Система образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Образование в Российской Федерации— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Система образования РФ…………………………………………………….4
1.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………………5
1.3 Среднее и высшее профессиональное образование………………………...7
1.4 Общая характеристика перспектив системы образования России,
основные проблемы системы образования и пути их преодоления………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ПЕД.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ.docx

— 88.82 Кб (Скачать)

Высшее профессиональное образование

В зависимости от числа  направлений обучения студентов  вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут  иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный  специалист, магистр по соответствующим  направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные  программы могут быть реализованы  как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную  аттестацию по аккредитованной образовательной  программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.

Объем и структура приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным  органом исполнительной власти, в  ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов  вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам  с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Таким образом, система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить в высшие учебные заведения, продолжает расти.

Во-вторых, контрольные цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.

В-третьих, дополнительные возможности для реализации права граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200) [5]. Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации

В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.

В пятых, распределение по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.

В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:

появлением новых дипломов (по различным квалификациям); преподаванием новых дисциплин и создание новых факультетов;

информатизацией, все более  и более используемой для дистанционного обучения через Интернет; международным сотрудничеством.

Учреждения высшего образования получили широкие возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг;

Сложилась общественно-государственная система разработки и оценки содержания образовательных программ и учебной литературы.  
 
Общая характеристика перспектив системы образования России. 

Развитие системы образования  Российской Федерации напрямую связано  с проводимой социальной политикой  в соответствии с «Основными направлениями  социально-экономической политики Правительства Российской Федерации  на долгосрочную перспективу», в которых  первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.

«Опора на образованность общества, на качество человеческого  капитала позволит России сохранить  свое место в ряду государств, способных  оказывать влияние на мировые  процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие  перед ней в социальной и экономической  сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет  определять направления развития и  изменения системы образования  России в первом десятилетии 21 века»

Конкретное же видение  состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и  ее отдельных уровней отражено в  документе «Федеральная программа  развития образования», во введении которой  подчеркивается: «Федеральная программа  развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной  основой государственной политики Российской Федерации в области  образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования

 
Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах  образования в связи с общим  экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим  трем:

1. Недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2. Плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3. Низкая заработная плата педагогов

Как следствие из отмеченного  выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

Общее среднее — устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

Начальное и среднее профессиональное — разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

Высшее — особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих

Пути решения проблем

Разработка и внедрение федерально-региональных стандартов и нормативов финансирования дошкольного образования; Введение раздельного финансирования дошкольного обучения (за счет бюджетов соответствующих уровней в пределах государственных стандартов) и содержания детей (в зависимости от доходов на каждого члена семьи); Разработка              нормативно-правовых актов по стимулированию финансирования (или софинансирования) учреждений дошкольного образования предприятиями различных форм собственности»

Осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя. Получение общеобразовательными школами статуса юридических лиц. Разработка стандартов содержания общего образования. Широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного».

Повышение роли субъектов Федерации в определении структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена. Разработка нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования. Разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования. Разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личност

Разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных

Введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению)

Создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов»

.

Факторы неэффективности  платного образования:

большая часть средств  от платного высшего образования  направляются не для поддержки государственных  вузов, а в негосударственные, которые  не всегда обеспечивают уровень качества образования;

отсутствие четкого разграничения  платных и бесплатных образовательных  услуг в дошкольном и школьном образовании;

Заключение

По существу, речь идет о  создании надежного механизма устойчивого  развития системы образования, для  чего необходимо решить следующие задачи:

обеспечение государственных  гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007
  3. Сластенин В.А. Общая педагогика:  Учебное пособие для студентов высших учебных заведений в 2х частях. 2003год 
  4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008
  5. http://slovo.ws/topic/education/13.html
  6. http://www.edu.ru/index.php?page_id=345
  7. http://charko.narod.ru/tekst/an7/6.html
  8. http://ecolefranco-russe.narod.ru/obrazovanie_v_Rossii.htm

Информация о работе Система образования в Российской Федерации