Система изучения имен существительных в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Работа содержит 1 файл

Система изучения имен существительных в начальных классах.docx

— 517.69 Кб (Скачать)

На предыдущих ступенях у  учащихся формировались умения распознавать падежи и тип склонения имен существительных. На третьей ступени указанные  умения вступают во взаимодействие между  собой и на этой основе формируется  навык правописания окончаний.

Для того чтобы усвоенные  грамматические знания учащиеся могли  использовать для решения орфографических  задач, большое внимание уделяется  последовательности действий, которые  необходимо выполнить для правильного  написания безударных окончаний.

Отработка последовательности действий сопровождается записью.

1) Ученик ставит вопрос  к существительному от слова,  с которым связано существительное  в предложении, и записывает  вопрос в скобках.

2) По вопросу и предлогу  узнает падеж (указывает в скобках  падеж).

3) Узнает склонение (отмечает  цифрой склонение и как результат  пишет окончание), например: живет  (где? в чем? Пр. п., 1-е скл., -е)  в деревне.

Позднее операции протекают  быстрее, поэтому отпадает необходимость  в подробной записи, напротив, она  может тормозить решение задачи. Учащиеся письменно отмечают только падеж и склонение. И наконец, все операции протекают в умственном плане, т. е. без записи.

Важными условиями, обеспечивающими  результативность работы над формированием  данного навыка, являются, во-первых, сопоставление падежей, имеющих  близкие по произношению окончания (родительный, дательный и предложный падежи существительных 1-го и 3-го склонения), во-вторых, систематичность упражнений, предусматривающая постепенное  усложнение материала и предоставление учащимся все большей самостоятельности, в-третьих, связь работы по орфографии с усовершенствованием грамматических знаний и с развитием речи учащихся.

Четвертая ступень. Склонение и правописание имен существительных во множественном числе.

Основные задачи данного этапа:

1. Ознакомление учащихся с особенностями склонения имен существительных во множественном числе. Школьники подводятся к выводу о том, что во множественном числе существительные не делятся на три склонения.

2. Совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа, исправление речевых ошибок. Особого внимания требуют именительный и родительный падежи существительных мужского и среднего рода, например: озеро — озёра, озёр, гнездо — гнёзда, гнёзд, житель — жители, жителей, директор— директора, директоров, столяр— столяры, столяров, сторож —сторожа, сторожей1 председатель— председатели, председателей.

Работа на уроках носит  практическую направленность и включает лишь элементарные обобщения. Учащиеся наблюдают над окончаниями существительных  в родительном падеже и замечают, что большинство существительных  мужского рода имеют окончание -об (помидоров, городов, домов), но это не является обязательным для всех существительных  мужского рода (много чего? ботинок, чулок и т. п.). Большинство существительных  женского и среднего рода в родительном  падеже имеют нулевое окончание (например: три килограмма яблок, груш, слив).

Итак, изучение имен существительных  в I—III классах носит комплексный  характер и направлено на усвоение школьниками функции данной части, ее признаков, а также на формирование правописания родовых и падежных окончаний

Исследовательская часть.

1. Тест по русскому  языку по теме "Имя существительное".

1. Имя существительное  обозначает

а) признак предмета

б) действие предмета

в) предмет

2. Имя существительное  отвечает на вопросы

а) какой? какая? какое? какие?

б) кто? что?

в) что делает? что сделает?

3. К именам существительным  относятся:

а) конфета, слон

б) весёлый, домашняя

в) скачет, поёт

4. Одушевлённые имена  существительные отвечают на  вопрос:

а) что?

б) кто?

в) что делает?

5. К неодушевлённым именам  существительным относятся:

а) собака, девочка

б) корова, стул

в) пенал, школа

6.Назовите только собственные  имена существительные:

а)Казахстан, Алмата, Смирнов

б)страна, горд, фамилия

в)дом, Петя, конь

7. Имена существительные  единственного числа:

а) дятел, заяц

б) дятлы, зайцы

в) дятел, зайцы

8. Имена существительные  среднего рода:

а) стул, пальто

б) пальто, перо

в) цветок, окно

9. Слова вьюга, метель,земля,  какому роду относится:

а)средний род

б)мужской род

в)женский род

2. Словарная работа 

Выпишите только имена  существительные

Дом, большой, парта, снежный, лесной, заяц, живёт, сухой, тетрадь, доска, глубокий, трава, дружный, игра, осенний, дождь, белый, ковёр, лежит, снег. 

3. Интервью.

1. Какие сложности дети испытывают  при изучении темы " Имя существительное"?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какая грамматическая категория  имени существительного наиболее  интересна детям и где больше  допускают ошибок?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Степень усвоения уч-ся, темы "Имя  существительное" по сравнению  с предыдущим классом?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли у вас у самой  любимые темы, по теме "Имя существительное" ? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическая часть:

1) Урок по русскому  языку во 2-м классе на тему: "Имя существительное"

Цели урока:

-обобщить знания об имени  существительном;

-способствовать формированию навыков  грамотного и красивого письма;

-развивать творческое мышление.

Оборудование: письмо, картинки с героями сказок (Незнайка, Мальвина, Чебурашка, Карлсон), карточки с заданиями, план путешествия или схема на доске.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Вот и начался урок

II. Постановка целей и  задач урока.

Учитель. Ребята, сегодня нашему классу передали письмо (показывает письмо). Давайте его откроем. (Открывает и начинает читать).

Дорогие ребята!

Чтобы узнать, кто вам пишет нужно  отгадать загадку и узнать мое  имя.

Был ростом с небольшой огурчик  и жил со своими друзьями – коротышками  в Цветочном городе. Летал на воздушном  шаре и ничего не знал.

Дети. Это Незнайка из произведения Н.Носова “Приключения Незнайки и его друзей”

III. Чистописание.

Учитель. На минутке чистописания мы и будет писать букву Нн, но каждый раз увеличивая строчную букву: Нн Ннн Нннн …

Дайте характеристику этой букву.

Дети. Буква Н обозначает два звука [H] – твердый звук, [H'] – мягкий звук. Эти звуки согласные звонкие и не имеют глухую пару.

Учитель. Давайте читать письмо дальше.

Я очень рад, что не ошибся в вас. Ребята у меня к вам большая  просьба. В моем городе со мной никто  не хочет дружить. Поэтому я решил  найти друзей в других сказках, но они все ставят мне условия. Если я не выполню все их задания, то они не будут со мной дружить. Без  вашей помощи мне не справиться. Помогите мне, пожалуйста! Ваш Незнайка.

Учитель. Ну что, поможет Незнайке найти друзей?

Дети. Конечно.

IV. Основная часть.

Учитель. Мы отправляемся в путешествие по сказкам и что нас ждет впереди никто не знает.

Сели ровно приготовили свои ножки и начинаем ходить по командам: тихо, громче, тихонечко, громко, скачками.

Вот первый домик, на нем объявление “Сдаю домик на крыше. Оплата вареньем, пирогами и всякими сладостями”.

Дети. Карлсон.

Учитель. Зачем Незнайке понадобился такой друг?

Дети. Он веселый, смешной, забавный с ним не соскучишься.

Учитель. Из какого произведения этот герой и кто его автор?

Дети. А. Лингрен “Малыш и Карлсон”

Учитель. Карлсон нам приготовил загадки. Отгадки мы будем записывать в тетрадь и подчеркивать орфограммы.

1. Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкою этой

Могу построить я:

Башню, дом и самолет

И большущий пароход! (Карандаш)

2. Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

“Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня!” (Полотенце)

3. Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

4. Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить  дом. (Лопата)

5. То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я? (Тетрадь)

6. Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Учитель. Что общего у этих слов?

Дети. Имена существительные.

Учитель. Что вы знаете об имени существительном?

Дети. Имена существительные – это слова, которые обозначают предметы, явления природы, события и отвечают на вопросы кто? Что?. Существительные бывают одушевленные и неодушевленные. Изменяются по числам. Имеют род муж.р., жен.р., средн.ср.

Учитель. Определите род у этих существительных.

Найдите лишнее слово.

Дети. Коньки – во мн.ч., а все в ед.ч.

Учитель. Как определить род у  существительного во мн.ч.

Дети. Нужно изменить число у сущ. Поставить его в ед.ч. и определить род – она моя – это женский род, он мой – это мужской род, оно мое – средний род.

Учитель. Я думаю, что с первым заданием мы справились. Отправляемся дальше. Сели ровно набрали в легкие воздух и на выдохе тянем звук “у” кто дольше.

А вот и второй домик. На нем надпись: “Здесь живет девочка с голубыми волосами, если есть вопросы, обращайтесь, на все отвечу”.

Ребята, чей это домик?

Дети. Это Мальвина.

Учитель. Из какой сказки она?

Дети. Из сказки А.Толстого “Золотой ключик или Приключение Буратино”

Учитель. А зачем Незнайке нужна  дружба Мальвины?

Дети. Она очень умная, все знает, а умный друг никому не помеха.

Учитель. Мальвина нам приготовила сложное задание совсем не понятное. (На доске написан шифр)

Йылеб генс йытсишуп

В ехудзов ястижурк

И ан юлмез охит

Теадап, ястижол.

Учитель. Что это, как это прочитать?

Дети. Мальвина нам написала текст наоборот.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Учитель. Запишите этот текст. Как надо его писать и на что надо обратить внимание.

Дети. Записываем в столбик, каждую новую строчку пишем с большой буквы, т.к. это стихотворение.

Учитель. О чем или о ком  говорится в этом предложении. Найдите  главные члены.

Дети. Говорится о снеге. (Что?) снег – это подлежащее, подчеркиваем 1 чертой. Снег (что делает?) кружится, падает, ложится – это сказуемые, подчеркиваем 2 чертами.

Учитель. Найдите и подпишите все существительные. Определите род.

Дети. Снег – (он мой) муж.р.

В воздухе – воздух – (он мой) муж.р.

На землю – земля – (она  моя) жен.р.

Учитель. Как вы думаете, Мальвина осталась довольна нашим выполнением  задания.

Дети. Конечно.

Учитель. Тогда в путь. На пути у нас последний домик сказочного героя. Но чтобы до него добраться нужно перейти мостик. Мостик этот необычный, а с заданием. По нему пройдет тот, кто сможет объяснить значение фразеологизма и продемонстрировать его.

Вспомните, что такое фразеологизм.

Дети. Это устойчивое выражение или образное.

Учитель. Ребята, покажите его так чтобы мы смогли догадаться. Выбираем 2 команды по 3 человека и предлагаем фразы: Прожужжать все уши.

Взять себя в руки.

Объясните смысл.

Вот мы и добрались. У него на двери  написано следующее: “Я не знаю, кто  я, но очень хочу иметь друзей”.

Дети. Это Чебурашка.

Учитель. Из какого произведения этот герой?

Дети. Э.Успенский “Крокодил Гена и Чебурашка”.

Учитель. Зачем нужен он?

Дети. Чебурашка – самое безобидное создание. Если подружиться с Чебурашкой, можно приобрести себе еще одного друга Гену.

Учитель. Давайте посмотрим, что приготовил нам Чебурашка. Его задание это кроссворд. (На доске). Слова, которые получатся в отгадке, нужно записать в строку разделяя для переноса.

 

    П О С У Д А   

        П Е Т У Х 

  С О Б А К А     

    Н А С Е Д К А 

      Л И С Т     

А В Т О Б У С     

      С О Р О К А 

Вопросы:

1. Назови одним словом: чашка,  кастрюля, тарелка, сковорода.

2. Птица – будильник.

3. Заворчал живой замок,

4. Лег у двери поперек.

5. Она на белых камушках сидит,

6. Не подходите близко – закричит.

7. Вот лежит и бел, и чист

8. На столе бумажный ….

9. На столе у Димы глобус

10. И игрушечный ….

11.Непоседа пестрая

12.Птица длиннохвостая.

13.Птица говорливая,

14.Самая болтливая.

Учитель. Ребята, посмотрите, у нас получилось слово. Мне кажется, все сказочные персонажи говорят нам спасибо. Мы очень хорошо поработали и достойны этих слов.

V. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, вспомните, что мы смогли с вами повторить благодаря этому путешествию?

Дети. Словарные слова, имена существительные, род имени существительного …

Учитель. Вам понравился такой урок?

Дети. Да.

Учитель. Так давайте, пригласим Незнайку, а может какого-нибудь другого сказочного героя к нам в гости, которому может понадобиться наша помощь. Поэтому вы дома напишите письмо любому герою и предложите свою помощь.

Информация о работе Система изучения имен существительных в начальных классах