядывая далеко вперед, удивительно точно показал значение проблемы «человек—машина», высказал идею алгоритмизации и программирования обучения. Именно в работах того периода были заложены основы научной организации труда (НОТ).
Система ЦИТ (она вошла в жизнь под таким названием) устанавливала четыре периода в обучении:
1) упражнения в выполнении трудовых действий и приемов с применением специальных устройств (сегодня называемых тренажерами);
2) упражнения в выполнении трудовых операций (на деталях);
3) обучение сочетанию изученных трудовых операций в процессе изготовления специально подобранных изделий;
4) самостоятельный период, включающий обучение учащихся изготовлению типичных для данной профессии изделий. [8, с. 77]
В некоторых педагогических источниках систему ЦИТа называют моторно-тренировочной — это ошибочно: последняя включалась в систему ЦИТа на первом этапе обучения, но занимала незначительное время (до 2—3 % от общего объема учебного времени). Система ЦИТ, при отмеченных в свое время учеными и методистами недостатках, содержала много положительного. В ней впервые правильно намечена последовательность изучения трудовых
процессов: движение—действие—операция—