Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:08, доклад
Система образования Республики Беларусь. Тенденции и особенности высшего образования в РБ. Роль и место идеологического воспитания в системе образования РБ.
Система образования
Республики Беларусь. Тенденции и
особенности высшего
Развитие и
совершенствование образования
особо значимо для Беларуси. Этому
способствует великая
Она существенно
расширилась, соединила латинские
и византийские начала и была одной
из лучших в Европе в средние века,
когда Беларусь стала ареной конфессионального
соперничества. Создавались самые
разнообразные учебные
С конца XVII столетия
религиозное влияние на белорусов
дополняется политическим. В крае
быстро увеличивается воздействие
польской культуры и образования. Полонизация
препятствовала развитию родной культуры,
но в то же время содействовала
приобщению населения к европейской
цивилизации.
В конце XVIII в. белорусские
земли вошли в состав Российской
империи. Начала осуществляться политика
русификации. Она почти остановила
национальное образование, транслировала
в основном достижения русской культуры.
Белорусские учебные
заведения всегда являлись духовными
центрами, они занимались не только
обучением, но и выступали очагами
культуры, центрами формирования национального
сознания. Возвращение к современному
образованию этой исторической миссии
– насущная задача и средство выживания
нации. В наибольшей степени это
касается сельских школ, которые всегда
выступали хранителями
В XX столетии образование
Беларуси вместе с народом пережили
сложные преобразования. Они характеризуются
как существенными успехами в
возрождении национальной школы
в 20-е гг., обеспечением широкого доступа
людей к знаниям и другим ценностям
мировой культуры, так и разрушением
национальной школы в 30-е и последующие
годы, игнорированием потребностей белорусов,
космополитизмом и
Достижением системы
образования бывшей БССР является то,
что она ликвидировала
Кардинальные социально-
На современном
этапе развития нашего государства
особую значимость приобретает эффективная
система образования, которая является
основой улучшения качества жизни
людей. Хорошо образованное население
поможет ускорить развитие страны.
В настоящее время
складывается мировой высококонкурентный
образовательный рынок, поскольку
образование, всё больше становясь
способом продвижения страны на международный
рынок труда и новейших технологий,
постепенно превращается в один из
ведущих элементов геополитики
и экономической стратегии
Основу выполнения
этих планов составляет эффективная
система образования, ведь решить поставленные
задачи смогут только люди образованные,
творческие, умеющие постоянно пополнять
свои знания и применять их на практике.
Курс на создание
социального государства
Учитывая особую
актуальность провозглашенных Организацией
Объединенных Наций фундаментальных
принципов «Образование для всех»,
в программах социально-экономического
развития Республики Беларусь заявлено,
что образование должно стать
основой всех преобразований в стране.
Государственная политика
в образовании построена на нескольких
основополагающих принципах. В частности,
это государственное
За последние 10 лет
стали реальными успехи в образовании.
Мы достигли самых высоких показателей
в мире по грамотности взрослого
населения (99,7 %). Уровень развития образования
в стране позволил достичь хороших
результатов в получении
Растут расходы
бюджета на образование. Укрепляется
материально-техническая база. Продолжается
работа по усилению государственной
поддержки обучающейся молодежи
(осуществляются, мероприятия по увеличению
денежных норм питания и материального
обеспечения детей-сирот и
Изменения, которые
происходят в сфере образования,
направлены на дальнейшее укрепление
ведущих принципов развития белорусской
школы. Важны также задачи развития
сети учреждений профессионально-технического,
среднего и высшего образования,
реабилитации через образование, в
том числе профессиональное, лиц
с особенностями
Беларусь по праву
может гордиться системой дошкольных
учреждений. Здесь обеспечивается не
только уход, воспитание, питание, медицинское
обслуживание детей, но и качественное
образование. Содержание ребенка в
дошкольном учреждении, а также 40 % от
затрат на питание датируются государством.
При этом, за последние годы количество
детей, посещающих детские дошкольные
учреждения, увеличилось почти на
10 %, достигнув 79,7 %, что является лучшим
показателем в СНГ. Обеспечен 100 %-ный
охват детей 5-летнего возраста подготовкой
к школе.
Переход на 12-летний
срок обучения в учреждениях, обеспечивающих
получение общего среднего образования,
был рассчитан на период с 1998 по 2010
г., но в 2008 году Декретом президента РБ
«Об отдельных вопросах общего среднего
образования» был осуществлён возврат
на 11-летнюю форму обучения. Также
сейчас завершен переход начальной
школы на обучение с шести лет.
За последние годы
в республике значительно расширилась
сеть гимназий, лицеев, классов с
изучением отдельных предметов
на повышенном и(или) углубленном уровне,
с художественным направлением, в
том числе в сельской местности.
В системе образования (на 2009 год)
функционируют 153 гимназии, 34 лицея, 6 учебно-педагогических
комплексов школа (гимназия)-колледж.
При разработке содержания
обучения в 11-летней школе обеспечивается
оптимальное сочетание
Проводимые в среднем
образовании изменения
Перспективы развития
государства – это развитие интеллектуального
потенциала. У нас сложилась устойчивая
система общего, профессионального
и высшего образования.
В республике функционируют
230 учреждений, обеспечивающих получение
профессионально-технического образования.
Среди них профессионально-
Среднее специальное
образование является одним из важнейших
звеньев национальной системы образования.
Сегодня в экономике и
За последние годы
на 20 – 30 % снижен прием на юридические,
экономические и педагогические
специальности. В настоящее время,
как показывает анализ рынка, потребность
в специалистах данных направлений
практически полностью
В нашей стране на
практике осуществлен переход к
массовому высшему образованию (количество
студентов за последние 10 лет увеличилось
вдвое: с 189 до 385 тысяч). С 1995 по 2004 г. количество
вузов в республике выросло с
39 до 44 (более чем на 10 %), а с
учетом 10 частных вузов – до 53
(более чем на 35 %). Из 44 государственных
высших учебных заведений 30 являются
университетами (включая Академию управления
при Президенте Республики Беларусь),
2 – институтами, 4 – высшими колледжами.
Контингент студентов высших учебных
заведений в 2005 г. составил около 385
тысяч, в том числе государственных
вузов – около 325 тысяч, частных
вузов – около 60 тысяч. При ежегодном
увеличении приема в государственные
вузы постоянно растет конкурс на
все формы обучения по всем специальностям.
Ежегодно вузы выпускают более 50 тысяч
специалистов с высшим образованием.
В 2005 г. направление на работу получили
около 90 % выпускников, которые обучались
по дневной форме за счет бюджетных
средств. Министерством образования
Республики Беларусь подготовлены перспективные
проекты занятости специалистов
с высшим образованием в Беларуси
до 2015 г. (Таблица 12.1).
Таблица 12.1 – Дополнительная
потребность в специалистах с
высшим образованием на перспективу
до 2015 г.
Профили
2006
2010
2015
Педагогика
4696
4405
4308
Искусство и дизайн
324
287
343
Физкультура, спорт, общепит, быт. услуги
597
641
583
Коммуникации, право, экономика
3208
3356
3254
В т.ч.: Право
448
457
451
Коммуникации
295
357
353
Экономика и управление
2465
2542
2450
Естественные науки
23
23
20
Экологические науки
18
23