Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:08, доклад
Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.
30
Техника и технологии
4216
4206
4190
Архитектура и строительство
650
650
659
Сельское и лесное хозяйство
1960
1866
1890
Здравоохранение
1679
1430
1385
Социальная защита
19
14
18
Службы безопасности
1380
1280
1208
ИТОГО
18933
18356
18052
В системе высшего
образования государственная
В настоящее время
разработан проект Закона Республики
Беларусь «О высшем образовании», который
основывается на принципах, определенных
Законом Республики Беларусь «Об
образовании», и направлен на обеспечение:
- права граждан
на получение на конкурсной
основе высшего образования в
учреждениях, обеспечивающих
- качества высшего
образования;
- гарантий предоставления
первого рабочего места
- интеграции системы
высшего образования
- государственной
поддержки подготовки
Данный проект Закона
«О высшем образовании» наиболее полно
соответствует нашей
Вторая ступень
высшего образования, магистратура,
будет готовить к аспирантуре
и соисканию ученой степени. Продолжительность
обучения на этой ступени – 1-2 года.
Повышенный уровень сложности программ
магистратуры и соответствующий
отбор позволит сформировать интеллектуальную
элиту для науки.
В проекте Закона
«О высшем образовании» закрепляется
право высшего учебного заведения
иметь в своей структуре лицей,
ССУЗ, что соответствует существующим
реалиям и перспективам развития
интеграционных процессов в системе
образования. Для молодежи сельской
местности устанавливается
Программа перехода
на дифференцированные сроки подготовки
специалистов с высшим образованием,
рассчитанная на пять лет, начала реализовываться
с 2005 г. Ожидается, что указанный
документ, основанный на концепции
внедрения двухступенчатой
Разработаны проекты
положений о первой и второй ступенях
высшего образования, а также
проекты типовых учебных планов
для обеих ступеней. Кстати, в 2005
г. в соответствии с поручением главы
государства в 18 государственных
высших учебных заведениях была открыта
магистратура, ориентированная на подготовку
к аспирантуре и соискание ученой степени.
Важно, что большинство специальностей
второй ступени приведены в соответствие
с направлениями подготовки научных кадров.
В настоящее время
развивается система получения
второго, третьего высшего образования,
в том числе на основе новейших
информационных технологий и принципов
дистанционного обучения, что дает
возможность на протяжении всей жизни
пополнять свои знания и совершенствовать
профессиональные навыки. С целью
развития системы дистанционного обучения
создан Научно-методический совет при
Министерстве образования Республики
Беларусь.
В республике сложилась
система работы с талантливыми детьми
и молодежью. Осуществлен ряд
мероприятий по государственной
поддержке и социальной защите талантливой
молодежи. Студентам высших учебных
заведений за отличную успеваемость
на протяжении всей учебы в вузе,
особые успехи в научно-исследовательской
и творческой деятельности назначаются
стипендии Президента Республики Беларусь.
Действует ряд нормативных
В целях сохранения
и приумножения интеллектуального
и творческого потенциала республики,
создания условий для выявления,
развития, поддержки и социальной
защиты талантливой молодежи разработан
проект Государственной программы
«Молодые таланты Беларуси» на 2006
– 2010 гг.
Таким образом, повышение
качества, доступности, эффективности
образования, его непрерывный характер,
рост социальной мобильности и активности
молодежи, включение молодых людей
в различные образовательные
сферы делают систему образования
одним из важнейших факторов укрепления
государства.
Национальная система
образования включает:
·
участников образовательного процесса;
·
образовательные стандарты, разработанные
на их основе учебные планы и учебные
программы;
·
учреждения образования и другие
организации, обеспечивающие эффективное
функционирование систем образования;
·
государственные органы управления,
включающие Министерство образования
Республики Беларусь, управления и
отделы образования местных
Основное образование
в республике имеет следующие
уровни:
·
дошкольное;
·
общее базовое;
·
общее среднее;
·
профессионально-техническое;
·
среднее специальное;
·
высшее;
·
послевузовское.
Специальное образование
(для учащихся, имеющих психофизические
особенности) может осуществляться
на всех уровнях основного образования.
Дополнительное образование
направлено на расширение возможностей
в интеллектуальном, эстетическом,
нравственном и физическом развитии
личности при получении основного
образования, углубления профессиональной
компетентности, а также на решение
задач кадрового обеспечения
всех сфер социально-экономической
деятельности.
Дополнительное образование
может осуществляться на всех уровнях
основного образования, а также
включает:
·
внешкольное обучение и воспитание;
·
повышение квалификации и переподготовку
кадров;
В системе образования
функционируют учреждения образования,
осуществляющие деятельность, направленную
на получение гражданами основного
и (или) дополнительного образования,
а также организации, деятельность
которых направлена на обеспечение
эффективного функционирования систем
образования (библиотеки, музеи, научные
и другие организации).
К учреждениям образования
относятся:
·
дошкольные учреждения (сад, ясли);
·
учреждения, обеспечивающие получения
начального, базового, общего среднего,
профессионально-технического, среднего
специального, высшего и послевузовского
образования, повышение квалификации
и переподготовку кадров, а также
получение специального образования
для лиц с особенностями
·
учреждения внешкольного обучения и
воспитания;
·
социально-педагогические учреждения;
·
специальные учебно-
·
научно-исследовательские
Республика Беларусь
активно сотрудничает в рамках образовательных
реформ и с европейскими странами
и с азиатским регионом. Ведется
работа по укреплению престижа национальной
системы образования и
Важную роль в
этом играет повышение качества образования,
расширение экспорта образовательных
услуг, усовершенствование рекламной
и информационной деятельности за границей,
формирование междугородней договорной
основы, в том числе дальнейшее
укрепление сотрудничества с международными
организациями, а также активизация
международной проектной
Наша страна является
участницей Конвенции о признании
учебных курсов, дипломов о высшем
образовании и ученых степеней в
странах Европейского региона от
1979 г., принятой в Париже.
В 2002 г. Беларусь присоединилась
к Конвенции о признании
Широкое развитие получила
тенденция на установление непосредственного
сотрудничества с высшими учебными
и научными заведениями и центрами
западных стран. Общее количество межвузовских
договоров со странами СНГ, Европы,
Америки и Азии в 2004 г. составило
557. Семинары, симпозиумы, встречи, обмены
студентами и преподавателями, а
также опыт работы (в рамках непосредственных
договоров) направлены на усовершенствование
системы университетского управления
и организации учебного процесса,
модернизацию высшего образования
в целом.
Учреждения образования
Республики Беларусь активно сотрудничают
с международными организациями: ЮНЕСКО,
ЮНИСЕФ, ООН-ПРООН, Европейским Союзом,
Советом Европы, Европейскими центрами
профессионального образования
и др.
Таким образом, модернизация
образования имеет шанс на успешное
осуществление и через