Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 13:15, лекция
Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность.
Вопросы:
1. Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
2. Структура и принципы развития образования в РБ.
3. Направления реформирования системы высшего образования в РБ.
В 1-9 классах общеобразовательных школ на факультативных занятиях могут реализовываться театральные, музыкальные, хореографические, художественные направления, а в 1-11 ещё и спортивные.
В этом году в систему образования придут 650 молодых специалистов.
С 1 сентября за парты сядут более 10,5 тысяч первоклассников, около 4 тысяч учащихся придут на первый курс в ПТУ. В Гродненской области в системе ПТ-образования 10 колледжей, 17 лицеев, 1 ПТУ.
В этом году рабочие специальности получили около трёх с половиной тысяч выпускников. Студентами вузов дневной формы обучения в Беларуси стали 50 тысяч 272 человека. В государственные вузы зачислено 46 тысяч 038 студентов, из них за счёт средств республиканского бюджета будут обучаться 25 тысяч 871 человек, на условиях оплаты – 21 тысяча 67 студентов. В вузы частной формы собственности на дневную форму обучения зачислено 3 тысячи 334 человека. Среди поступивших на дневную форму обучения выпускники сельских школ составляют 7 тысяч 443 человека, в том числе текущего года – 6 тысяч 893 человека; выпускники городских школ – 39 тысяч 82 человека, в том числе текущего года – 35 тысяч 215 человек; выпускники ссузов – 3 тысячи 270 человек; выпускники учреждений профтехобразования – 452 человека.
В ГрГУ им. Я. Купалы поступили 4032 человека. Конкурс на бюджетную форму дневного отделения составил 2,4 человека на место, средний балл на бюджетную форму – 8,6.
Актуальной остаётся проблема предоставления общежития.
По
итогам централизованного тестирования
Гродненская область сохранила лидерство:
первые места по пяти школьным предметам,
вторые – по пяти. А 100-балльных сертификатов
у представителей нашего региона – 11 (это
третья позиция в республике).
3.Направления реформирования системы высшего образования в республике Беларусь.
Высшее
образование – уровень
Подготовка специалистов с высшим образованием в Республике Беларусь осуществляется на базе общего среднего, среднего профессионально-технического и среднего специального образования в. университетах, институтах, академиях и высших колледжах, как государственных, так и негосударственных.
Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования.
Высшее
образование в РБ может быть получено
в очной (дневной, вечерней) или заочной
(в том числе дистанционной) формах.
Очная форма получения высшего
образования предусматривает
Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года. Система высшего образования в РБ включает:
-
высшие учебные заведения и
другие организации,
-
республиканские органы гос.
-
участников образовательного
образовательные стандарты высшего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы.
Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:
Основными
направлениями развития высшей школы
является разработка и внедрение
в образовательный процесс
-
структурно-организационных
- содержательно-технологических инноваций;
создание ресурсного обеспечения подготовки специалистов.
а)
поэтапный переход к
Изменение структуры и содержания высшего образования
|
Ступень образования | Срок подготовки | Содержание ВО по уровням подготовки | Статус ВУЗа |
I. Бакалавр | 4 года | Общая соц.-гуманит. и естеств.-научн., общая профессиональная и спец. подготовка в соответствии со специальностью | Высший колледж, институт, академия, университет |
II. Специалист | 5 лет | Методологич., псих.-пед., лингвистич., дополнительная гуманитарная, научная, проф. подготовка в соответствии со специальностью и специализацией | Институт, академия, университет |
III. Магистр | 6 лет | Углубленная проф., эконом. подготовка, фундаментальная научно-исследовательская, научно-пед. подготовка | Академия, университет |
Первая ступень высшего образования обеспечивает подготовку специалистов с высшим образованием, обладающих фундаментальными и специальными знаниями и навыками, и завершается присвоением квалификации и выдачей диплома о высшем образовании, предоставляющих право на трудоустройство с учётом присвоенной квалификации в порядке, установленном законодательством РБ, и (или) на обучение в магистратуре. Срок обучения на этой ступени составляет 4-5 лет и может увеличиваться не более, чем на 1 год при обучении по наиболее сложным специальностям, обучение в вечерней и заочной формах высшего образования. Срок обучения лиц, получивших среднее специальное образование, может быть сокращён высшим уч. заведением по согласованию с Министерством образования РБ при условии соблюдения требований образовательных стандартов высшего образования;
Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследовательской работы и завершается присвоением степени «магистр» и выдачей диплома магистра, предоставляющих право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учётом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратере. Срок обучения на этой ступени от одного до двух лет.
Б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет.
Классический университет – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по разным профилям и направлениям образования на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и выполняет функции научно-методического центра по профилям (направлениям образования) осуществляемой подготовки специалистов с высшим образованием.
Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей на двух ступенях высшего образования, подготовку научных работников высшей квалификации, переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием, со средним специальным образованием по отдельным специальностям, проводит фундаментальные и прикладные исследования и выполняет функции научно-методического центра по соответствующему профилю (профилям) подготовки специалистов с высшим образованием.
Институт – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля на двух ступенях высшего образования и проводит фундаментальные и (или) прикладные научные исследования по соответствующей специальности (специальностям).
Высший колледж – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов на первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего спец. образования, и специалистов со средним спец. образованием по специальностям, интегрированным со специальностями высшего образования, а также в соответствии с основным профилем своей образовательной деятельности переподготовку и повышение квалификации специалистов, получивших образование на первой ступени высшего образования, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием.
В) интеграцию средне специального и высшего образования (создание университетских комплексов: ССУЗ- ВУЗ).
2. Содержательно-технологические инновации связаны с обоснованием и внедрением нового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки специалистов в современных условиях. Разработка нового содержания обучения и технологий обучения предполагает:
Большое внимание должно уделяться самообразованию и саморазвитию студентов, т.к. процесс овладения профессией и основами проф. мастерства происходит на личностном уровне. Этого можно достичь созданием и внедрением личностно-ориентированных и развивающих технологий.
- нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего государственного классификатора специальностей и квалификаций);
-
кадровое (повышение квалификации профессорско-
- материально-техническое (обновление материально-технической базы, доступ к Интернет для студентов и преподавателей);
- финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг, повышение эффективности научно-инновационной и научно-производственной деятельности ВУЗов).
Реформирование белорусской высшей школы сопровождается в последнее время следующими новшествами: