Система образования в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития…………………………………………………………………………..4
2. Особенности системы школьного образования в Японии………………..14
3. Система высшего образования в Японии………………………………….19
4. Организация педагогического труда в Японии…………………………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Использованная литература…………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

совр сист дошк образ.япония.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

     Японские  школьники не учатся, а учат. Именно учат: исторические факты - все подряд по хронологической таблице; английские слова - по словарю, страница за страницей; названия станций на главных железнодорожных магистралях - по расписанию поездов: маршрут за маршрутом. На экзамене по истории Японии необходимо знать хронологию событий, имена императоров, предводителей восстаний. Но не дай Бог изложить СОБСТВЕННЫЕ предположения о причинах этого восстания - экзаменаторы провалят абитуриента, им нужен прилежный, покладистый и обязательно дисциплинированный ученик, покорно выполняющий задания.

     Другое  дело - блеснуть на экзамене по философии, цитируя наизусть труды философов, например Канта. И не важно, что вы ничего не понимаете из написанного в "Критике чистого разума", главное, что вы без запинки декламируете: "В метафизической дедукции априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления".

     В 1985 году проводился опрос среди школьников. Оказалось, что 60 процентов из них  никогда не чистили для себя даже яблока, не приготовили ужин и не накрыли на стол. Они зубрят по 10 часов в сутки. По самым скромным подсчетам, 200 тысяч маленьких японцев ненавидят школу. 30 тысяч из них даже отказываются в нее ходить. Cейчас ситуация изменилась ненамного.

     Учеба в японской школе - это неустанный труд. Только он поможет лучше конкурентов сдать очередной экзамен, поступить в более престижную школу, университет, а оттуда - в процветающую фирму. Но и университет надо выбирать уже сейчас, в школе, определив будущую специальность, чтобы за десятилетие успеть набрать максимальное количество баллов. Проблема главного жизненного выбора ложится на худые мальчишеские плечи непосильным грузом.

     Для девочек же, в отличие от мальчиков, двенадцать школьных лет становятся годами безоблачного счастья. После  уроков, когда мальчишки сидят  по домам над книжками или занимаются в "дзюку", школьницы выстраиваются у модных магазинов, подолгу засиживаются в кафе и чайных. Главное предназначение женщины, считают здесь, - это все-таки не служба, а материнство. Разумеется, девушка должна поработать несколько лет в коллективе, чтобы узнать жизнь, но только до замужества.

     Для школьниц издают специальные книжки, выпускают кинофильмы. Главная тема одна - самоотверженная любовь, сбывшиеся  мечты.

     В старших классах для девушек  отводится гораздо меньше вакансий, и у них еще меньше шансов поступить в престижные университеты. Правда, в Японии действует инициативная группа "За подлинное женское равноправие в школе", но, похоже, она совсем не обречена на успех, поскольку дело здесь в национальных традициях, которые в Японии священны. Традиции не подлежат изменению, как не подлежит перекрою фасон школьной формы, который существенно не изменялся уже более 100 лет. Для мальчиков это черные мундиры, в чем-то сходные с прусскими, для девочек - синие матроски. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Система высшего образования в Японии

     В Японии высшее образоватие считается  обязательным и оно как бы слито  с системой профисионального образования. Система высшего образования  включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

* университеты полного цикла (4 года);

* университеты  ускоренного цикла (2 года);

* профессиональные  колледжи;

* технические  институты. 

     В университетах полного цикла  обучение продолжается 4 года, однако на медицинском и ветеринарном факультетах - 6 лет. После окончания основного 4-летнего курса обучения в университете выпускник может поступить в магистратуру или докторантуру. Срок обучения в магистратуре в японских вузах - 2 года. Докторантура предполагает 5 лет обучения. Японские вузы имеют уникальный в мире институт "студента-исследователя" - кэнкюсэй. Это значит, что студент, поставивший перед собой цель получения научной степени, имеет возможность заниматься исследовательской работой в выбранной им конкретной области знаний в течение от 6-ти месяцев до 1-го академического года. Существуют 3 основных вида студентов-исследователей:

* студент,  который продолжает обучение  в другом университете по соглашению  с университетом, где он проходил  основной курс;

* студент-иностранец, который может быть принят  в университет для подготовки к сдаче вступительных экзаменов сроком до 2-х лет, но без последующего продления своего пребывания в Японии; в этом случае студент может вернуться домой и через некоторое время вновь запросить въездную визу для поступления в университет.

     Университеты  ускоренного цикла. В университетах  ускоренного цикла срок обучения составляет 2 года, но для желающих получить специальность медицинской сестры срок обучения составляет 3 года. Около 60% студентов университетов ускоренного  цикла составляют девушки. Они специализируются на таких направлениях, как экономика, литература, иностранные языки, педагогика, социальная защита. В последние годы в Японии особой популярностью пользуются общественные науки.

     Профессиональные  колледжи. Этот вид высшего образования в Японии ориентирован на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения в этом случае не более 3-х лет.

     Технические институты. Срок обучения в таких  институтах составляет 5 лет, и они  дают широкую техническую подготовку своим студентам. Выпускники таких институтов устраиваются на работу на фирмы и исследовательские центры, связанные с разработкой новой передовой технологии и ноу-хау. В технических институтах готовят также специалистов торгового флота.

     В последние годы Министерство высшего образования Японии "Момбусё" стало уделять особое внимание краткосрочным формам получения специального образования для студентов-иностранцев. Предусмотренные сроки пребывания в стране при этом могут составлять от 1-го семестра до 1-го года. Около 20 частных университетов Японии предоставляют в настоящее время возможности для получения такого образования. Однако их количество быстро растет, в том числе за счет подключения и государственных вузов. При этом государство и частные фонды выделяют стипендии и иные виды материальной помощи на условиях, предусмотренных для студентов полного цикла обучения.

     Краткосрочные варианты получения образования  в Японии ориентированы на такие  области знаний, как японский язык, японская культура, экономика, обществоведение. Поскольку программа подготовки по этим направлениям предусматривает ограниченный временной отрезок (до 1 года), то она ведется на английском языке в цепях получения максимума знаний за минимальное время. В случае хорошего знания японского языка студенты-"краткосрочники" могут посещать лекции, читаемые для японских студентов данного вуза. Гарантом приглашения студентов-краткосрочников выступает вуз, имеющий соглашение по приему студентов-иностранцев. Однако в ряде случаев гарантом могут выступать и преподаватели вуза как частные лица. Студент-краткосрочник, выезжая на стажировку в Японию, может не прерывать своего обучения в вузах России.

     Для получения звания магистра студент  должен закончить 2-летнее образование, представить магистерскую диссертацию  и получить за нее положительную оценку, а также сдать экзамен по специальности. Срок пребывания в аспирантуре составляет 3 года, но после 2-летнего обучения в магистратуре. Аспирант считается окончившим аспирантуру, если он представит докторскую диссертацию с положительной оценкой и сдаст экзамен по специальности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Организация педагогического  труда в Японских  школах

     В японской школе учителю традиционно  отводится весьма почетная роль. В  основе этого лежит конфуцианский  культ почитания старейшин. Японское слово учитель ("сэнсэй") в дословном переводе означает "ранее рожденный". Школьный учитель не только передает знания, он предстает воспитателем, наставником подростков в их первых шагах на жизненном пути.

     Не  случайно поэтому в японских школах работают в основном мужчины. Эмансипация постепенно захватывает и эту сферу, но до настоящего времени в начальной школе Японии (1-6-й годы обучения) работают более 40 процентов мужчин, в неполной средней школе (7-9-й годы) - 65 процентов, в полной (10-12-й) - 80. А что касается управления работой школы, то положения директора не удалось достичь и трем процентам женщин.

     Чтобы поддержать высокую престижность учительской  профессии, повысить качество преподавания, в Японии используются различные  формы материального стимулирования труда учителей. Впервые приступая к работе, учитель, окончивший учительский колледж (2-3 года обучения), зарабатывает ежемесячно 165 тысяч иен (10 тысяч иен равняется 75 долларам США), а обладатель диплома университета (4 года обучения) в тех же условиях зарабатывает около 190 тысяч иен в месяц. Но это только начальная сумма, которая увеличивается по мере выплаты разнообразных пособий. В течение трудовой жизни учителя заработная плата увеличивается примерно в два с половиной раза.

     Регулярные премии учителям выплачиваются несколько раз в год. Общая сумма премиальных составляет примерно половину всей зарплаты.

Помимо  того, всем учителям, имеющим семью, выплачивается ежемесячное пособие: без детей - 15 тысяч иен, за 1-2 детей - по 4,5 тысячи иен и по 1 тысяче иен за каждого следующего ребенка. Если же учитель не состоит в браке, но содержит ребенка, он получает 10 тысяч иен.

     Учителям, работающим в районах, где стоимость  жизни наиболее высока, каждый месяц  выплачивается компенсация. В малокомплектных школах удаленных районов каждый рабочий день оплачивается дополнительно.

     Для тех учителей, которые имеют собственный  дом или вынуждены снимать  дорогую квартиру, выплачивается  компенсация до 10 процентов месячной зарплаты.

     Несмотря  на существующую в японской школе обязательную систему повышения квалификации, здесь поощряется самообразование учителей. Тем, кто по собственной инициативе посещает вечерние занятия или занимается заочно, выплачивается пособие в размере около 1/10 месячного заработка.

     Поистине при таком вознаграждении труд на благо общества приобретает особую значимость. Вот только продолжительность рабочего дня японского учителя достигает порой 13-14 часов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Несмотря  на то, что система образования  Японии относительно молода, можно с уверенностью сказать, что она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они, как никто другой понимают, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то, что обязательной, она является жизненно необходимой. Поэтому, можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны является следствием грамотно построенной системы образования.

     В завершении работы сделаем некоторые выводы.

     Во-первых, была изучена структура системы образования в Японии и поэтапно расписаны все элементы этой системы. Она включает в себя школьное, техническое, высшее образование. Высшее образование в свою очередь делится на бакалавриат и магистратуру.

     Во-вторых, проведен анализ особенностей реформирования системы образования Японии. Реформирование системы образования проводилось в 5 периодов. Последний период начался сразу после окончания Второй Мировой войны и продолжается до сих пор. Также были рассмотрены перспективы дальнейшего развития образования в Японии. Было выявлено, что , Япония не будет уходить в «сужение специализаций», что обусловлено объективными особенностями данной страны. Образование и дальше будет двигаться в направлении повышения своего качества и эффективности.

     В-третьих, проведена оценка системе обеспечения качества высшего образования в Японии. Было сказано, что оценка деятельности высших учебных заведений практически не ведется, что привело к некоторому снижению качества образования. В данный момент правительство Японии намерено решить данную проблему.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Система образования в Японии