Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:39, доклад
В 1900 году население Бразилии составляло 17,4 миллионов, 65,1 % которого было неграмотным, детская смертность затрагивала 162,4 детей на тысячу новорожденных, продолжительность жизни составляла 33,6 года, а доход на душу населения был в 516 R$. Спустя сто пять лет в стране с населением в 180 миллионов человек норма неграмотности упала к 11,8 % ,продолжительность жизни повысилась к 71,3 годам, детская смертность достигла 27,5 детей на тысячу новорожденных, а доход на душу населения поднялся до 8000 R$. Все это связано с прогрессом образования, которое раньше было доступно только элитной части населения, в настоящее время основной курс образования в течение восьми лет доступен почти каждому.
В 1900 году население Бразилии составляло 17,4 миллионов, 65,1 % которого было неграмотным, детская смертность затрагивала 162,4 детей на тысячу новорожденных, продолжительность жизни составляла 33,6 года, а доход на душу населения был в 516 R$. Спустя сто пять лет в стране с населением в 180 миллионов человек норма неграмотности упала к 11,8 % ,продолжительность жизни повысилась к 71,3 годам, детская смертность достигла 27,5 детей на тысячу новорожденных, а доход на душу населения поднялся до 8000 R$. Все это связано с прогрессом образования, которое раньше было доступно только элитной части населения, в настоящее время основной курс образования в течение восьми лет доступен почти каждому.
Если в 1940 году только 21 % детей в возрасте 7 - 14 лет были зарегистрированы в школах, то в 2003 году уже приблизительно 98 % обучались в школьных классах.
Кроме
того, если раньше в школах преподавались
только необходимые предметы для
поддержания элементарной грамотности
населения, то в настоящее время школа
играет роль начального звена для социализации
и воспитания личности, обретения знаний,
выработки у подрастающего поколения
стройной системы морально-этических
ценностей, своеобразного стержня нравственности,
совести и идеалов гражданства.
Теме
образования посвящена часть Ко
Самый важный конституционный закон, касающийся образования – Закон № 9394, от 20 декабря 1996 года - Lei de Diretrizes e Bases (Закон Руководящих принципов и Оснований), но часто называемый Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро – как дань одному из самых великих бразильских социологов и педагогов).
Образование в Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые тоже могут получать государственные ассигнования. Государственное образование бесплатно на всех уровнях обучения.
Система образования в Бразилии строится на сотрудничестве федерального правительства, штатов, Федерального округа и муниципальных округов. Федеральное правительство в лице Министерства образования отвечает за организацию и финансирование федеральной системы образования, оказывает техническое и финансовое содействие штатам, Федеральному округу и муниципальным округам в деле развития соответствующих систем образования, уделяя приоритетное внимание системе неполного среднего восьмилетнего образования. Федеральная система образования включает университеты, отдельные вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также сеть сельскохозяйственных и промышленных техникумов. Помимо системы высшего образования федеральное правительство отвечает также за национальную программу поддержки аспирантов.
В систему образования, находящуюся в ведении штатов, входят детские сады, учреждения дошкольного образования, начальная и средняя школа и университеты (в некоторых штатах). Существует тенденция передачи средних школ в ведение штатов, а дошкольных учреждений - в ведение муниципальных округов.
В
ведении муниципальных округов
находятся, в основном, учреждения дошкольного
образования и неполного
В
административном плане деятельность
каждой системы образования
Современная
система образования Бразилии начала
складываться несколько позже, чем в большинстве
стран Латинской Америки.
Официальный образовательный цикл в Бразилии:
- дошкольное образование
(детский сад и пр.) - не обязательно
- восемь лет основного (начального) образования
- три года среднего образования
- четыре-шесть лет высшего образования
- дополнительное образование
Согласно статье 208 Конституции, основное начальное образование является обязательным и бесплатным. Только начальное образование обязательно в Бразилии. За исполнение этого отвечает и государство (включая федеральное правительство, штаты, федеральный округ и муниципалитеты), и родители. "Компетентная власть должна быть ответственной за отказ Правительства в обеспечении обязательного образования или если это делается нерегулярно…", - написано в параграфе 2 статьи 208 Конституции Бразилии.
Были единичные случаи, когда суд участвовал в исправлении ситуации, когда бедные семьи не могли устроить детей в школу, в таких случаях суд решал, что штат должен оплатить обучение таких детей в частных школах.
Намного более серьезная и частая проблема – это дети, которые не посещают школу, потому что их родители за ними не следят; много бедных родителей не могут позволить себе затраты на подготовку и отправку детей в школу; или они просто предпочитают посылать детей работать, а не учиться в школе.
Несмотря на то, что начальное образование обязательно и работать людям моложе 16 лет запрещено, в Бразилии очень часть используется детский труд, и причина проста: родители нуждаются в том, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги. По вечерним новостям уже было несколько репортажей: дети в возрасте 3 лет сбивают палкой орехи; мальчики в возрасте 10 лет носят и бросают дрова в печи для обжига кирпича.
Ситуация улучшилась за последние несколько лет благодаря двум официальным программам: Bolsa Escola, по которой родители, которые отправляют детей в школу и следят за их здоровьем, получают маленькое пособие, и FUNDEF, по которой муниципалитеты получают федеральные средства в соответствии с числом зарегистрированных детей.
Большинство начальных школ финансируется или муниципалитетами, или штатами (как определено в параграфах 2 и 3 статьи 211 Конституции); и штаты, и муниципалитеты обязаны тратить, по крайней мере, 25% своего бюджета на образование.
Это порождает проблему: у более богатых штатов и более богатых городов есть больше денег, чтобы инвестировать в качественное образование, с более высокооплачиваемыми, квалифицированными учителями и лучшей инфраструктурой, тогда как в более бедных городах и штатах образование очень плохое. Даже в более богатых областях, однако, за прошлые десятилетия качество образования падало. В Бразилии наблюдалась следующая картина: государство вкладывало в образование очень мало средств; стандарты государственного образования понизились; средний класс помещал своих детей в частные школы и не заботился о государственном образовании и т.д.
Образование открыто для свободного частного предпринимательства, при наблюдении официальных властей. В настоящее время, фактически весь средний класс посылает детей в частные школы. Цены на обучение могут меняться от всего R$ 50 (US$ 20) в маленьких городах до R$ 500 в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро (города, где услуги являются самыми дорогими в Бразилии).
Бразилия участвует в программе «Каждому ребенку – по персональному компьютеру» - проект по предоставлению дешевых ноутбуков бедным детям в странах третьего мира), но программа продвигается очень медленно.
Сегодня 97% детей ходят в школу. Принята программа “стипендия-школа”, которая распространяется на 10,7 млн. учащихся в возрасте от 6 до 15 лет.
Среднее образование (на португальском языке «ensino medio») не обязательно в Бразилии. В пункте II статьи 208 Конституции говорится, что государство должно искать путь обобщения бесплатного среднего образования (сравните это с Пунктом I из той же самой статьи, в котором говорится, что начальное образование обязательно и бесплатно); статья, однако, не устанавливает срок, в котором должен быть найден путь обобщения.
Среднее образование занимает три года. Большинство средних школ финансируется муниципалитетами и штатами. Последствие этого - то, что качество образования в этих школах меняется в соответствии с инвестиционными возможностями властей.
Большинство школ не обеспечивают профессиональное образование. Есть школы, которые обеспечивают, наряду с регулярным образованием, также профессиональные навыки; такие школы называют «escolas tecnicas» (технические школы).
Даже при том, что оно не обязано, федеральное правительство поддерживает сеть технических школ, которые считаются лучшими в Бразилии. Также высоко ценятся технические школы, поддержанные SESI и SENAI; эти организации получают финансирование от отраслей промышленности, и обучают по программам для данных отраслей (обычно, SESI и SENAI посещаются представителями бедных классов, как это произошло с президентом Лулой).
Но
в большинстве случаев у
Среднее образование также открыто для свободного предпринимательства, при наблюдении официальных властей. Точно так же, как это случается с начальным образованием, бразильский средний класс посылает детей в частные средние школы. Большинство семей среднего класса знает, что частные школы (обычно) намного лучше государственных официальных школ. Посещение частных средних школ становится еще более важным, потому что вступительные экзамены в колледж или университет основаны на предметах, преподававшихся в средних школах; статистические данные показывают, что большинство студентов, поступивших в вузы, посещало частные средние школы.
Обычно, помимо обычных предметов, частные школы предлагают дополнительные, такие как спортивные состязания, языки, искусства, и т.д. Цены в частных школах могут быть очень высокими, в зависимости от качества (и репутации) учреждения; обычная частная школа обычно стоит несколько сотен реалов, но главные школы, такие как Porto Seguro, Dante Alighieri, Colegio Sao Bento, American School of Brasilia, и т.д. может стоить тысячи долларов в месяц.
Следствие такого положения дел - то, что обычно студенты, которые могли позволить себе лучшие средние школы или лучшие cursinhos, поступают в бесплатные общественные университеты, тогда как более бедные классы, кто не мог позволить себе хорошего начального и среднего образования, идут в платные частные университеты низкого качества.
Число учащихся средних школ за последние годы увеличилось на 60%. В системе среднего образования имеются учебные заведения общеобразовательного, коммерческого, технического, сельскохозяйственного и педагогического профиля. Учебные заведения этого типа принадлежат государству, частному сектору и церкви. В начале 70-х годов средним образованием было охвачено всего около 40 процентов молодежи в возрасте от 15 до 19 лет.
Сегодня
этот показатель улучшился почти
в полтора раза. Полный курс в
общеобразовательной школе
В
средних профессионально-