Система образования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 13:15, лекция

Описание работы

Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность.

Содержание

Вопросы:
1. Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
2. Структура и принципы развития образования в РБ.
3. Направления реформирования системы высшего образования в РБ.

Работа содержит 1 файл

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

       СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

       Вопросы:

    1. Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
    2. Структура и принципы развития образования в РБ.
    3. Направления реформирования системы  высшего образования в РБ.

            1. Анализ состояния  современной практики  образования

      Формирование  и развитие образовательной системы  в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и  гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в  его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность.

      Основными целями функционирования системы образования  в обществе выступают:

      • подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира;

      • обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения;

      • воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.

      В настоящее время усиливается  направленность системы образования на потребности человека и ценности национальной и мировой культуры, обеспечение условий для непрерывного образования. На уровне дошкольного воспитания обеспечивается развитие детей и подготовка их для обучения в школе. На уровне общего среднего образования реализация потребностей учащихся и их родителей возможна за счет:

      • усиления дифференциации содержания основного и дополнительного образования; создания специализированных школ и классов, гимназий, лицеев;

      • включения в содержание обучения новых дисциплин (экологии, экономики, основ права и др.);

      • применения новых форм и технологий обучения и воспитания.

      В системе профессионально-технического и среднего образования юноши  и девушки получают профессии  и специальности соответствующего уровня.

      В вузах учет потребностей и интересов обучающихся обеспечивается внедрением двухступенчатой подготовки специалистов, вариативных и гибких учебных планов и программ, развивающих образовательных и информационно-компьютерных технологий, что представляет новые возможности для личности при выборе профессии, достижении более высокого уровня профессионального образования и адаптации к динамично меняющимся условиям рынка труда.

       Мировые образовательные  тенденции.

       Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни международного сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции развития мирового образования.

       Становление образования как важнейшего фактора  преодоления отсталости. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в ведущих государствах, грозит обострением проблемы преодоления технологической отсталости во многих других регионах планеты, что может привести к возникновению серьезных неконтролируемых противоречий между развитыми и развивающимися странами.

       От  решения проблем образования, которые  в развивающихся странах в  последние десятилетия еще более  усугубились в связи с бурным ростом информационных технологий, зависят как перспективы социально-экономического развития этих стран, так и возможность преодоления отсталости в мире в целом.

       Трансформация понятия образования. В современных  условиях образование все в большей  степени перестает отождествляться  с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков. Функции образования выполняют не только школы и вузы, но и различные социальные институты, предприятия.

       Неформальное  образование направлено на компенсацию  недостатков и противоречий, которые  формальное образование устранить  не в состоянии. Его индивидуализированный  характер позволяет учитывать возможности конкретного человека и способствовать его саморегуляции и развитию.

       Концепция непрерывного образования. Последние  десятилетия характеризуются ускорением процесса обновления технологий и знаний в различных сферах деятельности. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже шестилетним, а с сорокалетним образованием".

       Развитие  концепции непрерывного образования рассматривается как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

       Развитие  рыночных отношений в сфере образования. С начала 80-х гг. XX в. в подавляющем  большинстве стран обострилась проблема государственного финансирования образования. Поиск путей выхода из финансового кризиса систем образования многих стран привел к появлению не только национальных, но и мировых рынков образовательных услуг. Так, в середине 90-х гг. XX в. общая стоимость предоставления таких услуг иностранным гражданам оценивалась примерно в 100 млрд дол. в год, что сопоставимо с размером бюджета ряда государств. Из общей суммы 18 млрд дол. заработали Соединенные Штаты, осуществляющие целенаправленную работу по "рекрутированию" студентов.

       Интеграция  образования. Важной чертой развития образования  является его глобальность. Из категории  национальных приоритетов высокоразвитых стран образование переходит  в категорию мировых приоритетов.

       Международное сообщество стремится к созданию глобальной стратегии образования, поэтому сегодня интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Согласно Болонской декларации, принятой министрами образования 29 государств Европы 19 июня 1999 г., предполагается создание к 2010 г. единого европейского образовательного пространства с целью расширения возможностей трудоустройства выпускников вузов, повышения мобильности и конкурентоспособности специалистов.

      Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в  системе образования Республики Беларусь, России, других стран СНГ, по-разному классифицируется аналитиками и исследователями. Некоторые из них оценивают состояние системы образования как достаточно стабильное, отвечающее современным требованиям. В качестве аргументов ими приводятся следующие положения:

      • образование — одна из социальных областей, которая функционирует относительно стабильно в отличие от экономики, сельского хозяйства, материального производства и др.;

      • результаты международных социологических исследований свидетельствуют, что республика имеет достаточно высокие показатели по уровню образованности населения среди развитых стран. Этот вывод подтверждают итоги участия школьников, студентов в предметных международных олимпиадах и турнирах.

      Однако  большинство исследователей указывают на существование как позитивных, так и негативных тенденций в развитии образования за последнее десятилетие; некоторые из них называют современное состояние образования кризисным.

      Выделим позитивные тенденции в развитии системы образования:

      • гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися;

      • вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных изменившимися социально-экономическими условиями (право, основы экономики, основы психологии и педагогики, информатика и др.);

      • разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам;

      • дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений; учет социального заказа на образование;

      • переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавров и магистров), отвечающую международным требованиям;

      • разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

      • использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования, таких как доходы от собственной коммерческой деятельности, средства спонсоров, благотворительные средства.

      Негативные  тенденции в образовании

      Отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся. В последние годы фиксируется тенденция ухудшения  здоровья детей. Врачи связывают ухудшение физического состояния детей и подростков с осуществлением нездорового образа жизни, нервно-психическими дисфункциями, дидактогенными неврозами. Можно выделить следующие факторы, способствующие возникновению у учащихся психических и физических расстройств:

      • неспособность детей справиться с учебной программой;

      • усложненные и перегруженные учебные программы и учебники;

      • чрезмерная учебная нагрузка учащихся (старшеклассники имеют в неделю более 40—42 рабочих часов, не считая домашних заданий, а учебная нагрузка школьников за последние пятьдесят лет увеличилась почти вдвое).

      Авторитарный  стиль преподавания и руководства  учебным заведением. Управление учебным  заведением без учета мировых  образовательных тенденций и  передового международного опыта реформирования образования, национально-культурных особенностей, без опоры на орган школьного или вузовского самоуправления не может обеспечить качественных результатов обучения и воспитания молодежи. В классах с авторитарными, жесткими учителями школьники болеют в три раза чаще, а нарушений психического здоровья у них в пять раз больше.

      Унификация  образовательного процесса в учебных  заведениях, ограничивающая вариативность  и гибкость учебных планов и программ. Унифицирующее воздействие современной школы выражается в существующей ориентации учебного процесса на «среднего ученика» без должного учета интересов и способностей каждого школьника; в преобладании вербальных, объяснительно-иллюстративных методов обучения, направленных на запоминание и воспроизведение учащимися «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков в ущерб эффективному развитию у них способов мышления и действий.

      Бюрократизм и формализм в системе образования. Эти характеристики образовательного кризиса проявляются в дидактоцентризме и предметоцентризме.

      Дидактоцентризм определяется как результат превращения  урока в центральное звено  учебно-воспитательного процесса школы. Действительно, в массовой школе  преобладающей формой обучения продолжает выступать урок с его традиционными обязательными элементами: запоминанием и воспроизведением формальных знаний, проверкой, контролем, оценкой. Такой урок с жесткой структурой и ориентированный, в основном, на строгую реализацию учебных планов и формальное выполнение программ, достижение запрограммированных результатов в виде знаний, умений, навыков, не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления, плюралистического мировоззрения и формированию рефлексивных умений, обобщенных способов выполнения различных видов учебно-поисковой деятельности, а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника.

      Предметоцентризмом  обозначается набор недостаточно связанных  между собой предметов как  «слепков» основ наук. Содержание учебных дисциплин; носит, в основном, информативный характер и не отражает межпредметные связи; оно недостаточно служит целям самопознания личности и познания постоянно меняющегося окружающего мира; изучение этих предметов оторвано от нужд и потребностей развивающейся личности.

Информация о работе Система образования Республики Беларусь