Система образования РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:42, контрольная работа

Описание работы

1.Система образования — модель, объединяющая институциональные структуры (дошкольные образовательные учреждения ,школа, университет , колледжи, др.),обеспечивающая содержание воспитания и обучения и реализующая одну или несколько образовательных программ, основной целью которых является образование обучающихся в них.

Работа содержит 1 файл

Контр.по Д.П..docx

— 33.28 Кб (Скачать)

 физкультурно-оздоровительные;    

 эстетического направления;    

 по подготовке к школе;    

 адаптации и другие.    

39. Группа кратковременного  пребывания  обеспечивает  развитие

детей,    не   посещающих   дошкольные   учреждения,   своевременную

социализацию в коллективе сверстников  и взрослых, формирование основ

готовности к школьному обучению.     

40. В дошкольных учреждениях  всех типов могут быть организованы

группы    соответствующего   направления   деятельности   (профиля),

указанного в пункте 24 настоящего Положения;    

 группы интегрированного   воспитания   и   обучения  для  детей

дошкольного возраста с  особенностями  психофизического  развития  в

соответствии  с  Положением об интегрированном воспитании и обучении

детей  дошкольного   возраста   с   особенностями   психофизического

развития,   утвержденным   постановлением  Министерства  образования

Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г.  № 5 (Национальный  реестр

правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 46, 8/7962).    

41. В структуру дошкольного  учреждения  могут  входить  пункты

коррекционно-педагогической   помощи   для   детей  с  особенностями

психофизического развития,  которые осуществляют свою деятельность в

соответствии с законодательством Республики Беларусь.    

42. Детский сад-школа создается  на базе дошкольного  учреждения

или   общеобразовательной   школы.  Детский  сад-школа  обеспечивает

обучение,  воспитание  и  развитие  детей  дошкольного  и  школьного

возраста,     преемственность    в    организации    и    содержании

образовательного процесса.    

 В структуру  детского  сада-школы  могут входить группы яслей и

детского   сада   всех   направлений   деятельности   (профилей)   в

соответствии с пунктом 24 настоящего Положения.    

43. Дошкольное    учреждение    может     оказывать     платные

образовательные  услуги  в  соответствии  с  Перечнем платных услуг,

оказываемых государственными учреждениями образования,  утвержденным

постановлением  Совета  Министров  Республики  Беларусь от 3 октября

2002 г.  №  1376  (Национальный  реестр  правовых  актов  Республики

Беларусь, 2002 г., № 115, 5/11270).    

 Платные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной

образовательной деятельности, финансируемой  из бюджета.    

44. Режим   работы   дошкольного   учреждения   устанавливается

учредителем  с учетом пожеланий родителей и режима работы учреждений

и иных организаций, где работают родители. Учреждение может работать

с  пятидневной  или  шестидневной  рабочей неделей или непрерывно на

протяжении календарной  недели  со  следующими  режимами  пребывания

детей:    

9 часов;    

10,5 часа;    

12 часов;    

24 часа.    

 Группы  кратковременного  пребывания  детей  функционируют   по

гибкому  режиму:  от  2  до 5 раз в неделю, от 2 до 7 часов в день в

зависимости  от  пожеланий  родителей  или  законных  представителей

детей.  

   45. Питание  детей  в  дошкольном  учреждении  организуется   в

соответствии  с  нормами  питания  детей  в  дошкольных учреждениях,

утвержденными  постановлением  Министерства  образования  Республики

Беларусь,   Министерства   здравоохранения   Республики  Беларусь  и

Министерства торговли Республики Беларусь от 15 сентября 2003  г.  №

62/42/46  (Национальный  реестр  правовых актов Республики Беларусь,

2003 г., № 112, 8/10051).    

 Питание  детей  старше  6  лет  организуется  в  соответствии с

нормами  для  детей  данной  возрастной  категории,   установленными

законодательством Республики Беларусь.     

46. Детям  в  возрасте  до  1  года организуется индивидуальное

питание  в  соответствии с требованиями учреждений здравоохранения в

соответствии с законодательством Республики Беларусь.    

47. В  соответствии  с законодательством Республики Беларусь на

основе вышеуказанных норм питания  детей утверждаются денежные  нормы

питания  детей  в  дошкольном  учреждении  в зависимости от возраста

детей,  длительности  их  пребывания  в  нем,  профиля   дошкольного

учреждения.    

48. В дошкольном учреждении с  кратковременным пребыванием детей

питание  организуется  при  условии их пребывания в учреждении 3,5 и

более часов.    

49. Медицинское   обслуживание  детей  обеспечивается  штатными

медицинскими  работниками  дошкольных  учреждений   и   медицинскими

работниками   учреждений   здравоохранения   по   месту   нахождения

дошкольного учреждения.    

 В    своей    деятельности  медицинские  работники   дошкольных

учреждений    руководствуются    нормативными    правовыми    актами

Министерства  здравоохранения  Республики  Беларусь,  иными   актами

законодательства Республики Беларусь.  

 

 

Вариативность

Типовое положение  о дошкольном образовательном учреждении  в п.5 устанавливает следующие виды  дошкольных образовательных учреждений:  

детский сад;

детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением  одного или нескольких направлений  развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.):

детский сад компенсирующего  вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

детский сад присмотра  и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные  группы в разном сочетании);

центр развития ребенка - детский  сад с осуществлением физического  и психического развития, коррекции  и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, в настоящее  время установлен закрытый перечень возможных видов  дошкольных  образовательных  учреждений, дифференцирующихся в зависимости от реализуемых направлений      деятельности, связанных с нуждаемостью воспитанников в тех или иных услугах  (оздоровительных, интеллектуальных, художественно-эстетических,  коррекционных и т.д.).

Согласно  п.16 положения о дошкольном образовательном учреждении  требования, предъявляемые к дошкольному образовательному учреждению, и критерии их отнесения к соответствующему виду, категории,  устанавливаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

Закон РФ «Об образовании» в статье 12 закрепляет определение  образовательного учреждения, под которым  понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее  одну или несколько образовательных  программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. В то же время положение о дошкольном образовательном учреждении в п.3 содержит указание на более широкий круг функций дошкольного образовательного учреждения, к числу которых относятся  воспитание,  обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 до 7 лет, в чем, конечно же, усматривается противоречие с Законом РФ «Об образовании».  Тем не менее, расширенный перечень функций дошкольного образовательного учреждения предполагает более широкий, по сравнению с установленным круг типов дошкольных образовательных учреждений, в которых может отдаваться приоритет тем или иным функциям.

Роль и функции служб

Одной из важнейших структурных  единиц системы образования является психологическая служба, основная цель которой обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному  развитию ребенка.

К основным видам деятельности детского психолога относятся: психологическое  просвещение; психологическое консультирование; развивающая и коррекционная  деятельность; психологическая диагностика. Особо следует подчеркнуть значимость психопрофилактической направленности деятельности психолога. Психопрофилактическая  деятельность может осуществляться как через непосредственную работу с дошкольниками (проведение развивающих  занятий, коммуникативных тренингов, психодиагностики, обучения элементам  аутотренинга), так и опосредованно  через консультативную и просветительскую работу с родителями и педагогами.

Психологическое просвещение  является одной из форм психопрофилактики. Основной задачей данного вида деятельности выступает приобщение детей и взрослых к психологическим знаниям.

Психологическое консультирование проводится с целью содействия педагогам  и родителям в выборе способов решения имеющихся у них проблем (обучение и воспитание ребенка, внутрисемейные конфликты, затруднения в педагогической деятельности и др.).

Психологическая диагностика - выявление возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, осуществление  контроля за ходом их психического и личностного развития, определение причин его отклонения.

Развивающая и коррекционная  деятельность обеспечивает соответствие развития возрастным нормативам, помогает индивидуализировать процесс воспитания и обучения, развивать не только актуальные, но и потенциальные возможности  детской личности.

Социальная служба в детском  дошкольном учреждении призвана создать  условия для полноценной социализации, развития и воспитания личности ребенка  в сфере ближайшего окружения: образовательном  учреждении, семье, по месту жительства, в детских объединениях и т.д. Социальный педагог участвует в  создании и реализации региональных программ социального воспитания. Защищает права и интересы детей. Обеспечивает социально-педагогическую поддержку  и помощь семье в развитии и  воспитании ребенка, выступает их представителем в учреждении образования, различных  инстанциях, привлекая в этих целях  других специалистов. Ведет работу с семьями социального риска. Организует учет детей, которые испытывают трудности в социализации, нуждаются  в опеке (попечительстве), находятся  в экстремальных ситуациях и  принимает адекватные меры по оказанию им социально-педагогической помощи и  поддержки. Пропагандирует и содействует  внедрению среди детей, их семей  здорового образа жизни. Обеспечивает социально-педагогическую помощь и  поддержку детям с особенностями  умственного и физического развития, способствует их социальной адаптации  в обществе, способствует становлению  и развитию у детей общечеловеческих ценностей, общественно регулируемых норм и правил поведения в обществе. Оказывает консультационную социально-педагогическую помощь родителям, педагогам, детям. Взаимодействует  в решении социально-педагогических проблем с органами власти и местного самоуправления, заинтересованными  ведомствами и учреждениями, общественными  организациями.

На современном этапе  происходит преобразование дошкольного  учреждения в научно-методический, психолого-педагогический, социально-культурный центр по работе с семьей, населением.

Реформирование образования  требует серьезных перемен в  системе управления. Целесообразно  создание гибких и разнообразных  форм управления, исходя из региональных и местных особенностей реального  положения дел на селе, в городе, районе, области, республике.

Перестройка работы дошкольного  учреждения включает в себя как изменения  в организации и содержании его  работы, так и изменения во взаимоотношениях с вышестоящими организациями.

Управление детским садом  осуществляется заведующей совместно  с педагогическим советом, который  является постоянно действующим  коллегиальным органом самоуправления педагогических работников. Он имеет  право выбирать программы, образовательные  системы, формы планирования и отчетности как отдельных педагогов, так и всего дошкольного учреждения, решать кадровые и финансовые вопросы.

Предполагается изменение  существующей модели управления по линии  ее демократизации и децентрализации. Пирамиду, "вершина" которой образована из региональных органов управления (области, города, района), а основанием является дошкольное учреждение и конкретный воспитатель, до которого через ряд  промежуточных звеньев доводятся  решения "вершины" пирамиды, необходимо перевернуть, поставив во главу угла интересы ребенка, педагога, трудовых коллективов дошкольных учреждений. В соответствии с этим координировать деятельность всех звеньев управления. Социальный заказ должен исходить "снизу" и одобряться также "внизу". Только при таком условии могут быть созданы предпосылки для реформирования дошкольного образования и реализации принципа переориентации всей системы  управления дошкольным образованием на воспитателя, его нужды и заботы.

 


Информация о работе Система образования РБ