Система нравственного воспитания Сухомлинского В.А

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:04, реферат

Описание работы

Цель - рассмотреть систему нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
Задачи:
1. изучить жизненный путь Сухомлинского
2. выявить и обосновать дидактические идеи В.А. Сухомлинского
3. проанализировать нравственное развитие школьников в Павлышской средней школе
4. на основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его
концептуальных положений об учителе

Работа содержит 1 файл

Реферат - Система нравственного воспитания Сухомлинского В.А.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

 Между плодовым  садом и виноградником находились теплица и зеленая лаборатория. В теплице выращивали цветы и овощи, ставились опыты. Над дорожкой к теплице - ряд проволочных арок, по которым вился морозоустойчивый виноград. Зеленая лаборатория - центр опытнической работы юннатских и научно-предметных кружков. В комнате - стеллажи с ящиками для образцов почв, посуда, образцы почвенных смесей, инвентарь. С южной стороны - застекленная веранда. Зимой здесь ставились опыты, требующие пониженной температуры для закаливания растений; весной это была еще одна теплица для выращивания цветочной рассады. С веранды вход в погреб. Здесь в леднике ставились биологические и биохимические опыты, хранились семена и саженцы некоторых растений, для развития которых необходимо длительное выдерживание при низкой температуре.

В зеленой лаборатории - сушильная камера для высушивания  семян и плодов и для засушивания  отдельных органов растений (листьев, веток, корней).

 Рядом с теплицей - парники, почва которых согревается  биологическим топливом. За парниками в зелени плодового сада - домик учебно-опытной кролиководческой фермы.

Между крольчатником  и зданием учебных кабинетов - персиковая роща. Весной, когда эти  деревья цвели, казалось, что часть  плодового сада покрывается розовым  облаком.

 Рядом с виноградником в тени деревьев - пасека. Это один из самых тихих уголков школьного садика. Недалеко еловая и каштановая аллеи. В центре сада - голубятня. Искусно сделанный домик, украшенный резьбой, возвышался среди деревьев на высоком столбе. С северной стороны - помещение детского театра и кинозала. Здесь же - комната для занятий драматического кружка. На пруду - маленькая водная станция школы. Пруд переходит в заливные луга, прекрасное место для летнего отдыха и экскурсий в природу.

 На западной стороне  школьной усадьбы домик кружка юных строителей. С весны до осени дети изготовляли здесь железобетонные плиты, боки, трубы и другие детали для хозяйства школы. Рядом с домиком - географическая площадка и метеорологическая станция с необходимой аппаратурой для определения атмосферного давления, силы направления ветра, температуры воздуха, количества атмосферных осадков. Рядом с площадкой - небольшая ветроэлектростанция, дающая ток невысокого напряжения для маленьких действующих моделей.

Рядом с садом - учебно-опытный участок площадью 2 гектара. На участке - поля севооборота зерновых и технических культур, плодопитомники, детская фабрика удобрений.

 За учебно-опытным  участком - здание кабинета машиноведения  и гараж для 2 учебных машин  и 2 тракторов. Здесь стояли  также сеялки, плуги, культиватор, опрыскиватели плодовых деревьев и прочие машины и механизмы.

В главном учебном  корпусе, в котором учились в  основном старшие, кроме классных комнат, учителя устроили еще специальные  кабинеты: математический, языка и  литературы и кабинет иностранных языков с фонотекой.

Тут же располагалась  радиолаборатория, фотолаборатория, уголок изобразительного искусства и спортивный зал.

В комнате по ручному  труду для 1-4 классов стоял шкаф с инструментами, электролобзики, 2 токарных станка по дереву. К окончанию 4 класса се дети уели точить на этом станке. Считалось, что это такая же азбука труда, как и умение пользоваться ножницами. Эта рабочая комната примыкала к взрослым мастерским, поэтому ученик младшего класса каждый раз видел, как работают его старшие товарищи, заходил и к юным конструкторам, и к юным мастерам автоматики и радиоэлектроники. Малыш убеждался на личном опыте, что одного желания заняться каким-то интересным делом мало, надо научиться хорошо пилить, строгать, клеить, точить.

 В каждом доме  для младших возрастных групп  и на каждом этаже главного  учебного корпуса располагалась  комната для чтения. На полках  дети находили научно-популярные  и научные книги, журналы, брошюры,  детские хрестоматии по науке  и технике, Детскую энциклопедию, художественную литературу. Каждый мог пользоваться книгой в школе или брать ее домой.

 Главная школьная  библиотека соседствовала с мастерскими.  Интеллектуальный труд был в  цене. Несколько шкафов отводились  отделу "Бессмертные произведения  мировой литературы". Список этих книг всегда висел в вестибюле главного учебного корпуса. Не прочесть их считалось признаком бескультурья и невежества. Если ученик по той или иной причине мало читал книг из этого списка, "событие" обсуждалось педагогическим советом.

Заканчивая свою книгу "Сердце отдаю детям", В. Сухомлинский пишет: "В своей мечте я вижу вас взрослыми людьми, мои дорогие дети. Каждого из вас я вижу мужественным советским патриотом, человеком с честным и горячим сердцем, ясным умом, золотыми руками". Такие идеи должны будить творческую мысль в головах поколений и просто обязаны быть осуществлены [7].

 

4. В.А. Сухомлинский об учителе

 

В.А. Сухомлинский развивал теорию и практику формирования педагогического  коллектива. Будучи сам на протяжении многих лет руководителем школы, он пришёл к выводу об определяющей роли педагогического сотрудничества в достижении тех целей, которые стоят перед школой. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил следующую закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и заботливо охраняемые в педагогическом коллективе, тем отчётливее коллектив воспитанников выступает как активная, действительная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель. На вопрос, как же и благодаря чему создаётся педагогический коллектив, В.А. Сухомлинский отвечал однозначно - его творят коллективная мысль, идея, творчество.

Первый источник, питающий детскую любовь к знаниям - это  высокая интеллектуальная культура учителей, и, прежде всего, директора школы. Невозможно руководить учебно-воспитательным процессом без знания предметов учебного плана. Для Сухомлинского стало правилом следить за новейшими достижениями наук, составляющих школьную программу. Его интересы и увлечения передавались воспитанникам и непосредственно, и особенно через учителей.

Он с таким же увлечением, как и дети, собирал приборы  и модели, монтировал фонетический кабинет. Вместе с воспитанниками сооружал метеорологическую станцию и  детскую астрономическую обсерваторию. Таким образом, учитель всегда был рядом со своими учениками, вместе с ними переживал радость открытия.

В.А. Сухомлинский считал, что «мастер педагогического  дела насколько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе учебного материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда» [8, с. 39].

Вопрос о роли и  значении педагогического стиля  для формирования коллектива и личности не нов, он неоднократно поднимался в нашей психологической и педагогической литературе и, прежде всего, в работах В.А. Сухомлинского. Особенно серьезной критике подвергался авторитарный стиль, злоупотребление учителей властью.

В.А. Сухомлинский писал: «Властвование над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры… Дорожить доверием, а значит, и беззащитностью ребенка - эта педагогическая мудрость должна преисполнить всю нашу работу». [6, с. 112]

Сухомлинский считал, что перед каждым ребенком, даже самым посредственным и тяжелым, учитель должен открыть сферы, где он сможет достичь своей вершины, сформировать свое человеческое достоинство, свою душу. Поэтому и создал «Азбуку морали», учившую постигать суть добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и обмана. Эта азбука стала средством преодоления эмоциональной неразвитости. В ребенке необходимо открывать способность ощущать состояние других, умение ставить себя на место другого человека.

Самого серьезного внимания заслуживают рекомендации В.А. Сухомлинского о способах общения на занятиях. Он бескомпромиссно выступал против излишнего возбуждения психики учащихся повышенным тоном, напряжением, против перегрузки речи учителя информацией, против ненужных повторений и вопросов. Учитель, по мнению В.А. Сухомлинского, должен делать с учащимся «то, что подсказали ему мудрые размышления», а не то, «на что его толкает сиюминутное, скоропреходящее настроение».

Василий Александрович  предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». [8, с. 22] Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. Лушников А.М. История  педагогики. - Екатеринбург, 1995.

 

2. Подласый И.П. Педагогика. - М: Владос, 1996. - 432 с.

 

3. Родчанин Е.Г., Зязюн  И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М., 1991.

 

4. Сухомлинский В.А.  Избранные произведения в пяти  томах. - Киев.: Радянска школа, 1980. - Т.2, 5.

 

5. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем… - М., 1986.

 

6. Сухомлинский В.А.  О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.

 

7. Сухомлинский В.А.  Павлышская средняя школа. - М., 1969.

 

8. Сухомлинский В.А.  Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.

 

9. Сухомлинский В.А.  Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с.

 

10. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск: Изд-во Минского Государственного  Университета, 2000. - 560 с.




Информация о работе Система нравственного воспитания Сухомлинского В.А