Система образования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:08, доклад

Описание работы

Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

Работа содержит 1 файл

Система образования Республики Беларусь.docx

— 27.66 Кб (Скачать)

30 

Техника и технологии 

4216 

4206 

4190 

Архитектура и строительство 

650 

650 

659 

Сельское и лесное хозяйство 

1960 

1866 

1890 

Здравоохранение 

1679 

1430 

1385 

Социальная защита 

19 

14 

18 

Службы безопасности 

1380 

1280 

1208 

ИТОГО 

18933 

18356 

18052 

   
 

   

В системе высшего  образования государственная молодежная политика реализуется последовательно  и комплексно посредством мероприятий, направленных на создание благоприятных  условий для профессиональной подготовки и социализации студенческой молодежи. 

В настоящее время  разработан проект Закона Республики Беларусь «О высшем образовании», который  основывается на принципах, определенных Законом Республики Беларусь «Об  образовании», и направлен на обеспечение: 

- права граждан  на получение на конкурсной  основе высшего образования в  учреждениях, обеспечивающих получение  высшего образования, в том  числе за счет средств республиканского  и (или) местных бюджетов в  государственных высших учебных  заведениях; 

- качества высшего  образования; 

- гарантий предоставления  первого рабочего места выпускникам  государственных высших учебных  заведений, обучающихся за счет  средств республиканского и (или)  местных бюджетов; 

- интеграции системы  высшего образования Республики  Беларусь в мировое образовательное  пространство при сохранении  и развитии достижений и традиций  белорусской высшей школы; 

- государственной  поддержки подготовки специалистов  для приоритетных направлений  социально-экономического и научно-технического  развития Республики Беларусь, обеспечения  ее национальной безопасности. 

Данный проект Закона «О высшем образовании» наиболее полно  соответствует нашей традиционной системе высшего образования. Первая ступень будет обеспечивать обучение специалистов по схеме, проверенной  временем. На этой ступени сохранится массовая подготовка, а вот срок будет дифференцирован для разных специальностей – четыре или пять лет (преимущественно четыре). Сокращенные  сроки и относительно низкая стоимость  учебы должны сделать высшее образование  общедоступным и еще более  привлекательным. 

Вторая ступень  высшего образования, магистратура, будет готовить к аспирантуре  и соисканию ученой степени. Продолжительность  обучения на этой ступени – 1-2 года. Повышенный уровень сложности программ магистратуры и соответствующий  отбор позволит сформировать интеллектуальную элиту для науки. 

В проекте Закона «О высшем образовании» закрепляется право высшего учебного заведения  иметь в своей структуре лицей, ССУЗ, что соответствует существующим реалиям и перспективам развития интеграционных процессов в системе  образования. Для молодежи сельской местности устанавливается квота  приема – эта мера поддержки будет  более существенна, чем раздельный конкурс. 

Программа перехода на дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием, рассчитанная на пять лет, начала реализовываться  с 2005 г. Ожидается, что указанный  документ, основанный на концепции  внедрения двухступенчатой системы, решит многие проблемы высшей школы. Например, упорядочит структуру и  перечень специальностей. Их сегодня  свыше 300, отдельные из них не всегда востребованы работодателями. В настоящее  время проведен анализ потребностей в кадрах по каждой специальности. Министерство образования и Министерство экономики  утвердили план мероприятий, в рамках которого сократится прием на невостребованные специальности, и наоборот, увеличится набор на дефицитные, откроются новые  специальности. И, конечно, изменится  количество и объем курсов. Реализация мероприятий данной программы уже  началась. 

Разработаны проекты  положений о первой и второй ступенях высшего образования, а также  проекты типовых учебных планов для обеих ступеней. Кстати, в 2005 г. в соответствии с поручением главы  государства в 18 государственных  высших учебных заведениях была открыта  магистратура, ориентированная на подготовку к аспирантуре и соискание ученой степени. Важно, что большинство специальностей второй ступени приведены в соответствие с направлениями подготовки научных кадров. 

В настоящее время  развивается система получения  второго, третьего высшего образования, в том числе на основе новейших информационных технологий и принципов  дистанционного обучения, что дает возможность на протяжении всей жизни  пополнять свои знания и совершенствовать профессиональные навыки. С целью  развития системы дистанционного обучения создан Научно-методический совет при  Министерстве образования Республики Беларусь. 

В республике сложилась  система работы с талантливыми детьми и молодежью. Осуществлен ряд  мероприятий по государственной  поддержке и социальной защите талантливой  молодежи. Студентам высших учебных  заведений за отличную успеваемость на протяжении всей учебы в вузе, особые успехи в научно-исследовательской  и творческой деятельности назначаются  стипендии Президента Республики Беларусь. Действует ряд нормативных актов, в соответствии с которыми назначаются  именные стипендии учащимся и  студентам. Выделяются из государственного бюджета специальные ассигнования на надбавки за успехи в учебе, общественной и научной работе студентам вузов  и учащимся средних специальных  учебных заведений. Органы местного самоуправления дополнительно принимают  решения по социальной поддержке  талантливой молодежи. 

В целях сохранения и приумножения интеллектуального  и творческого потенциала республики, создания условий для выявления, развития, поддержки и социальной защиты талантливой молодежи разработан проект Государственной программы  «Молодые таланты Беларуси» на 2006 – 2010 гг. 

Таким образом, повышение  качества, доступности, эффективности  образования, его непрерывный характер, рост социальной мобильности и активности молодежи, включение молодых людей  в различные образовательные  сферы делают систему образования  одним из важнейших факторов укрепления государства. 

   

Национальная система  образования включает: 

   

·        участников образовательного процесса; 

·        образовательные стандарты, разработанные  на их основе учебные планы и учебные  программы; 

·        учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное  функционирование систем образования; 

·        государственные органы управления, включающие Министерство образования  Республики Беларусь, управления и  отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов (республиканского, регионального, местного уровня управления). 

   

Основное образование  в республике имеет следующие  уровни: 

·        дошкольное; 

·        общее базовое; 

·        общее среднее; 

·        профессионально-техническое; 

·        среднее специальное; 

·        высшее; 

·        послевузовское. 

   

Специальное образование (для учащихся, имеющих психофизические  особенности) может осуществляться на всех уровнях основного образования. 

Дополнительное образование  направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетическом, нравственном и физическом развитии личности при получении основного  образования, углубления профессиональной компетентности, а также на решение  задач кадрового обеспечения  всех сфер социально-экономической  деятельности. 

Дополнительное образование  может осуществляться на всех уровнях  основного образования, а также  включает: 

·        внешкольное обучение и воспитание; 

·        повышение квалификации и переподготовку кадров; 

В системе образования  функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного  и (или) дополнительного образования, а также организации, деятельность которых направлена на обеспечение  эффективного функционирования систем образования (библиотеки, музеи, научные  и другие организации). 

К учреждениям образования  относятся: 

·        дошкольные учреждения (сад, ясли); 

·        учреждения, обеспечивающие получения  начального, базового, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского  образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также  получение специального образования  для лиц с особенностями психофизического развития (учебные заведения –  школы различных типов, лицеи, училища, колледжи, вузы); 

·        учреждения внешкольного обучения и  воспитания; 

·        социально-педагогические учреждения; 

·        специальные учебно-воспитательные учреждения; 

·        научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением проблем  обучения и воспитания, управлением  образовательными системами и их проектированием; разработкой и  внедрением инновационных педагогических технологий. 

   

Республика Беларусь активно сотрудничает в рамках образовательных  реформ и с европейскими странами и с азиатским регионом. Ведется  работа по укреплению престижа национальной системы образования и достижению конкурентоспособности белорусского диплома за границей. 

Важную роль в  этом играет повышение качества образования, расширение экспорта образовательных  услуг, усовершенствование рекламной  и информационной деятельности за границей, формирование междугородней договорной основы, в том числе дальнейшее укрепление сотрудничества с международными организациями, а также активизация  международной проектной деятельности. 

Наша страна является участницей Конвенции о признании  учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в  странах Европейского региона от 1979 г., принятой в Париже. 

В 2002 г. Беларусь присоединилась к Конвенции о признании квалификаций, которые относятся к высшему  образованию в Европейском регионе, принятой в Лиссабоне в 1997 г. (процесс  взаимного признания регулируется в отношениях 30 европейских стран). 

Широкое развитие получила тенденция на установление непосредственного  сотрудничества с высшими учебными и научными заведениями и центрами западных стран. Общее количество межвузовских договоров со странами СНГ, Европы, Америки и Азии в 2004 г. составило 557. Семинары, симпозиумы, встречи, обмены студентами и преподавателями, а  также опыт работы (в рамках непосредственных договоров) направлены на усовершенствование системы университетского управления и организации учебного процесса, модернизацию высшего образования  в целом. 

Учреждения образования  Республики Беларусь активно сотрудничают с международными организациями: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ООН-ПРООН, Европейским Союзом, Советом Европы, Европейскими центрами профессионального образования  и др. 

Таким образом, модернизация образования имеет шанс на успешное осуществление и через реализацию международной деятельности.

Информация о работе Система образования Республики Беларусь