Система образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Образование в Российской Федерации— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов
Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Система образования РФ…………………………………………………….4
1.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………………5
1.3 Среднее и высшее профессиональное образование………………………...7
1.4 Общая характеристика перспектив системы образования России,
основные проблемы системы образования и пути их преодоления………….12
Заключение……………………………………………………………………….14
Библиографический список……………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ПЕД.СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ.docx

— 88.82 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки  РФ


ФГБОУ ВПО СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Лесосибирский филиал

                                                    

                                                     Кафедра ГСПД

                                          Реферат  по дисциплине

«Педагогика»

 

на тему «Система образования в Российской федерации»

 

 

 

 

                                                                                      

 

                                                                                       

                                                                                         Руководитель:         

                                                                                             Нужина О.А_______                 

                                                   (подпись)

                                                                  Разработал:

                                                                                             Студент группы 23-1,    

                                                                                              Ерохина Н.А_______

                                                    (подпись)   

                             ____________________________  (дата)

 

 

                                           Лесосибирск 2012

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1.1 Система образования  РФ…………………………………………………….4

1.2 Дошкольное и среднее образование…………………………………………5

1.3 Среднее и высшее профессиональное образование………………………...7

1.4 Общая характеристика перспектив системы образования России,

основные проблемы системы образования и пути их преодоления………….12

Заключение……………………………………………………………………….14

Библиографический список……………………………………………………..16

 

 


Введение

Образование в Российской Федерации— целенаправленный процесс воспитания и обучения  в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов

Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (школа, университет, дошкольные образовательные учреждения, колледжи, др.) основной целью которых является образование обучающихся в них.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой  непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные  учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные  образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых  положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

 


Таким образом, образовательная  система объединяет дошкольное, общее  среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой  могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

В настоящее время российская система  образования очень схожа с  немецкой, но все же она представлена в более упрощенном виде:

1) Дошкольное образование, которое,  как и в Германии, дает детям  элементарные знания, но, все же, не приравнивается к первой  ступени школьного образования.  Дети начинают посещать детский  сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся  там до 6 лет (также добровольно  по желанию родителей).

2) Начальное образование (начальная  школа) начинается с полных 6 лет  и длится в течение 4 лет  (по результатам последних реформ  в сфере образования). В отличие  от Германии начальное образование  дети могут получать уже в  гимназиях или лицеях, так как  в России данные типы учебных  заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

3) Неполное среднее образование  в лицеях, гимназиях, общеобразовательных  школах длится в течение 5 лет.  Окончание 9 классов каждого из  этих типов учебных заведений  дает право на получение аттестата  об общем среднем образовании.

4) Полное среднее образование  или производственно- техническое  образование с правом поступления  в техникум, колледж и другие  профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение, что в Германии является неприемлемым.

5) Высшее образование с получением  диплома специалиста, степени  бакалавра, магистра или мастера  с правом повышения квалификации  в университете или НИИ, по  окончании которого получают  степень кандидата наук, а позже  - доктора наук.

Дошкольное образование

Российские дошкольные образовательные  учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка. Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В российском образовании издавна  существует расширенная система  обеспечения дошкольного образования. В настоящий переходный период ей по-прежнему уделяется большое внимание, и она продолжает играть огромную роль в вопросах защиты детства и  раннего воспитания и образования. Система отвечает запросам детей  от трех до семи лет. Ясли могут посещаться детьми от 1 до 3 лет, в редких случаях - от 2 месяцев до года. Большинство детских садов финансируется государством, муниципалитетами или ведомствами.

В последнее время появилось  много частных или получастных детских садов, но они еще составляют менее 8% от общего числа. Даже в муниципальных детских садах существует тенденция к оплате родителями от 10 до 15 процентов услуг. Система посещения детских садов достаточно гибка, и родители могут выбрать тот вид посещения их ребенком, который их устраивает - полный рабочий день, неполный рабочий день, неполная рабочая неделя и т.п. Отношения между родителями и персоналом носят откровенный и доверительный характер. Это позволяет воспитателям многое узнавать о личности и индивидуальных запросах ребенка.

Важно отметить и тот факт, что  детские сады являются многофункциональными учреждениями, которые, в дополнение к образовательным, выполняют попечительские, социальные и здравоохранительные  функции. Внимание команды экспертов повсеместно привлекалось к проблемам со здоровьем детей. Детские сады предоставляют услуги по защите здоровья и оказанию помощи детям с отклонениями в развитии.

Значительное внимание уделяется  выявлению недостатков в физическом и интеллектуальном развитии воспитанников. Большая роль в разработке учебных  планов и программ, а также в  диагностике детей отводится  психологам. Для лечения детей  с физическими или мышечными  отклонениями приглашаются физиотерапевты, в некоторых детских садах  есть спортзалы и бассейны для  проведения коррекционной работы. Логопеды оказывают помощь в коррекции  дефектов речи и глотания. В районах  со сложным социально-экономическим  положением детские сады выполняют  важную функцию помощи детям, страдающим от этих условий. Они пытаются компенсировать недостаток нормальных домашних условий, когда проблемы алкоголизма и наркомании, а также умственной и эмоциональной нестабильности в семье, вызывают задержки в развитии маленьких детей.

Среднее (школьное) образование

Общее среднее образование  является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).


Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого  контингента в высшие учебные  заведения. Ожидаемое значительное снижение количества учащихся (до 2010 г.) позволяет прогнозировать возможность введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не перешла на 12-летнее полное среднее образование)

Среднее профессиональное образование

Среднее профессиональное образование  направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

В современной экономике  и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним  профессиональным образованием, что  составляет более 34 % от общей численности  занятых.

Содержание образовательных  программ среднего профессионального  образования регламентируется Государственным  образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС  СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего  общегосударственные требования к  минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального  компонента


Реализация среднего профессионального  образования осуществляется в различных  формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных  заведений:

1. Техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

2. Колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии  среднего профессионального образования  базового уровня; на 1-2 года — при  наличии среднего профессионального  образования повышенного уровня.

Государственные и муниципальные  средние специальные учебные  заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального  образования, находятся в ведении  более чем 25 федеральных министерств  и ведомств, а также субъектов  Российской Федерации.

Информация о работе Система образования в Российской Федерации