Система образования Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:08, доклад

Описание работы

Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.

Работа содержит 1 файл

Система образования Республики Беларусь.docx

— 27.66 Кб (Скачать)

Система образования  Республики Беларусь. Тенденции и  особенности высшего образования  в РБ. Роль и место идеологического  воспитания в системе образования  РБ. 

  

 Развитие и  совершенствование образования  особо значимо для Беларуси. Этому  способствует великая национальная  образовательная традиция – создание  на белорусской земле ещё в  период введения христианства  целостной сети учебных заведений  при церквях и монастырях. 

Она существенно  расширилась, соединила латинские  и византийские начала и была одной  из лучших в Европе в средние века, когда Беларусь стала ареной конфессионального  соперничества. Создавались самые  разнообразные учебные заведения: школы, училища, коллегиумы, университеты, академии. Конкуренция православия, католицизма, протестантизма шла, прежде всего, через школу, что служило  как проявлению её разнообразных  типов и использованию в них  передовых для своего времени  педагогических идей, так и пониманию  белорусами первичности образования  в системе всех других ценностей. Кроме того, большинство выдающихся белорусских мыслителей были педагогами, сочетали поиск научных знаний с  просветительской деятельностью: Евфросинья Полоцкая, Кирилла Туровский, Микола Гусовский, Франциск Скорина, Симеон Полоцкий, Сымон Будный и многие другие. 

С конца XVII столетия религиозное влияние на белорусов  дополняется политическим. В крае быстро увеличивается воздействие  польской культуры и образования. Полонизация  препятствовала развитию родной культуры, но в то же время содействовала  приобщению населения к европейской  цивилизации. 

В конце XVIII в. белорусские  земли вошли в состав Российской империи. Начала осуществляться политика русификации. Она почти остановила национальное образование, транслировала  в основном достижения русской культуры. 

Белорусские учебные  заведения всегда являлись духовными  центрами, они занимались не только обучением, но и выступали очагами  культуры, центрами формирования национального  сознания. Возвращение к современному образованию этой исторической миссии – насущная задача и средство выживания  нации. В наибольшей степени это  касается сельских школ, которые всегда выступали хранителями национальной культуры. 

В XX столетии образование  Беларуси вместе с народом пережили сложные преобразования. Они характеризуются  как существенными успехами в  возрождении национальной школы  в 20-е гг., обеспечением широкого доступа  людей к знаниям и другим ценностям  мировой культуры, так и разрушением  национальной школы в 30-е и последующие  годы, игнорированием потребностей белорусов, космополитизмом и великодержавным  шовинизмом. 

Достижением системы  образования бывшей БССР является то, что она ликвидировала неграмотность, создала условия для получения  каждым человеком общего среднего образования. 

Кардинальные социально-экономические  преобразования суверенитета, подтолкнули  общество к серьезному анализу и  переосмыслению самых основ образования, его настоящей роли, места и  значения в развитии человека и общества. 

На современном  этапе развития нашего государства  особую значимость приобретает эффективная  система образования, которая является основой улучшения качества жизни  людей. Хорошо образованное население  поможет ускорить развитие страны. 

В настоящее время  складывается мировой высококонкурентный образовательный рынок, поскольку  образование, всё больше становясь  способом продвижения страны на международный  рынок труда и новейших технологий, постепенно превращается в один из ведущих элементов геополитики  и экономической стратегии государства. 

Основу выполнения этих планов составляет эффективная  система образования, ведь решить поставленные задачи смогут только люди образованные, творческие, умеющие постоянно пополнять  свои знания и применять их на практике. 

Курс на создание социального государства обеспечивает системе образования в нашей  республике стабильное развитие. 

Учитывая особую актуальность провозглашенных Организацией Объединенных Наций фундаментальных  принципов «Образование для всех», в программах социально-экономического развития Республики Беларусь заявлено, что образование должно стать  основой всех преобразований в стране. 

Государственная политика в образовании построена на нескольких основополагающих принципах. В частности, это государственное финансирование учреждений образования всех уровней, государственная социальная поддержка  учащихся, студентов, учителей и педагогических работников, обеспечение равных возможностей получения образования всеми  гражданами и, в первую очередь, сельской молодежью. Сегодня около трети  студентов – родом из сельской местности. 

За последние 10 лет  стали реальными успехи в образовании. Мы достигли самых высоких показателей  в мире по грамотности взрослого  населения (99,7 %). Уровень развития образования  в стране позволил достичь хороших  результатов в получении молодежью  высшего образования (55 %), а также  в обеспечении начальным образованием (третье место в мире). 

Растут расходы  бюджета на образование. Укрепляется  материально-техническая база. Продолжается работа по усилению государственной  поддержки обучающейся молодежи (осуществляются, мероприятия по увеличению денежных норм питания и материального  обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Значительно повысился размер стипендий  и достиг самого высокого показателя среди стран СНГ. Создание финансово-экономического механизма, обеспечивающего стабильное развитие системы образования, практически  полное выполнение социальных стандартов позволяет нам реализовывать  конституционное право на получение  качественного образования. 

Изменения, которые  происходят в сфере образования, направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской  школы. Важны также задачи развития сети учреждений профессионально-технического, среднего и высшего образования, реабилитации через образование, в  том числе профессиональное, лиц  с особенностями психофизического развития. Важным представляется создание условий по обеспечению доступа  населения к высшему образованию. 

Беларусь по праву  может гордиться системой дошкольных учреждений. Здесь обеспечивается не только уход, воспитание, питание, медицинское  обслуживание детей, но и качественное образование. Содержание ребенка в  дошкольном учреждении, а также 40 % от затрат на питание датируются государством. При этом, за последние годы количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, увеличилось почти на 10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный  охват детей 5-летнего возраста подготовкой  к школе. 

Переход на 12-летний срок обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования, был рассчитан на период с 1998 по 2010 г., но в 2008 году Декретом президента РБ «Об отдельных вопросах общего среднего образования» был осуществлён возврат  на 11-летнюю форму обучения. Также  сейчас завершен переход начальной  школы на обучение с шести лет. 

За последние годы в республике значительно расширилась  сеть гимназий, лицеев, классов с  изучением отдельных предметов  на повышенном и(или) углубленном уровне, с художественным направлением, в  том числе в сельской местности. В системе образования (на 2009 год) функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических комплексов школа (гимназия)-колледж. 

При разработке содержания обучения в 11-летней школе обеспечивается оптимальное сочетание теоретической  и практической подготовки учащихся к применению знаний в быстро меняющемся мире. Учебный процесс в республике полностью обеспечен национальными  учебниками. Только за годы реформы  издано около тысячи наименований учебной  литературы. Новые учебники стали  более доступными, практико-ориентированными при сохранении фундаментальности  и системности изложения материала. Достижение этой цели, в свою очередь, предполагает широкое распространение  «активных» форм и методов обучения. Кроме того, большое внимание уделяется  информатизации всей системы образования, улучшению преподавания всех предметов, воспитанию патриотических и гражданских  качеств, формированию экологической  культуры учащихся и повышению их готовности к активному участию  в социально-экономической и политической жизни страны. 

Проводимые в среднем  образовании изменения закреплены в проекте Закона Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». 

Перспективы развития государства – это развитие интеллектуального  потенциала. У нас сложилась устойчивая система общего, профессионального  и высшего образования. 

В республике функционируют 230 учреждений, обеспечивающих получение  профессионально-технического образования. Среди них профессионально-технические  училища (127), профессионально-технические  колледжи (54), профессиональные лицеи (49). В стране сформировалась открытая, доступная, непрерывно развивающаяся  система, обеспечивающая бесплатное получение  профессионально-технического и общего среднего образования. Общее количество учащихся в этой системе составляет свыше 114,6 тысяч человек. В целях  улучшения обеспечения экономики  кадрами укрепляется взаимодействие учебных заведений профтехобразования с организациями – заказчиками  кадров по вопросам приема, трудоустройства и закрепляемости выпускников, создания базы производственного обеспечения. Выпускники, получившие квалификацию рабочего (служащего), могут продолжить обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. 

Среднее специальное  образование является одним из важнейших  звеньев национальной системы образования. Сегодня в экономике и социальной сфере республики занято свыше 900 тысяч  специалистов со средним специальным  образованием (60 % работают на должностях специалистов, руководителей и иных служащих, свыше 30 % – рабочие). Современная  система среднего специального образования  включает 214 учебных заведений. Они  равномерно распределены по регионам, что приближает образование к  потребителю. У молодежи есть возможность  учиться в своей местности. 

За последние годы на 20 – 30 % снижен прием на юридические, экономические и педагогические специальности. В настоящее время, как показывает анализ рынка, потребность  в специалистах данных направлений  практически полностью удовлетворена. Одновременно увеличен прием на востребованные специальности технического профиля, такие, как технология машиностроения, промышленное и гражданское строительство, теплоэнергетика, автоматизация производства. На основе исследования рынка труда  и предложений нанимателей ежегодно корректируется общегосударственный  классификатор «Специальности и  квалификации». В настоящее время  разработан проект «Государственной программы  развития среднего специального образования  на 2006 – 2010 гг.». 

В нашей стране на практике осуществлен переход к  массовому высшему образованию (количество студентов за последние 10 лет увеличилось  вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество вузов в республике выросло с 39 до 44 (более чем на 10 %), а с  учетом 10 частных вузов – до 53 (более чем на 35 %). Из 44 государственных  высших учебных заведений 30 являются университетами (включая Академию управления при Президенте Республики Беларусь), 2 – институтами, 4 – высшими колледжами. Контингент студентов высших учебных  заведений в 2005 г. составил около 385 тысяч, в том числе государственных  вузов – около 325 тысяч, частных  вузов – около 60 тысяч. При ежегодном  увеличении приема в государственные  вузы постоянно растет конкурс на все формы обучения по всем специальностям. Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч  специалистов с высшим образованием. В 2005 г. направление на работу получили около 90 % выпускников, которые обучались  по дневной форме за счет бюджетных  средств. Министерством образования  Республики Беларусь подготовлены перспективные  проекты занятости специалистов с высшим образованием в Беларуси до 2015 г. (Таблица 12.1). 

   

Таблица 12.1 – Дополнительная потребность в специалистах с  высшим образованием на перспективу  до 2015 г. 

Профили 

2006 

2010 

2015 

Педагогика 

4696 

4405 

4308 

Искусство и дизайн 

324 

287 

343 

Физкультура, спорт, общепит, быт. услуги 

597 

641 

583 

Коммуникации, право, экономика 

3208 

3356 

3254 

В т.ч.:    Право 

448 

457 

451 

               Коммуникации 

295 

357 

353 

Экономика и управление 

2465 

2542 

2450 

Естественные науки 

23 

23 

20 

Экологические науки 

18 

23 

Информация о работе Система образования Республики Беларусь