Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:04, реферат
Цель - рассмотреть систему нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
Задачи:
1. изучить жизненный путь Сухомлинского
2. выявить и обосновать дидактические идеи В.А. Сухомлинского
3. проанализировать нравственное развитие школьников в Павлышской средней школе
4. на основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его
концептуальных положений об учителе
Введение
Василий Александрович Сухомлинский — крупнейший отечественный педагог нашего времени. Творческое наследие В.А. Сухомлинского огромно, разнопланово, многоаспектно, оно до сих пор пополняется ранее не публиковавшимися работами, остается еще далеко не исследованным. Его творчество постоянно обогащалось, углублялось, оттачивалось.
Деятельность Василия Александровича протекала не в самых благоприятных для творчества условиях: в условиях лицемерия, ханжества, морального разложения руководящих структур, всесильной власти идеологии, опутавшей и культуру, и науку. Кажущаяся незыблемость, нерушимость насквозь прогнившего строя не предвещала его скорого падения, и, естественно, для того, чтобы просто выжить, а тем более творить, требовалась определенная гибкость, включая умение приспосабливаться к сильным мира сего, обстоятельствам и, конечно же, неимоверная воля и мужество.
Василию Александровичу
приходилось учитывать
Цель - рассмотреть систему нравственного воспитания В.А. Сухомлинского
Задачи:
1. изучить жизненный путь Сухомлинского
2. выявить и обосновать дидактические идеи В.А. Сухомлинского
3. проанализировать нравственное развитие школьников в Павлышской средней школе
4. на основе анализа наследия Сухомлинского В.А. раскрыть сущность его
концептуальных положений об учителе
1. Жизненный путь В.А. Сухомлинского
Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.
Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Дети его, все четверо молодых Сухомлинских - три брата и сестра - стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года мать проводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался было в медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделении учился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогический заочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имя Сухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института он останется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, где когда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя. Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь и деятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установлена мемориальная доска памяти В.А.Сухомлинского.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные места и работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение и первое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрук Сухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпитале на Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как только родные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим райно.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно в школу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу,
требуются десятилетия, чтобы сформулировать
его мировоззренческие
За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский - член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда. В том же году он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народов нашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу “Проблемы воспитания всесторонне развитой личности” - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительное представление не только о разносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всего его педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которого невозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава [3].
2. Дидактические идеи В.А. Сухомлинского
Сухомлинский не был человеком быстрого ума; он размышлял и рассуждал основательно, неторопливо, он годами обдумывал мысли, но это мысли надежные, верные, в самую глубину уходящие.
Истинная, настоящая радость в учении, истинный успех и самое ценное для педагога переживание - в труде мысли.
Умственный труд - это вовсе не всякое сидение на уроке или дома за книжкой. Зубрежка - не умственный труд, это просто зубрежка. Труд памяти - не умственный труд, умственный труд - усилие мысли, и только это усилие!
Вся методика Сухомлинского направлена на одно: увеличить долю умственного труда ребенка, заставить, научить его ум трудиться, пробудить в ребенке любовь к умственному труду, к труду мысли.
Труд души должен соединиться с трудом мысли и с трудом рук. Труд души, труд мысли, труд рук в их единстве; по очень важно, чтобы это был высококачественный труд, а не подделка, не видимость труда.
Уроки мысли. Многие ребята не знают радости внезапного пробуждения мысли. Сухомлинский вместе со своими коллегами обнаружил, что мысль ребенка начинает работать, если повести класс в лес, на луг, в поле, и там задавать детям тысячу вопросов «почему?», и там ждать от них ответа и добиваться его. Эмоциональная радость, совместное переживание красоты, совместное стремление понять и дают это желанное пробуждение мысли - «эмоциональное пробуждение разума», как говорит Сухомлинский, Без такой, подготовки, без того, чтобы сначала учить детей задумываться над явлениями природы, начинать учить детей в классе нельзя.
Творчество. Труд мысли невозможен, если нет творчества. Дети у Сухомлинского начинают складывать сказки еще до того, как выучиваются писать, и составляют сказки, пишут огромное количество маленьких сочинений с первого класса и до окончания школы. Пишут сказки, рисуют, самостоятельно готовят (в старших классах) доклады, самостоятельно изучают отдельные темы программы, не только решают математические задачи, но и сами составляют их,- все доступные детям формы творчества используются в Павлыше. А если подростку, считает Сухомлинский, не дать возможности делать что-то творческое, то он вообще не станет учиться.
Домашние уроки. Без домашних уроков обойтись нельзя, считает Сухомлинский, но в Павлыше делают все, чтобы сократить время их приготовления до минимума. Не объем заданий сократить, а так подготовить ученика, чтобы ему не надо было сидеть часами. Время, необходимое для занятий дома, обратно пропорционально свободному времени ученика. Чем больше у него свободного времени для занятий любимым предметом, для чтения, для общего своего развития, тем быстрее справляется он с уроками. Чем больше он сидит над ними, тем меньше у него свободного времени, тем больше ему сидеть и приходится. Заколдованный круг, из которого надо выводить ученика постепенно. Сухомлинский советует своим воспитанникам делать все уроки утром, с шести утра, до школы, оставляя себе всю вторую половину дня свободной,- но не для безделия, а для занятий вне программы.
Против зубрежки. Зубрежка, школярство - страшные враги школы. В Павлыше учителя точно разграничивают, что надо запомнить на всю жизнь, а что надо только понять и усвоить без зубрежки - в упражнениях.
Интеллектуальный фон. Интерес к учению, общее развитие ученика невозможно, если в классе нет богатого интеллектуального фона - постоянного обмена знаниями, если программный материал не ложится на большое количество материала внепрограммного. Этот интеллектуальный фон и позволяет обходиться без зубрежки, помогает работать мысли.
Отметка. Нельзя ловить учеников на незнании, надо добиться, чтобы они узнали, поняли, справились с работой, и лишь тогда ставить отметку; отметка не может быть наказанием, средством принуждения, угрозой, отметка всегда говорит об успехе.
Увлечение. В Павлышской школе добиваются, чтобы у каждого ученика был любимый предмет, в знании которого ученик превосходил бы других ребят; у каждого учителя-предметника должны быть несколько учеников, которым дают дополнительную литературу, дополнительные задания. Это и создает интеллектуальный фон класса, развивает интерес к знаниям, развивает таланты.
Книга. Учение - это прежде всего работа с книгой; в Павлыше создан культ книги. О книгах говорят стенды и плакаты, книги дарят на праздники, все учителя и школьники собирают личные библиотеки. Уметь читать и перечитывать книги, выбрать книгу, прочитать за школьные годы 200 книг из золотого фонда мировой литературы,- это обязательное требование к ребятам.
Проблемное обучение. Этим словом называют обычно большой комплекс разнообразных приемов пробуждения мысли. Новый материал во многих случаях задается как проблема, которую ребята с помощью учителя должны решить. Методы проблемного обучения в последнее время разрабатываются крупными советскими и зарубежными педагогами, всеми признаются как самые передовые методы, но на практике они встречаются довольно редко.
Таков обзор взаимосвязанных дидактических идей Сухомлинского. Взаимосвязанных потому, что ни одна из них не осуществима без осуществления всех остальных [3].
3. Нравственное развитие школьников в Павлышской средней школе
По нашим современным меркам Павлышская школа была больше похожа на частную, потому что семья Сухомлинских жила прямо здесь же, в ее главном учебном корпусе. Василий Александрович считал, что директор должен быть как можно ближе к детям, чувствовать общий тон жизни коллектива. Квартира имела выход к аллее. По молчаливой договоренности ученики никогда не нарушали уединенности этого уголка, как и директор, и педагоги не нарушали границ уединенных мест школы и сада, всегда необходимых ученикам. Здесь вообще много делалось по неписаным административным законам, а из глубокого понимания, что в этой маленькой школе, в этом месте земли, происходит нечто более важное, чем просто учебно-воспитательный процесс сельской школы. Таков был масштаб уважения людей к В. Сухомлинскому. И таков размах крыльев этого человека. Создать настоящую школу - словно выращивать плодовый сад. Сухомлинский многие высокие цели воспитания понимал буквально: нравственность - так нравственность, трудолюбие - так трудолюбие. Они были для него простыми понятиями. Поэтому когда он писал "мы стремимся подготовить наших питомцев к высоконравственным и эстетическим отношениям, построенным на дружбе и товариществе, на уважении всего подлинного в каждом честном человеке", именно это он и имел ввиду. Он так все устраивал в своей школе, что каждый маленький и большой человек участвовал именно в таких человеческих отношениях и любил трудиться ради их установления.
Павлышская школа стоит на окраине большого села, на лоне природы, вместе с тем недалеко от домов, где живут ее ученики. Школьный участок площадью около 5 гектаров, примыкает к лесу, к плодородным полям колхоза, к реке Амельник. Здесь река запружена, создано большое водохранилище. Село утопает в садах. Между школьным участком и колхозными полями дети вместе со своими учителями заложили несколько полезащитных дубрав и рощ. Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями. С северо-западной стороны школьного участка сначала чернел овраг. Потом его тоже обсадили дубками, а на склонах прикопали кусты сирени. Возникли дубрава и чудесная сиреневая роща. Василий Александрович понимал, что все окружающее детей пространство должно быть для них в эстетическом отношении бесценно, т.е. чтобы во все был вложен их большой труд, забота, волнующие чувства. Он стремился, чтобы ребенок видел красоту природы, которая становится еще красивее от того, что к ней обратил он свою заботу. В каком бы месте двора ни находился ученик Павлышской школы, перед ним - плодовые деревья: яблони, груши, черешня, сливы, абрикосы. Они прекрасны и в пору цветения, и летом, и глубокой осенью. Плодовый сад - наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой, созданной руками человека. Плодоносный сад и в прямом, и в философском смысле - сердцевина педагогики Сухомлинского. Не какие-то особенные методы и способы воспитания детей -он пытался описывать их, и сейчас он выглядит наивно, - а именно философия сада лежит в основе его педагогики. Такие простые 4 понятия: терпение и вера, любовь и волшебство.
Учебные занятия проходили в 4 зданиях. Главное здание с 10 классными комнатами было предназначено для 5-10 классов (5-7 классы на первом этаже, 8-10 на втором). В трех других зданиях находились классные комнаты начальной школы. Получалось, что в каждом доме жила как бы небольшая семья, в которой все дети знали друг друга, а постепенно входили в жизнь и общешкольного коллектива. Не было суеты, толкотни, от которой маленький ребенок быстро устает. Из своего дома дети выбегали сразу же в сад, на зеленые лужайки; по бетонированным дорожкам они в любую погоду, буквально не замочив ног, могли добраться в любое здание, к своим старшим или младшим товарищам. В младшем возрасте нравственное поведение, представления, оценки утверждались в сознании благодаря ярким, эмоционально насыщенным взаимоотношениям маленьких детей с их старшими друзьями. И те, и другие не только проявляют, но и познают себя в этой общей деятельности. Сухомлинский считал, что задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, что у него ежедневно есть время для занятий любимым трудом, трудом по своему выбору, при участии школьных друзей и взрослых мастеров своего дела. Вот почему все другие помещения и уголки школы предназначались для общего труда независимо от возраста учеников.
Информация о работе Система нравственного воспитания Сухомлинского В.А