Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 08:29, реферат
Традиция обучения в Германии – одна из древнейших в Европе. Самая древняя немецкая высшая школа – университет в Гейдельберге – была основана в 1386 году. Многие вузы Германии уже отметили 500-летние юбилеи, в том числе известные университеты в Лейпциге (основан в 1409 году) и в Ростоке (основан в 1419 году). Наряду с ними существуют молодые высшие учебные заведения, более 20 из них основаны после 1960 года. В 19 веке и в первой половине 20 века определяющим для университетов был идеал образовательного уровня, которого стремился достичь Вильгельм фон Гумбольт – известный реформатор прусских вузов прошлого столетия – в основанном в 1810 году берлинском университете. До второй мировой войны студентам этого университета преподавали Альберт Эйнштейн, Макс Планк, Макс Вебер. В тот же период немцы получили 10 из 45 Нобелевских премий в области физики и 16 из 40 – в области химии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
1. Образовательная политика…………………………………………………..6
2. Дошкольное образование ………………………………………………….......6
3. Школьное образование………………………………………………………...7
3.1. Начальная школа……………………………………………………………..8
3.2. Среднее образование…………………………………………………………8
3.3. Аттестаты………………………………………………………...………….10
4. Высшее образование в Германии…………………………………………….11
4.1. Градация ВУЗов в Германии……………………………………...………..13
4.2. Структура обучения………………………………………………...………14
4.3. Лекции, семинары, занятия………………………………………...………16
4.4. Квалификационные свидетельства…………………………………...……17
4.5. Стипендия……………...…………………………………………………….18
4.6. Бытовые и социальные проблемы…………………………………………19
4.7. Социальные взносы…………………………………………………………19
4.8. Страхование…………………………………………………………………20
5. Преимущества и недостатки обучения в Германии………………………...20
6. Пост университетское образование в Германии…………………………....22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….25
Частные школы Германии ( Freie Schulen).
Только частные школы предоставляют возможность сдать Abitur в Германии, не получая аттестата о полном среднем образовании в России. Для поступления в немецкую школу иностранный школьник должен сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.
Кроме
всех вышеперечисленных типов школ,
в Германии существуют также специальные
школы для детей с
Аттестаты.
После
окончания школы перед
После окончания общеобразовательного учреждения выпускник имеет один из следующих документов (аттестатов зрелости):
Hauptschulabschluss – выдается после окончания 10 классов основной школы, достаточен для поступления в профучилище.
Fachhoberschulreife – выдается после окончания 10 классов реальной школы, достаточен для поступления в техникум или спецпрофучилище.
Fachhochschulreife – выдается после окончания 12 классов гимназии или объединенной школы и после окончания техникума или спецпрофучилища, достаточен для поступления в технический институт.
Hochschulreife – выдается после окончания 13 классов гимназии или объединенной школы, достаточен для поступления в университет.
Правила зачисления русских детей в немецкую школу.
Система
школьного образования в
Высшее образование в Германии.
Германия с давних времен известна как центр развития науки и культуры. Имена таких известных поэтов, писателей, философов и общественных деятелей, как Шиллер, Гётте, Гумбольдт, Кант, Гегель и т.д., сегодня хорошо известны каждому. Германия принадлежала к европейским странам, в которых первый университет был основан еще в Средневековье. К самым древним университетам Германии относится Гейдельбергский университет 1386г. И Кёльнский университет 1388г. Эти учебные заведения были, прежде всего, известны своими старинными университетскими традициями и классическим образованием. С тех пор количество университетов и других высших учебных заведений значительно выросло (на сегодняшний день их 323), изменилась и система высшего образования. По-прежнему, важное место занимает традиция гуманитарного образования, но на первое место выходит техническое образование, тесная связь между теорией и практикой, междисциплинарное образование. Стремясь идти в ногу со временем, ВУЗы вводят программы, отражающие последние тенденции в науке и технике. С этой же целью постоянно пересматриваются учебные планы. Ввиду все возрастающего количества иностранных студентов в немецких университетах возможно обучение на английском, французском языках.
Современная система высшего образования заметно отличается от российской. В Германии провозглашен принцип «академической свободы» согласно которому свобода представлена не только вузам в вопросах управления, но и каждому студенту. В Германии не существует жесткой системы обучения в общем обязательном порядке. То есть многое зависит от самодеятельности, ответственности и самодисциплины студента. Студент немецкого вуза не посещает занятия со всеми сокурсниками, но в соответствии с выбранной специальностью и ее учебной программой составляет свой учебный план и организовывает свое время, чтобы отвечать общим требованиям по данной специальности (которые достаточно высоки). Он может более или менее в произвольном порядке записываться на лекции и семинары, выбирать время для стажировок и практики, находить время для подработок и т.д. Большинство студентов не укладываются в стандартный период обучения. Средняя продолжительность обучения в высшем образовательном учреждении Германии составляют пять лет.
Учебный год начинается в середине октября и состоит из двух семестров. В конце каждого семестра студент собирает специальные сертификаты тех курсов и лекций, которые он прослушал. В случае если он набрал определенное количество, он может подать заявку на сдачу экзамена.
Зачисление в ВУЗы происходит два раза в год: весной, перед летним семестром, и осенью, перед зимним семестром. Перед поступлением в вузы, в которых принят набор на конкурсной основе, абитуриенты могут пройти обучение на платных подготовительных курсах. Итоги обучения в течение семестра выражаются в зачетных баллах, которые присуждаются студенту после каждой сессии.
Градация высших учебных заведений Германии.
Система
высшего образования ФРГ
Hochschule – это ВУЗ, как правило, гуманитарной направленности. Другой тип высшего учебного заведения – Fachhochschule – на русский язык можно передать, как университет прикладных наук или высшая специальная школа. Особенностью Fachhochschule является тесная связь между теорией и практикой. Все программы Fachhochschule предполагают два обязательных практических семестра. Кроме того, срок обучения в таком уиверситете короче (обычно 8 семестров). Fachhochschule готовят высококлассных специалистов для отдельных отраслей, как правило, это – инженерное дело, управление бизнесом, дизайн и социальные специальности. По окончании курса студенты получают диплом Diplom. Таким образом, Fachhochschule привлекает студентов более быстрым путем к их будущей профессиональной деятельности и карьере. По статистическим данным четверть студентов поступает именно в Fachhochschule.
Universitaet – крупнее, чем Hochschule и Fachhochschule. Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения. Академические степени, присваиваемые университетами диплом Diplom, магистр Magister, ученая степень доктора Doktor, звание доцента/профессора Habilitationecht, сертификат, дающий право преподавать в ВУЗе.
Technische Universitaet – университет технического образования.
Здесь с чисто теоретической точки зрения детально исследуются отдельные сферы науки: химии, физики, машиностроения, электроники, материаловедения и так далее.
Академические степени аналогичны тем, что выдаются по окончании обучения в Universitaet.
Существует также ряд специализированных высших учебных заведений. Например, педагогические училища, теологические школы, художественные и художественно-музыкальные школы, школы кинематографии и так далее.
Структура обучения.
Программа обучения по любой специальности делится на два периода: начальный и основной период обучения. Начальный период обучения, как правило рассчитан на 4 семестра, в течение которых студент получает базовые знания по выбранному им предмету и смежным областям знания, вырабатывает навыки научно-исследовательской работы и практического применения полученных знаний. Студент посещает лекции, обязательные семинарские занятия. Начальный период обучения заканчивается промежуточным или преддипломным экзаменом. Ни промежуточный, не преддипломный экзамен не являются итоговыми экзаменами, профессиональная квалификация после них не присваивается.
Основной период обучения длится около 5 семестров. На этом этапе студент занимается более углубленным изучением выбранного предмета, проводит самостоятельные исследования. Студент также выбирает направление специализации из предлагаемого университетом перечня предметов. Основной период обучения завершается получением диплома, академической степени, бакалавра, магистра или сдачей государственного экзамена или подготовке к сдаче итоговых экзаменов.
В Fachhochschule обязательной частью программы является два семестра практики.
Студент сам выбирает с какого семестра ему начать обучение: летнего или зимнего, но чаще всего набор ведется на зимний семестр. Летний семестр в университетах длится с апреля по сентябрь (сроки могут меняться). Каникулы – конец июля – сентябрь. Зимний семестр – октябрь – март (сроки могут меняться). Семестровые каникулы: конец февраля – середина апреля. В большинстве вузов начало лекций зимнего семестра 15 октября, а летнего – 15 апреля.
Летний семестр в Fachhochschule – март – август (сроки могут меняться). Зимний семестр – сентябрь – март. Начало занятий зимнего семестра – 15 сентября, летнего – 15 марта.
Продолжительность обучения варьируется в зависимости от типа ВУЗа и академической степени.
Согласно рамочному Закону о высшей школе «стандартный период обучения» (Regelstudienzeit), то есть период, в течение которого, как правило, можно пройти полный учебный курс и сдать первый итоговый экзамен на присуждение профессиональной квалификации, рассчитан на четыре с половиной года (девять семестров). Только в особых случаях может быть установлен другой «норматив». Например, для получения академической степени бакалавра «стандартный период обучения» составляет минимум три – максимум четыре. Затем можно сдать второй итоговый экзамен на присуждение степени мастера или магистра. Для получения этой степени «стандартный период обучения» рассчитан минимум на один год – максимум на четыре года.
«Стандартный период обучения» для Fachhochschule с получением диплома составляет четыре года.
Чтобы подготовить и защитить диссертацию на степень «доктора», вам понадобится дополнительно от двух до пяти лет. Из-за того, что учеба в университете связана с исследовательской деятельностью, многие студенты превышают сроки «стандартного периода обучения».
Лекции, семинары и занятия.
В немецких вузах преподавание или само обучение проводится на лекциях, семинарах, в учебных группах. Они имеют одну общую черту, часто ставящую в тупик тех, кто первые приезжают в Германию учиться: учебные мероприятия не всегда начинаются во время, указанное в расписании. Если в расписании после часа стоят буквы c.t. (cum tempore), то занятия обычно начинаются на 15 минут позже. Сокращение s.t. (sine tempore) в расписании значит, что указанное время занятий – точное, и студентам лучше не опаздывать.
Во время лекций профессор или лектор университета читает курс, а студенты делают записи. Многие преподаватели дают дополнительные задания. Информация, которую студенты получают на занятиях, часто обсуждается на консультациях, проводимых профессорами университета, на которые часто приходят выпускники.
На семинарах преподаватели со студентами изучают предметы более подробно, а во многих университетах проводится 2 типа семинаров: семинары для студентов, изучающих основной курс, и семинары для выпускников. За активное участие в семинарах студентам выдаются сертификаты.
Дипломы,
грамоты и сертификаты
Экзамены для каждой дисциплины определяют тип сертификата, который студенту необходимо получить для сдачи выпускного экзамена или экзаменов для получения степени.
Квалификационные свидетельства.
В немецких университетах студент может получить – в зависимости от специальности – диплом (Diplom), академическую степень магистра (Magister), либо сдать государственный экзамен в качестве выпускного (все это – равноценные квалификационные звания). Кроме того, в последнее время вводятся программы обучения с всемирно признанными академическими степенями: бакалавра и мастера.