Система образования в Бразилии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:39, доклад

Описание работы

В 1900 году население Бразилии составляло 17,4 миллионов, 65,1 % которого было неграмотным, детская смертность затрагивала 162,4 детей на тысячу новорожденных, продолжительность жизни составляла 33,6 года, а доход на душу населения был в 516 R$. Спустя сто пять лет в стране с населением в 180 миллионов человек норма неграмотности упала к 11,8 % ,продолжительность жизни повысилась к 71,3 годам, детская смертность достигла 27,5 детей на тысячу новорожденных, а доход на душу населения поднялся до 8000 R$. Все это связано с прогрессом образования, которое раньше было доступно только элитной части населения, в настоящее время основной курс образования в течение восьми лет доступен почти каждому.

Работа содержит 1 файл

Образование в Бразилии.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО»  БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ДОКЛАД

на  тему: «Система образования в Бразилии»

по  дисциплине: Основы психологии и педагогики

Студент

ФМЭО, 1-ый курс, ДАЗ-2       Ларкович Е. С.

Минск 2009

     В 1900 году население Бразилии составляло 17,4 миллионов, 65,1 % которого было неграмотным, детская смертность затрагивала 162,4 детей на тысячу новорожденных, продолжительность жизни составляла 33,6 года, а доход на душу населения был в 516 R$. Спустя сто пять лет в стране с населением в 180 миллионов человек норма неграмотности упала к 11,8 % ,продолжительность жизни повысилась к 71,3 годам, детская смертность достигла 27,5 детей на тысячу новорожденных, а доход на душу населения поднялся до 8000 R$. Все это связано с прогрессом образования, которое раньше было доступно только элитной части населения, в настоящее время основной курс образования в течение восьми лет доступен почти каждому.

     Если  в 1940 году только 21 % детей в возрасте 7 - 14 лет были зарегистрированы в школах, то в 2003 году уже приблизительно 98 % обучались в школьных классах.

     Кроме того, если раньше в школах преподавались  только необходимые предметы для  поддержания элементарной грамотности населения, то в настоящее время школа играет роль начального звена для социализации и воспитания личности, обретения знаний, выработки у подрастающего поколения стройной системы морально-этических ценностей, своеобразного стержня нравственности, совести и идеалов гражданства.  

     Теме  образования посвящена часть Конституции Бразилии, статьи 205 - 214.

     Самый важный конституционный закон, касающийся образования – Закон № 9394, от 20 декабря 1996 года - Lei de Diretrizes e Bases (Закон Руководящих принципов и Оснований), но часто называемый Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро – как дань одному из самых великих бразильских социологов и педагогов).

     Образование в Бразилии включает в себя как государственные (на уровне федерации, штата и муниципальных округов), так и частные учебные заведения, которые тоже могут получать государственные ассигнования. Государственное образование бесплатно на всех уровнях обучения.

     Система образования в Бразилии строится на сотрудничестве федерального правительства, штатов, Федерального округа и муниципальных округов. Федеральное правительство в лице Министерства образования отвечает за организацию и финансирование федеральной системы образования, оказывает техническое и финансовое содействие штатам, Федеральному округу и муниципальным округам в деле развития соответствующих систем образования, уделяя приоритетное внимание системе неполного среднего восьмилетнего образования. Федеральная система образования включает университеты, отдельные вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также сеть сельскохозяйственных и промышленных техникумов. Помимо системы высшего образования федеральное правительство отвечает также за национальную программу поддержки аспирантов.

     В систему образования, находящуюся  в ведении штатов, входят детские  сады, учреждения дошкольного образования, начальная и средняя школа  и университеты (в некоторых штатах). Существует тенденция передачи средних  школ в ведение штатов, а дошкольных учреждений - в ведение муниципальных округов.

     В ведении муниципальных округов  находятся, в основном, учреждения дошкольного  образования и неполного среднего, включая детские сады, учреждения дошкольного образования, неполные средние школы (главным образом  расположенные в сельской местности), а также средние школы (в некоторых муниципальных округах).

     В административном плане деятельность каждой системы образования регламентируется соответствующим нормативным органом  под управлением соответствующего центрального исполнительного органа. На федеральном уровне нормативы деятельности устанавливаются Национальным советом по образованию. На уровне штатов и в Федеральном округе аналогичные функции выполняет соответствующий Совет штата по образованию. В компетенцию Секретариата штата по образованию входят административные функции и проверка работы частных начальных и средних учебных заведений. На уровне муниципальных округов административные и контрольные функции осуществляются Муниципальными советами по образованию (либо Секретариатами штата по образованию), а также Секретариатами или Управлениями по образованию. Каждая система пользуется автономией в подборе преподавательских кадров и сотрудников, а также в управлении своими ресурсами.

     Современная система образования Бразилии начала складываться несколько позже, чем в большинстве стран Латинской Америки. 

     Официальный образовательный цикл в Бразилии:

- дошкольное образование (детский сад и пр.) - не обязательно 
- восемь лет основного (начального) образования 
- три года среднего образования 
- четыре-шесть лет высшего образования 
- дополнительное образование

     Основное (начальное) образование

     Согласно  статье 208 Конституции, основное начальное  образование является обязательным и бесплатным. Только начальное образование  обязательно в Бразилии. За исполнение этого отвечает и  государство (включая федеральное правительство, штаты, федеральный округ и муниципалитеты), и  родители. "Компетентная власть должна быть ответственной за отказ Правительства в обеспечении обязательного образования или если это делается нерегулярно…", - написано в параграфе 2 статьи 208 Конституции Бразилии.

     Были  единичные случаи, когда суд участвовал в исправлении ситуации, когда  бедные семьи не могли устроить детей  в школу, в таких случаях суд  решал, что штат должен оплатить обучение таких детей в частных школах.

     Намного более серьезная и частая проблема – это дети, которые не посещают школу, потому что их родители за ними не следят; много бедных родителей  не могут позволить себе затраты  на подготовку и отправку детей в школу; или они просто предпочитают посылать детей работать, а не учиться в школе.

     Несмотря  на то, что начальное образование  обязательно и работать людям  моложе 16 лет  запрещено, в Бразилии очень часть используется детский труд, и причина проста: родители нуждаются в том, чтобы их дети работали и зарабатывали деньги. По вечерним новостям уже было несколько репортажей: дети в возрасте 3 лет сбивают палкой орехи; мальчики в возрасте 10 лет носят и бросают дрова в печи для обжига кирпича.

     Ситуация улучшилась за последние несколько лет благодаря двум официальным программам: Bolsa Escola,  по которой родители, которые отправляют детей в школу и следят за их здоровьем, получают маленькое пособие, и FUNDEF, по которой муниципалитеты получают федеральные средства в соответствии с числом зарегистрированных детей.

     Большинство начальных школ финансируется или  муниципалитетами, или штатами (как  определено в параграфах 2 и 3 статьи 211 Конституции); и штаты, и муниципалитеты обязаны тратить, по крайней мере, 25% своего бюджета на образование.

     Это порождает проблему: у более богатых  штатов и более богатых городов  есть больше денег, чтобы инвестировать  в качественное образование, с более  высокооплачиваемыми, квалифицированными учителями и лучшей инфраструктурой, тогда как в более бедных городах и штатах образование очень плохое. Даже в более богатых областях, однако, за прошлые десятилетия качество образования падало. В Бразилии наблюдалась следующая картина: государство вкладывало в образование очень мало средств; стандарты государственного образования понизились; средний класс помещал своих детей в частные школы и не заботился о государственном образовании и т.д.

     Образование открыто для свободного частного предпринимательства, при наблюдении официальных властей. В настоящее время, фактически весь средний класс посылает детей в частные школы. Цены на обучение могут меняться от всего R$ 50 (US$ 20) в маленьких городах до R$ 500 в Сан-Пауло или Рио-де-Жанейро (города, где услуги являются самыми дорогими в Бразилии).

     Бразилия  участвует в программе «Каждому ребенку – по персональному компьютеру» - проект по предоставлению дешевых  ноутбуков бедным детям в странах  третьего мира), но программа продвигается очень медленно.

     Сегодня 97% детей ходят в школу. Принята программа “стипендия-школа”, которая распространяется на 10,7 млн. учащихся в возрасте от 6 до 15 лет.

     Среднее образование

     Среднее образование (на португальском языке  «ensino medio») не обязательно в Бразилии. В пункте II статьи 208 Конституции  говорится, что государство должно искать путь обобщения бесплатного среднего образования (сравните это с Пунктом I из той же самой статьи, в котором говорится, что начальное образование обязательно и бесплатно); статья, однако, не устанавливает срок, в котором должен быть найден путь обобщения.

     Среднее образование занимает три года. Большинство  средних школ финансируется муниципалитетами и штатами. Последствие этого - то, что качество образования в этих школах меняется в соответствии с  инвестиционными возможностями  властей.

     Большинство школ не обеспечивают профессиональное образование. Есть школы, которые обеспечивают, наряду с регулярным образованием, также профессиональные навыки; такие  школы называют «escolas tecnicas» (технические  школы).

     Даже  при том, что оно не обязано, федеральное правительство поддерживает сеть технических школ, которые считаются лучшими в Бразилии. Также высоко ценятся технические школы, поддержанные SESI и SENAI; эти организации получают финансирование от отраслей промышленности, и обучают по программам для данных отраслей (обычно, SESI и SENAI посещаются представителями бедных классов, как это произошло с президентом Лулой).

     Но  в большинстве случаев у дипломированных  специалистов среднего уровня нет технической  специальности. Многие пытаются поступить в университеты, чтобы получить диплом.

     Среднее образование также открыто для  свободного предпринимательства, при  наблюдении официальных властей. Точно  так же, как это случается с  начальным образованием, бразильский  средний класс посылает  детей в частные средние школы. Большинство семей среднего класса знает, что частные школы (обычно) намного лучше государственных официальных школ. Посещение частных средних школ становится еще более важным, потому что вступительные экзамены в колледж или университет основаны на предметах, преподававшихся в средних школах; статистические данные показывают, что большинство студентов, поступивших в вузы, посещало частные средние школы.

     Обычно, помимо обычных предметов, частные  школы предлагают дополнительные, такие  как спортивные состязания, языки, искусства, и т.д. Цены в частных школах могут быть очень высокими, в зависимости от качества (и репутации) учреждения; обычная частная школа обычно стоит несколько сотен реалов, но главные школы, такие как Porto Seguro, Dante Alighieri, Colegio Sao Bento, American School of Brasilia, и т.д. может стоить тысячи долларов в месяц.

     Следствие такого положения дел - то, что обычно студенты, которые могли позволить  себе лучшие средние школы или  лучшие cursinhos, поступают в бесплатные общественные университеты, тогда как более бедные классы, кто не мог позволить себе хорошего начального и среднего образования, идут в платные  частные университеты низкого качества.

     Число учащихся средних школ за последние  годы увеличилось на 60%. В системе среднего образования имеются учебные заведения общеобразовательного, коммерческого, технического, сельскохозяйственного и педагогического профиля. Учебные заведения этого типа принадлежат государству, частному сектору и церкви. В начале 70-х годов средним образованием было охвачено всего около 40 процентов молодежи в возрасте от 15 до 19 лет.

     Сегодня этот показатель улучшился почти  в полтора раза. Полный курс в  общеобразовательной школе рассчитан  на 7 лет и подразделяется на два цикла: четырехлетнее обучение в гимназии и трехлетнее в колледже с классическим или техническим уклоном, окончание которого дает право на поступление в университет.

     В средних профессионально-технических  школах, принадлежащих главным образом  государству, курс обучения делится на основной (4 года) и специальный (3-4 года). Окончившие эти учебные заведения молодые люди получают диплом специалиста средней квалификации и право поступления с технический вуз.

Информация о работе Система образования в Бразилии