Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:04, реферат
Цель - рассмотреть систему нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
Задачи:
1. изучить жизненный путь Сухомлинского
2. выявить и обосновать дидактические идеи В.А. Сухомлинского
3. проанализировать нравственное развитие школьников в Павлышской средней школе
4. на основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его
концептуальных положений об учителе
Между плодовым садом и виноградником находились теплица и зеленая лаборатория. В теплице выращивали цветы и овощи, ставились опыты. Над дорожкой к теплице - ряд проволочных арок, по которым вился морозоустойчивый виноград. Зеленая лаборатория - центр опытнической работы юннатских и научно-предметных кружков. В комнате - стеллажи с ящиками для образцов почв, посуда, образцы почвенных смесей, инвентарь. С южной стороны - застекленная веранда. Зимой здесь ставились опыты, требующие пониженной температуры для закаливания растений; весной это была еще одна теплица для выращивания цветочной рассады. С веранды вход в погреб. Здесь в леднике ставились биологические и биохимические опыты, хранились семена и саженцы некоторых растений, для развития которых необходимо длительное выдерживание при низкой температуре.
В зеленой лаборатории - сушильная камера для высушивания семян и плодов и для засушивания отдельных органов растений (листьев, веток, корней).
Рядом с теплицей
- парники, почва которых
Между крольчатником и зданием учебных кабинетов - персиковая роща. Весной, когда эти деревья цвели, казалось, что часть плодового сада покрывается розовым облаком.
Рядом с виноградником в тени деревьев - пасека. Это один из самых тихих уголков школьного садика. Недалеко еловая и каштановая аллеи. В центре сада - голубятня. Искусно сделанный домик, украшенный резьбой, возвышался среди деревьев на высоком столбе. С северной стороны - помещение детского театра и кинозала. Здесь же - комната для занятий драматического кружка. На пруду - маленькая водная станция школы. Пруд переходит в заливные луга, прекрасное место для летнего отдыха и экскурсий в природу.
На западной стороне школьной усадьбы домик кружка юных строителей. С весны до осени дети изготовляли здесь железобетонные плиты, боки, трубы и другие детали для хозяйства школы. Рядом с домиком - географическая площадка и метеорологическая станция с необходимой аппаратурой для определения атмосферного давления, силы направления ветра, температуры воздуха, количества атмосферных осадков. Рядом с площадкой - небольшая ветроэлектростанция, дающая ток невысокого напряжения для маленьких действующих моделей.
Рядом с садом - учебно-опытный участок площадью 2 гектара. На участке - поля севооборота зерновых и технических культур, плодопитомники, детская фабрика удобрений.
За учебно-опытным участком - здание кабинета машиноведения и гараж для 2 учебных машин и 2 тракторов. Здесь стояли также сеялки, плуги, культиватор, опрыскиватели плодовых деревьев и прочие машины и механизмы.
В главном учебном корпусе, в котором учились в основном старшие, кроме классных комнат, учителя устроили еще специальные кабинеты: математический, языка и литературы и кабинет иностранных языков с фонотекой.
Тут же располагалась радиолаборатория, фотолаборатория, уголок изобразительного искусства и спортивный зал.
В комнате по ручному труду для 1-4 классов стоял шкаф с инструментами, электролобзики, 2 токарных станка по дереву. К окончанию 4 класса се дети уели точить на этом станке. Считалось, что это такая же азбука труда, как и умение пользоваться ножницами. Эта рабочая комната примыкала к взрослым мастерским, поэтому ученик младшего класса каждый раз видел, как работают его старшие товарищи, заходил и к юным конструкторам, и к юным мастерам автоматики и радиоэлектроники. Малыш убеждался на личном опыте, что одного желания заняться каким-то интересным делом мало, надо научиться хорошо пилить, строгать, клеить, точить.
В каждом доме
для младших возрастных групп
и на каждом этаже главного
учебного корпуса
Главная школьная
библиотека соседствовала с
Заканчивая свою книгу "Сердце отдаю детям", В. Сухомлинский пишет: "В своей мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу мужественным советским патриотом, человеком с честным и горячим сердцем, ясным умом, золотыми руками". Такие идеи должны будить творческую мысль в головах поколений и просто обязаны быть осуществлены [7].
4. В.А. Сухомлинский об учителе
В.А. Сухомлинский развивал теорию и практику формирования педагогического коллектива. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.
Первый источник, питающий детскую любовь к знаниям - это высокая интеллектуальная культура учителей, и, прежде всего, директора школы. Невозможно руководить учебно-воспитательным процессом без знания предметов учебного плана. Для Сухомлинского стало правилом следить за новейшими достижениями наук, составляющих школьную программу. Его интересы и увлечения передавались воспитанникам и непосредственно, и особенно через учителей.
Он с таким же увлечением,
как и дети, собирал приборы
и модели, монтировал фонетический
кабинет. Вместе с воспитанниками сооружал
метеорологическую станцию и
детскую астрономическую обсерв
В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического дела насколько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе учебного материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда» [8, с. 39].
Вопрос о роли и значении педагогического стиля для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в нашей психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах В.А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью.
В.А. Сухомлинский писал: «Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу». [6, с. 112]
Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.
Самого серьезного внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского о способах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».
Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». [8, с. 22] Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.
Заключение
Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.
Список используемой литературы
1. Лушников А.М. История педагогики. - Екатеринбург, 1995.
2. Подласый И.П. Педагогика. - М: Владос, 1996. - 432 с.
3. Родчанин Е.Г., Зязюн
И.А. Об идеалах В.А.
4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в пяти томах. - Киев.: Радянска школа, 1980. - Т.2, 5.
5. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.
7. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1969.
8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
9. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика.
- Минск: Изд-во Минского
Информация о работе Система нравственного воспитания Сухомлинского В.А