Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 05:49, реферат
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук, обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи.
1. Фонетико-фонематическое недоразвитие у детей 3
2. Основная система коррекционно-педагогической работы
при ФФН у детей 6
Список литературы 12
Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Рассмотрим основные отличия:
Логопед исправляет нарушения речи
Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе
Подготовительный этап
Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.
Этап появления звука
Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приёмы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребёнка на его звучание и артикуляции, используя картинки – символы и звукоподражания.
Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)
Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, рассказы.
Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.
Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФН правильного звукопроизношения:
- для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;
- при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;
- отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;
- закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков;
- материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»).
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса
возможны
только при повышенном внимании ребёнка
к речи окружающих и своей собственной.
Естественно, что такая работа требует
от воспитателя терпения, такта, собранности
и постоянной изобретательности.
1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятия с детьми. – М.: изд. Школа, 1996.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Глухов
В.П. Формирование связной
4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, СПб: 2004.
5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой в 2-х томах. – М., Просвещение, Владос, 2001.
6. Поваляева
М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
Информация о работе Система коррекционно-педагогической работы при ФФН у детей