Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:29, реферат
Традиция обучения в Германии – одна из древнейших в Европе. Самая древняя немецкая высшая школа – университет в Гейдельберге – была основана в 1386 году. Многие вузы Германии уже отметили 500-летние юбилеи, в том числе известные университеты в Лейпциге (основан в 1409 году) и в Ростоке (основан в 1419 году). Наряду с ними существуют молодые высшие учебные заведения, более 20 из них основаны после 1960 года. В 19 веке и в первой половине 20 века определяющим для университетов был идеал образовательного уровня, которого стремился достичь Вильгельм фон Гумбольт – известный реформатор прусских вузов прошлого столетия – в основанном в 1810 году берлинском университете. До второй мировой войны студентам этого университета преподавали Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Макс Вебер. В тот же период немцы получили 10 из 45 Нобелевских премий в области физики и 16 из 40 – в области химии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. Образовательная политика…………………………………………………..6
2. Дошкольное образование ………………………………………………….......6
3. Школьное образование………………………………………………………...7
3.1. Начальная школа……………………………………………………………..8
3.2. Среднее образование…………………………………………………………8
3.3. Аттестаты………………………………………………………...………….10
4. Высшее образование в Германии…………………………………………….11
4.1. Градация ВУЗов в Германии……………………………………...………..13
4.2. Структура обучения………………………………………………...………14
4.3. Лекции, семинары, занятия………………………………………...………16
4.4. Квалификационные свидетельства…………………………………...……17
4.5. Стипендия……………...…………………………………………………….18
4.6. Бытовые и социальные проблемы…………………………………………19
4.7. Социальные взносы…………………………………………………………19
4.8. Страхование…………………………………………………………………20
5. Преимущества и недостатки обучения в Германии………………………...20
6. Пост университетское образование в Германии…………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….25
Получит ли студент диплом или степень магистра, зависит, как правило, от выбранной специальности. Учебные программы по естественнонаучным и техническим специальностям и большинство программ по социологии и экономике предполагают получение диплома. Студентам нужно написать дипломную работу, довольно большую по объему, и сдать несколько устных и письменных экзаменов. Диплом является квалификационным свидетельством об образовании, дающим право профессиональной деятельности по многим специальностям в промышленности и экономике.
Первым итоговым экзаменом на присвоение профессиональной квалификации по гуманитарным наукам и, частично, социологии является экзамен на присуждение академической степени магистра. Для этого студенту придется сдать экзамен по двум профилирующим предметам или одному профилирующему и двум дополнительным. Студенты также пишут научную работу.
Государственный экзамен сдается по тем специальностям, успешное изучение которых дает право работать в ФРГ в качестве государственных служащих (учителя, судьи) или по профессиям, которые находятся под контролем государства (врачи, юристы, фармацевты). Порядок проведения экзаменов устанавливается государством или соответствующей федеральной землей в Положении об экзаменационных требованиях. Как правило, государственный экзамен состоит из двух частей: Первый экзамен и Второй.
Студент может получить академическую степень доктора по любой из специальностей, которые преподаются в немецких университетах, при условии, что он закончил учебу с хорошими отметками. Студент находит себе научного руководителя, который предлагает студенту тему диссертации . В принципе, студент не ограничен во времени, хотя от него ждут новых достижений в выбранной им области.
На международных кафедрах университетов и высших специальных учебных заведений обучение проходит по ускоренной программе. Получение звания бакалавра здесь возможно получить уже через 6 семестров. При желании обучение можно продлить, чтобы получить после четырех следующих семестров звание Master или защитить диплом.
Введение международных кафедр в немецких ВУЗах, выпускники которых получают звание бакалавра или магистра, было своего рода академической революцией. Сейчас в Германии насчитывается 280 таких курсов с присвоением международной квалификации бакалавра и 150 с присвоением звания магистра.
Следует отметить следующие преимущества международных кафедр: их выпускники имеют хорошие карьерные шансы, а иностранцы охотнее едут на учебу в Германию, поскольку полученные ими дипломы признаются но родине.
Стипендия.
Некоторые фонды занимаются главным образом предоставлений стипендий студентам. Другие – оказывают финансовую поддержку аспирантам, работающим на диссертациями. Часть фондов получает государственные субсидии или финансируются немецкими фирмами, другие находятся на попечении церквей или существуют на частные пожертвования. Многие программы оказывают финансовую поддержку иностранным студентам и лицам, имеющим степень. Так как число желающих получить стипендии для учебы в Германии велико, нужно позаботиться о заблаговременной подаче заявок и правильном их заполнении.
Размер
стипендии рассчитан таким
Бытовые и социальные проблемы.
Уровень жизни в ФРГ достаточно высок, следовательно, высоки и расходы. Средняя сумма расходов в месяц приблизительно составляет 665 евро для западных земель и 537 евро для восточных земель. Но обучение в вузе сопряжено с дополнительными расходами, таких как, проживание, страховка, проезд, учебные материалы.
Почти при всех университетах существуют студенческие резиденции с кухнями общественного пользования, комнатами отдыха. К сожалению, количество мест ограничено, и студентам по долгу приходится ждать в «листах ожидания», пока освободиться место в резиденции. Комната в общежитии стоит в среднем 153 евро в месяц, включая плату за отопление , электричество и воду. Большинство студентов снимают комнаты или квартиры у частных домовладельцев. В зависимости от города, местоположения, меблировки ежемесячная плата составляет от 153 до 307 евро. Как правило, университет имеет специальную службу, которая оказывает помощь в подборе проживания. Студент также может найти объявления о сдаче комнат и квартир в местной прессе, в студенческих газетах и на «черных досках» на кафедре, в столовых и кафетериях.
Социальные взносы.
При каждом вузе существует Студенческий социальный фонд, который финансирует студенческие столовые, кафетерии, общежития, спортивные сооружения. За пользование этими услугами студент каждый месяц платит 18-46 евро. А плата за семестровый проездной, дающий право бесплатно пользоваться общественным транспортом в городе и за его пределами в течение всего семестра составляет до 92 евро. В землях Берлин и Баден-Вюртемберг нужно оплачивать особый взнос за зачисление в ВУЗ.
Страхование.
Все студенты должны заключить договор об обязательном медицинском страховании. Студенты до 30 лет приобретают страховку по льготному тарифу. Эта сумма меняется каждый год, но в среднем составляет 281 евро за семестр. Она включает расходы на страховку по уходу за больными. Эту сумму необходимо проплатить до начала обучения. Студенты, достигшие 30 лет, также должны застраховаться.
Пожалуй, самую большую статью расходов составят учебные материалы. В зависимости от предмета эти расходы каждый семестр могут достигать 230-307 евро и больше.
Преимущества и недостатки образования в Германии.
В последнее время немецкие вузы принимали более 146 000 учащихся из-за рубежа в год. Российские студенты, учащиеся и стажирующиеся в ФРГ, пользуются очень хорошей репутацией в научных кругах, поскольку подготовка специалистов в России проводится на очень высоком уровне. В государственных вузах Германии высшее образование бесплатное. Это положение относится как к немецким, так и к иностранным студентам. Учащиеся из России могут поступать в любые ВУЗы Германии, но это невозможно сделать сразу после окончания школы. Дело в принципиальных различиях в системе среднего образовании России и образования Германии. Немецкие школьники учатся в школе 13 лет, русские – только 11, поэтому поступить в немецкий ВУЗ можно лишь после окончания двух курсов российского высшего учебного заведения. Существует и другой вариант – при университетах в Германии есть специальные колледжи, которые готовят к поступлению в ВУЗ иностранных студентов, желающих получать в Германии высшее образование. Подготовка проводится, в основном, для совершенствования немецкого языка абитуриентов, и, кроме того, по будущей специальности. В подобных колледжах Германии обучение длится один год и туда можно поступить уже после первого курса российского института или университета.
Расширение немецкой вузовской базы не поспевает за ростом числа учащихся, поэтому в последние годы в германских учебных заведениях сложилась особая ситуация по приему студентов. Наплыв абитуриентов привел к введению по всей стране количественного ограничения на прием в вузы даже по широко распространенным дисциплинам. Как правило, шанс на получение места в ВУЗе зависит от среднего балла аттестата зрелости и сроков ожидания, поскольку вступительных экзаменов не существует. На престижный факультет, которыми в настоящее время является медицинский, стоматологический, ветеринарный , фармакологии и психологии может применяться особая процедура отбора, при которой могут учитываться различные обстоятельства.
Отличие немецких университетов от российских заключается еще и в том, что в системе высшего образования Германии не существует уровней обучения как понятия «классов». Почти для всех курсов обучения рекомендованы учебные планы и требуется сдача промежуточных экзаменов, однако по многим дисциплинам студенты сами делают выбор в отношении изучаемых предметов и расписания занятий, то есть самостоятельно составляют программу на каждый семестр. Учебный год начинается примерно 15 октября и состоит, как в России, из двух семестров. В конце каждого из них учащийся собирает специальные сертификаты тех спецкурсов и лекций, которые он прослушал и, в том случае, если он набрал определенное их количество, может подать заявку на экзамен и сдать его. В этом – преимущество и недостаток немецких вузов, потому что студенты могут безбоязненно предаваться развлечениям вместо учебы, особенно не привыкшие к такой свободе русские. К относительным недостаткам системы образования Германии можно отнести слишком большую продолжительность учебы и неограниченный ее срок. Сегодня, чтобы получить специальность, студент немецкого университета учится в среднем 14 семестров, то есть семь лет. По сравнению с мировым уровнем это достаточно долго.
Во втором типе вузов – специализированных высших школах – процесс обучения более регламентирован и похож на учебу в России. Поскольку в этом случае учащиеся обязаны следовать конкретному учебному плану и расписанию экзаменов, высшую школу можно закончить за 4 года. Неограниченное время обучения в вузах Германии стало своего рода проблемой для их руководства, которое, в конце концов, стало бороться с вечными студентами. Теперь, если человек учится больше нормированного времени – обычно это 5-7 лет, ему приходится выплачивать за учебу небольшие суммы.
Зато
для иностранных студентов
Пост университетское образование в Германии.
Для тех, кто тоже получил степень бакалавра, магистра или диплом об окончании университета, Германия также предоставляет возможности продолжить обучение. Пост университетское образование, подтверждаемое дипломом об окончании курса или получении другой научной степени, можно получить в течение 1-2 лет.
Пост
университетское образование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив систему образования в Германии можно прийти к следующим выводам:
1.
В Германии система образования представляет
собой классическую структуру с тремя
ступенями обучения, состоящую из начальной, средней и
2. На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно всего 2 %.
3. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное и является обязательным (с 1 по 9 класс). Если ребёнок не появился на занятиях без объявления причины, то этим делом тут же займётся полиция.
4. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, определяют компоненты системы образования. В частности, утверждают учебники для использования в школах данной земли.
5.
В каждой из земель действует свой закон об
образовании, составленный на основе единого
федерального закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. www.obrazovanie-v-germanii.ru
2. www.itec.com.ru
3. www.rector.ru
4. www.newworkcity.ru
5. www.globus-abroad.ru
6. www.yastudent.ru