Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 22:07, доклад
Осмысливая процессы, происходящие в современной Японии, с позиции погружения в социокультурный контекст её собственной и всемирной истории, мы выходим на две сложно переплетённые между собой реальности. С одной стороны, японцы славятся своим умением заимствовать чужие достижения. Оригинальные разработки, новые формы организации производства и учебной деятельности, созданные в других странах, нередко находят широкое применение в Японии гораздо раньше, чем у себя на родине. Но с другой стороны, заимствованные внешние формы наполняются своим, национальным содержанием, что позволяет достичь феноменальных результатов. На мой взгляд, достаточно интересно и познавательно проследить, как действуют такие схемы на примере образовательной системы Японии (как одной из основных составляющих экономического процветания данной страны); проследить взаимосвязь государственной политики и образования; определить ядро образовательной системы.
ведение
1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
2. Особенности системы школьного образования в Японии
3. Система высшего образования в Японии
4. Организация педагогического труда в Японии
Доклад
на тему : Система образования в Японии
1. Современная образовательная система в Японии: традиция и тенденции развития
2. Особенности системы школьного образования в Японии
3. Система высшего образования в Японии
4. Организация педагогического труда в Японии
Введение
Осмысливая процессы,
происходящие в современной Японии,
с позиции погружения в социокультурный
контекст её собственной и всемирной истории,
мы выходим на две сложно переплетённые
между собой реальности. С одной стороны,
японцы славятся своим умением заимствовать
чужие достижения. Оригинальные разработки,
новые формы организации производства
и учебной деятельности, созданные в других
странах, нередко находят широкое применение
в Японии гораздо раньше, чем у себя на
родине. Но с другой стороны, заимствованные
внешние формы наполняются своим, национальным
содержанием, что позволяет достичь феноменальных
результатов. На мой взгляд, достаточно
интересно и познавательно проследить,
как действуют такие схемы на примере
образовательной системы Японии (как одной
из основных составляющих экономического
процветания данной страны); проследить
взаимосвязь государственной политики
и образования; определить ядро образовательной
системы.
1. Современная образовательная
система в Японии: традиция и
тенденции развития
Основной задачей
политики японского государства
в сфере образования стало
воспитание и обучение творческой,
неординарно мыслящей, гармоничной
и духовно богатой личности, способной
действовать в разнообразно консолидированных
общественных и государственных
структурах.
1. Все компоненты
образовательной системы (
2. В средневековой
Европе религия и мораль были,
преимущественно, сферой
3. Первая реформа
образования в Японии, заложившая
основы формирования его
4. В предвоенный
период (30е-40е гг.) широкое распространение
получило милитаристское
5. На послевоенное
время приходится вторая
История современного
образования может быть разделена
на следующие 5 периодов:
1. Период основания
(1868-1885). Был основан первоначальный
корпус современного
2. Период консолидации
(1886-1916). Были изданы разнообразные
школьные законы, была создана
систематическая
3. Период экспансии
(1917-1936). Образовательная система
базировалась на рекомендациях
Чрезвычайного Совета по
4. Военный период
(1937-1945). Пик милитаристского
5. Современный период
(1945-наши дни). Образовательные реформы
во время союзнической
I период (1868 - 1885)
Дух раннего периода
реставрации Мэйдзи лучше всего проявился
в призыве, который вдохновил интеллектуалов
японского общества, - “цивилизация и
просвещение ”. “ Этот лозунг, - пишет
Джон Холл, - стал основным руководством
к действию тех, кто мечтал о выходе Японии
из эпохи невежества”1
Выдающимся защитником”
цивилизации и просвещения ”
выступил Фукудзава Юкити. Именно он задал
тон реформам образования, особенно своей
публикацией “ Призыв к знаниям”, где
подверг критике конфуцианские ценности
и поднял на щит западные идеи. В школьные
программы внесли всё, что удалось узнать
о Западе, традиционные моральные принципы
временно отошли на второй план.
Проведение реформы
образования стало предметом
острых дискуссий различных
В июне 1871 г. было создано
Министерство Просвещения. В 1872 г. правительство
Мэйдзи разработало план реформы современной
школьной системы в национальном масштабе
и в августе провозгласило Закон об образовании.
Основные цели этого закона четко представлены
в Осейдасачешо (сопровождающей этот закон
прокламации):
1. образование должно
обеспечивать успешное
2. функция школ
состоит в том, чтобы
3. все японцы должны
обучиться практическим наукам,
что, в конечном счете,
Реорганизация системы
народного образования
Правительство осознавало,
что создание богатой страны и
сильной армии зиждется на подьеме
инициативы и развитии способностей простого
народа. При этом ликвидация невежества
и низкой сознательности простого народа,
который не понимал указов правительства
о реформах и постоянно испытывал сомнения
и опасения, была необходимой и неизбежной
для проведения представителями власти.
Правительство взяло
за образец 3-х фазовую систему
образования в США, учредив начальные,
средние школы и университеты.
С другой стороны, школьная административная
система была заимствована из Франции:
все учебные учреждения находились
под сильным центральным
Идеальная система
образования Дэвида Марри поместила
экзамены в ядро образовательной политики.
Многие из наиболее выдающихся иностранцев,
вовлечённых в образовательные реформы
в ранний период Мэйдзи, были миссионерами.
Д. Хепбурн – миссионер
американской Пресвитерианской церкви
– открыл диспансер, в котором обучал
молодых японцев западной медицине. В
1886 г. этот человек помог открыть школу,
которая в конце концов эволюцинировала
в Университет Мэйдзи Гакуин. Университет
Дошиша в Киото стал первым университетом,
который начал зачислять женщин.
Большое количество
иностранцев, естественно, побудило японцев
изучать иностранные языки. Ещё
до Реставрации Мэйдзи в Японии существовало
7 правительственных школ Иностранного
языка. Они были основаны в Токио, Осаке,
Нагасаки и префектурах: Аичи, Ниигата,
Мияда и Хиросима. В 1874 г. эти школы стали
специализироваться на обучении английскому
и поэтому стали известны как школы английского
языка.
II период (1886 – 1916)
В 1885 г. была основана
кабинетная система, и Мори Аринори
стал первым министром образования. Он
разработал основу школьной системы следующих
периодов. Ни одна из её основных частей
не являлась самодовлеющей. Все компоненты
системы – начальное, среднее, профессиональное,
университетское образование – взаимосвязаны.
Начальное образование было призвано
формировать сознание большинства населения
страны в соответствии с государственной
политикой, определяющей взаимоотношения
широких масс и правительства в духе лояльности,
основой которой выступал национализм
и милитаризм. Сформировалась образовательная
система, сочетающая в себе лояльность
монарху с приверженностью свободным
научным изысканиям, необходимым для успешного
становления и быстрого развития Японии
как современного государства.
Иноуэ Коваши, человек,
который стал министром образования после
Мори, основал систему частных Сэммон
Гакко – профессиональных школ для выпускников
начальных школ. После 1899 г. большое распространение
получили школы для девушек.
В 1908 г. срок обязательного
обучения был увеличен до 6 лет.
III период (1917 - 1936)
Русская революция
и распространенные во всем мире требования
демократии оказали влияние на японскую
политику и образовательную систему.
В 1917 г. правительство создало
В первое десятилетие
эпохи Сёва (1926 –1936) в общественном
сознании распространялись идеи социализма,
либерализма, демократии. Правительство
попыталось нейтрализовать влияние
левой идеологии, активизировав
пропаганду так называемого японского
духа.
IV период (1937 - 1945)
Правящий класс
Японии в этот период активно возрождает
идеологию “японизма”, проповедавшего
ультранационализм и милитаризм. К началу
1930х фактически весь процесс обучения
и образования контролировался правительством.
Министерство образования, местные комитеты
находились под прямым контролем Министерства
внутренних дел, ведомства, контролировавшего
всю нацию. Учебники по географии, истории,
написанные и напечатанные самим Министерством
образования, были заменены на новые. В
конечном итоге школа стала эффективным
инструментом подготовки милитаристски
настроенной молодёжи.
Со вступлением
Японии во Вторую Мировую войну милитаристское
образование лишь усилилось: в школах
ещё сильнее стали навязывать
фашистские идеи расового превосходства
японцев и мораль средневековых
самураев – преданность военному
долгу, самопожертвование во имя
“великой Японии ”.
V период (с 1945 г.)
На послевоенное
время приходится вторая реформа
образовательной системы. Основной
целью, которую преследовали оккупационные
власти, была демократизация, демилитаризация
и децентрализация японского
общества. “Милитаристическое довоенное
образование было отменено, и была
сформирована новая система образования,
основанная на мирных демократических
традициях”.5 Оккупационные власти
должны были трансформировать всю мировоззренческую
ориентацию японского общества. Японцы
приняли навязанные им реформы, была
демонтирована многоуровневая структура
образования(при которой для
28 апреля 1952 г., после
подписания Сан-Францисского мирного
договора и возвращения суверенитета
Японии, были переоценены недавние реформы,
был сделан упор на сохранение традиционных
японских ценностей. Например, был вновь
введён курс морального обучения. Национальному
образованию вернули духовную основу.
Вот почему японская система образования,
в основе которой лежит американская модель,
не европеизировалась, а сохранила национальные
особенности.