Система изучения имен существительных в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание. Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Работа содержит 1 файл

Система изучения имен существительных в начальных классах.docx

— 517.69 Кб (Скачать)

При изучении рода имен существительных  необходимо использовать слова, распознавание  рода которых вызывает затруднения  у учащихся и они допускают  ошибки: табель (м.), мебель (ж.), карамель'(ж.), вермишель (ж.), тюль (м.), фильм (м.), медаль (ж.), помидор (м.), туфля (ж.), калоша (ж.), прорубь (ж.), тополь (м.), морковь (ж.).

Целесообразно принести на урок толковый словарь и показать, как в случаях затруднения  с помощью словаря можно узнать род существительных. Специальные  уроки отводятся для наблюдений над родовыми окончаниями имен существительных  и, в частности, для упражнений в  написании безударных окончаний  среднего рода (дерево, болото, повидло, полено, покрывало, сердце, полотенце  и др.). Обращается внимание на согласование существительного и прилагательного: топкое болото, глубокое озеро, голубое  блюдо и т.п.

Предметом особого изучения являются существительные мужского и женского рода которые оканчиваются на шипящие (камыш, глушь)

Учитывая, что учащиеся уже  знают о роли ь как показателя мягкости согласных и как разделительного, следует противопоставить им роль ь  после шипящих (мягкий знак в этих словах выполняет грамматическую роль: показывает, что существительное  женского рода). Правило об употреблении ь после шипящих не представляет особой трудности, и учащиеся в состоянии  самостоятельно вывести его, сравнивая  две группы слов, например:

1) нож, грач, плащ, карандаш;

2) рожь, ночь, вещь, мышь.

Выяснив, чем похожи все  написанные слова и по какому признаку они поделены на группы, дети делают вывод о том, в каких существительных  на конце пишется ь. Чтобы предупредить ошибочное написание ь у существительных (женского рода) в родительном падеже (задач, туч и т. д.), целесообразно  отметить, что ь пишется после  шипящих у существительных женского рода, отвечающих на вопрос кто? или  что? т. е. у существительных в  именительном падеже.

Ознакомление  с числом имен существительных.

В процессе работы над числом имен существительных во II классе у  учащихся формируются умения:

1) различать слова в  единственном и множественном  числе по смыслу и по окончанию;

2) образовывать от формы  единственного числа форму множественного  числа наиболее употребительных  в детской речи существительных  и от формы множественного  числа форму единственного числа  (город — города; ручьи — ручей);

3) правильно употреблять  существительное в речи, учитывая  при этом связь слов в предложении.

Сущность категории числа  имен существительных учащиеся усваивают  на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов: яблоко — яблоки, тетрадь — тетради, газета — газеты. Выясняется, сколько  предметов обозначает существительное  яблоко и существительное яблоки. (Аналогично идет работа и с другими  словами.) Обобщение и вывод достаточно прост: если существительное обозначает один предмет, оно употребляется  в единственном числе, если два или  несколько предметов, то во множественном  числе. Известно, что в русском языке не все существительные изменяются по числам. Программа начальной школы не предусматривает ознакомления с группами существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Однако учащиеся II и III классов нередко обращаются с вопросами, подобными следующему: «Как изменить слово ножницы, чтобы оно было в единственном числе?» Возникает необходимость сообщить детям о том, что в нашем языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе: ножницы, клещи, салазки, чернила, щи, ворота, очки, каникулы и др. Если в предложении нужно указать, сколько было салазок, ножниц и других предметов, то добавляются слова: одни, двое, много (одни салазки, двое очковг много ножниц и т. д.). Существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют рода. Есть в нашем языке и существительные, которые употребляются только в единственном числе: сметана, молоко, сахар, картофель, золото, чистота, смелость, ходьба, грусть и др. (об этих словах можно сказать учащимся II класса). В процессе работы над формой числа имен существительных необходимо систематически практиковать учащихся и в распознавании рода. Происходит как бы взаимодействие этих двух операций: для того чтобы определить род, нужно существительное поставить в единственном числе. Овладение таким взаимодействием составляет основу для формирования у учащихся в дальнейшем умения распознавать тип склонения имен существительных. Наблюдения над изменением имен существительных по числам фактически представляют собой начальный этап работы над формой слова (форма единственного и форма множественного числа). Изменяя существительное по числам, т. е. изменяя окончание, учащиеся наглядно убеждаются в том, что лексическое значение слова остается прежним.

Падеж — категория  синтаксическая.

Падеж о склонении имени  существительного выражает отношение  существительного к другим членам предложения. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащимися связи  слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в  предложении слова, связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над  падежами — это работа над связью слов в предложении. Ученик должен четко  знать, с каким словом в предложении  связано данное имя существительное. Первоначальные наблюдения над изменением окончаний существительных в зависимости от другого слова в предложении начинают проводиться раньше, чем учащиеся знакомятся с падежом. Фактически уже в I классе дети знакомятся с изменением формы слова. В начальных классах до изучения темы «Склонение» важно обратить внимание детей на то, что, включая слова в предложение, часто приходится изменять букву или буквы в конце слова. Изменение необходимо для того, чтобы установить связь между словами в предложении. Смысл слова при этом не измен яется.

Однако в I классе дети не осознают еще формы слова, а только подводятся к этому. Элемент осознания  вносит знакомство с окончанием во II классе. Наблюдая за изменением окончания  слова в зависимости от другого  члена предложения, учащиеся выделяют в слове изменяемую часть и  выясняют, что она служит для связи  слов. Устанавливается зависимость  между вопросом, на который отвечает существительное, и окончанием слова (изменяется вопрос — изменяется и  окончание).

Основная задача работы над  именами существительными в III классе — научить сознательно использовать падежные формы существительных  для выражения мыслей и правильно  писать падежные окончания. В школьной практике наиболее традиционным является такой путь работы, согласно которому вначале учащиеся учатся писать падежные окончания существительных 1-го склонения, затем 2-го и, наконец, 3-го. В ходе исследования в Ленинграде подтвердилась целесообразность одновременного изучения существительных всех трех склонений в следующем порядке:

1. Именительный падеж  существительных 1, 2, 3-го склонения.

2. Родительный падеж.

3. Дательный падеж.

4. Сопоставление родительного  и дательного падежей.

5. Винительный падеж.

6. Сопоставление родительного  и винительного падежей.

7. Творительный падеж.

8. Предложный падеж.

9. Сопоставление винительного  и предложного падежей.

10. Сопоставление дательного  и предложного падежей.

11. Сопоставление родительного, дательного и предложного падежей.

В соответствии с этой последовательностью  вначале учащиеся познают характерные  признаки одного падежа существительных  всех трех склонений, а затем этот падеж сравнивается с другим падежом, в каком-либо отношении сходным  с изученным ранее или противопоставленным  ему. Особо выделяются при этом те признаки, которые свойственны существительному только в данном падеже. Так, например, обращается внимание на то, что вопрос откуда?, предлоги от, до, из, без, для являются показателями только родительного падежа. В то же время учащиеся предостерегаются от распознавания падежа только по одному признаку (например, по смысловым вопросам где? куда?). Указанный порядок изучения падежей создает условия для дифференциации сходных и отличительных признаков таких падежей, которые трудно распознаются учащимися (родительного, дательного и предложного, родительного и винительного и т. п.).

Система работы над  именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени.

Первая  ступень (1—15-й уроки) — понятие о склонении как изменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.

На данном этапе учащиеся знакомятся с названием падежей, вопросами и предлогами каждого  из падежей, учатся склонять имена существительные  с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые  необходимо выполнить для того, чтобы  распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков.

Исходя из сущности падежа, ознакомление со склонением проводится в процессе анализа предложений,, выделяется основа предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетания. Наблюдая за изменением окончаний одного и  того же существительного в сочетании  с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение  окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам, или  склонением. Начальной формой существительного является именительный падеж единственного  числа. Существительное в именительном падеже не зависит в предложении  от других его членов и чаще всего  выступает в роли подлежащего.

На падежную форму слова  влияет в предложении предлог. Предлоги и падежные окончания являются средствами выражения связи слов, объединенных в словосочетание. Взаимодействие предлога и окончания обусловливает необходимость  специальной работы над предлогами в процессе изучения падежей. Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными  предлогами каждого из падежей, узнают предлоги, которые употребляются  только с одним падежом. Результаты наблюдений над употреблением предлогов  с определенным падежом обобщаются в виде таблицы, которая составляется в процессе анализа предложений2. К составлению таблицы «Падежи и предлоги» учащиеся приступают уже на втором уроке. (Таблица представляет собой наборное полотно с шестью планками, на каждую из которых выставляются подвижные детали: карточки с первой буквой наименования падежа, карточки с предлогами и карточки с вопросами данного падежа.)

Сознательное употребление имени существительного в определенном падеже, а также правильное написание  окончаний предполагает прежде всего  распознавание падежа. Поэтому на первой ступени большое место  отводится формированию у учащихся умения отличать один падеж от другого.

Каждый падеж характеризуется  рядом существенных признаков. Основными  из них являются вопросы, предлоги, значение, окончания, синтаксическая функция. Трудность для учащихся при распознавании  падежей заключается в том, что  каждый падеж имеет несколько  значений, а вопросы, предлоги и окончания  разных падежей могут совпадать. Поэтому очень важно учить  распознавать падежи по совокупности признаков: вопрос, предлог, окончание, член предложения (последнее важно  при распознавании именительного  и винительного падежей).

С основными значениями падежей  учащиеся лишь знакомятся, поэтому  они, естественно, затрудняются ориентироваться  на значение падежа в целях его  распознавания. Наблюдения над значениями падежа важны в том отношении, что возникает возможность (хотя и элементарного) раскрытия роли падежной формы слова для передачи мысли в структуре целого предложения. Например, учащиеся наблюдают над  употреблением существительных  в родительном падеже со значением  принадлежности предмета кому-либо (тетрадь  ученицы, гнездо орла, рисунок художника), материала, из которого сделан предмет (ваза из стекла, конверт из бумаги), а также существительных в  творительном падеже, указывающем на лицо, совместно с которым совершается  действие (Оля с Людой), на орудие, которым совершается действие (копать лопатой) и т. д.

Чтобы учащиеся могли пользоваться вопросами для распознавания  падежей, необходимо, во-первых, чтобы  учащиеся ставили вопрос к существительному от того слова, к которому существительное  относится в предложении, связано  по смыслу (а не «вырывали» существительное  из предложения), во-вторых, чтобы учащиеся хорошо знали вопросы падежей. Для  этого целесообразно сравнить вопросы  всех падежей, выделив при этом сходные  вопросы и свойственные только одному падежу (наглядно это можно сделать по таблице, о которой говорилось выше). Учащиеся узнают, что нельзя для распознавания падежей пользоваться смысловым вопросом г д е?, так как он повторяется. Напротив, на вопрос откуда? отвечает существительное только в родительном падеже, и этот вопрос является показателем данного падежа. Все падежные вопросы, кроме кого? что?, помогают отличить один падеж от другого. Специфично окончание творительного падежа. Этот падеж можно распознать как по вопросу, так и по окончанию.

В русском языке есть предлоги, которые употребляются только с  одним падежом и, следовательно, являются показателем этого падежа. Так, предлоги от, до, из, без, у, для, около  употребляются только с родительным  падежом, к — только с дательным, про, через — с винительным, над  — с творительным, о, об, при —  с предложным. Не целесообразно требовать  механического запоминания предлогов, которые употребляются только с  одним падежом. Для сознательного  усвоения полезно сопоставить все  предлоги по таблице предлогов и  выделить предлоги, употребляющиеся  только с одним падежом. Кроме  того, нужно чаще предлагать склонять имена существительные с предлогами (при этом специально нацеливать учащихся на то, чтобы они использовал предлоги, которые употребляются только с  одним падежом). Целесообразно установить вместе с учащимися последовательность действий при распознавании падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти то слово, от которого зависит имя существительное, затем по вопросу и предлогу узнать падеж. Своеобразием отличается распознавание именительного и винительного падежей (по члену предложения; при наличии предлога — по предлогу), родительного и винительного. В целях создания более благоприятных условий для усвоения особенностей падежей изучение каждого падежа осуществляется _ по общему плану: 1. Значение. 2. Вопросы, на которые отвечают существительные в данном падеже. 3. Предлоги, которые употребляются в данном падеже. 4. Роль существительного в предложении.

Изучение с учетом единого  плана облегчает учащимся сопоставление  падежей, а следовательно, и их распознавание.

Вторая  ступень. 1, 2 и 3-е склонение имен существительных. (Уроки 16—21.)

На данном этапе у учащихся формируется умение распознавать склонение  имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме.

В целях активизации познавательной деятельности учащихся и более прочного усвоения материала целесообразно  так организовать ознакомление с  тремя типами склонения, чтобы учащиеся самостоятельно установили признаки существительных, по которым они делятся на склонения: род и окончание в именительном падеже. Упражнения развивают умение распознавать тип склонения, учитывая род и окончание в именительном падеже. С этой целью материал упражнений на первых порах акцентирует внимание детей на каждом из признаков. Например, учащимся предлагается определить склонение  существительных: осень, зима, вьюга, метель, осина, сирень. Выясняется, чем сходны имена существительные (женского рода) и как определить их склонение. Аналогичная  работа проводится и с существительными мужского рода: мальчик, мальчишка, дед, дедушка, Сергей, Сережа, Володя, Владимир. Предлагаются для распознавания  склонения и такие группы существительных, которые сходны окончанием, но отличаются родом. Например: медведь, олень, рысь, корабль, пристань, дождь, местность, картофель, морковь. Устанавливая сходство и различие слов, учащиеся лучше осознают, что  для определения склонения необходимо учитывать и род и окончание  в начальной форме. Постепенно усложняются  как задания, так и материал упражнений, растет самостоятельность учащихся. Дети сами подбирают существительные  одного и того же рода, но разных склонений  и, наоборот, разного рода, но одного и того же склонения. Подбирают существительные  и по тематическому признаку: название зверей, птиц, деревьев, материалов, явлений  природы, рек, городов и т. д. указывают  склонение.

Труднее учащимся узнать склонение  у существительных в косвенных  падежах. Поэтому, после того как  учащиеся научились определять склонение  у существительных в именительном падеже, широко используются тексты. Учащиеся находят имена существительные, ставят слово в именительный падеж  и определяют склонение.

Важно, чтобы учащиеся лаконично  доказывали, как определить склонение (например, местность — существительное  женского рода с ь на конце,— значит 3-го склонения).

Третья  ступень. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. (Уроки 22—50.)

Основная задача данного  этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и  развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах.

Информация о работе Система изучения имен существительных в начальных классах