Система формирования личности инженера в техническом университете

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:49, доклад

Описание работы

Воспитание, как целенаправленный процесс индивидуального становления человека, его черт и качеств, является одной из главных функций общества. Отвечая за передачу исторического опыта, вовлечение молодежи в социальные и производственные отношения, сохранение культурных традиций государства – воспитание призвано стать средством социального становления и развития подрастающего поколения.

Работа содержит 1 файл

Восптание1.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

      Важной  задачей эффективного управления является выбор объекта управления. “В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность воспитуемого, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, что бы направлять и регулировать эту деятельность… Воспитывать – значит организовывать жизнь…”[   ]. Таким образом, человека воспитывает, прежде всего, деятельность и та система реальных отношений, в которую он вступает на определенных этапах своей жизни. Такой подход к воспитанию, высказанный великим ученым - Л.С.Выготским в книге “Педагогическая психология”в 1926 году достаточно актуален и сегодня. Поэтому стержнем воспитательной системы в нашем университете стал деятельностный подход. Согласно современной парадигме образования - деятельностный подход при подготовке специалиста должен быть положен не только в основу процесса учения, а также и воспитания. Главным механизмом эффективной воспитательной работы должно стать вовлечение студентов в целенаправленную организованную деятельность и (или) общение с целью развития их личности. Поэтому, осуществляя воспитательный процесс, мы стараемся управлять не самим развитием студентов, а различными видами деятельности, обеспечивающими это развитие.

      Наиболее  значительное воздействие на формирование личности студента оказывает учебно-познавательный процесс, потому что 2/3 времени отводимого на подготовку будущего специалиста занимают организованные формы обучения (лекции, практические и лабораторные занятия, курсовое и дипломное проектирование). Чтобы обучение было воспитывающим в нашем университете применяются различные традиционные (проблемное обучение, деловые игры, семинары-дискуссии, семинары –брифинги и пр.) и инновационные подходы к организации этого вида деятельности (при организации занятий используются все основные виды информационных технологий: кейс-технологии, моделирование, Internet-технологии, TV-технологии, которые подробно описаны авторами в […]. Применение указанных подходов к организации учебно-воспитательного процесса положительно сказывается на качестве подготовки будущих инженеров, способствуя формированию у них профессиональнозначимых качеств. Например, творческого подхода к решению профессиональных задач, умения ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях.

      Для реализации деятельностного подхода во время внеаудиторной работы в нашем университете используются три уровня общеинститутских форм организации воспитательной деятельности.

      Первый  уровень - массовые мероприятия. К ним относятся следующие общеуниверситетские культурно-массовые мероприятия:

  • День знаний – первый университетский праздник первокурсников,
  • посещение студентами музея университета,
  • концерты художественной самодеятельности “Дебют”, “Студенческая весна”;
  • конкурс “Мисс Университет”, а также другие конкурсы, фестивали и спортивные соревнования.

      Второй  уровень - групповые формы. К ним  относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.

      Третий  уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

  • индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;
  • разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;
  • работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов ( научных, педагогических, в сфере искусства и т.п.);
  • индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей и аспирантов;
  • работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов.

      Предлагаемый системно-деятельностный подход к организации воспитательного процесса позволил нам создать в университете благоприятную образовательно-воспитательную среду, отличительной особенностью которой является естественное проникновение воспитательных воздействий во все сферы деятельности студентов (в аудиторных и внеаудиторных формах) предоставляя им возможность осознания необходимости активной работы над собой, т.е. занятия самовоспитанием. “С научной точки зрения нельзя воспитывать другого…можно только воспитываться самому” [  ].

      Студенты  – это взрослые люди, которые  сознательно сделали свой профессиональный выбор, поэтому воспитательные воздействия становятся наиболее эффективными только тогда, если воспитание побуждает к самовоспитанию. Такой подход к организации воспитательного процесса приобретает особое значение в современных условиях объективного перехода к личностно-ориентированному образованию, реализуя принцип “обучения на протяжении всей жизни”, задекларированный Болонским соглашением.

      Для студентов характерно интенсивное  разноплановое общение (с другими  студентами, преподавателями, другими людьми) как в учебное, так и внеучебное (свободное) время. А это означает, что воспитательное влияние может осуществляться и вне сферы целенаправленного позитивного воздействия и с другими целями. Поэтому важную роль в организации воспитания студенческой молодежи в ХГТУСА принадлежит кураторам и наставникам академических групп. Кураторы обеспечивают индивидуальную воспитательную работу на уровне академических групп и отвечают за ее осуществление перед администрацией университета.

      Работа  кураторов в нашем университете строится на основе партнерства и творческого сотрудничества, с использованием инновационных форм и методов. Своим кропотливым трудом они создают условия для всестороннего развития личности студентов. Следует обратить внимание на то, что именно создание условий для развития и совершенствования личности является особенностью организации социально-педагогической деятельности в техническом ВУЗе. Кураторы и преподаватели ХГТУСА дополняют свою педагогическую деятельность организацией встреч с выдающимися деятелями науки, образования, культуры; знакомят студентов с духовными ценностями украинского народа. Важную роль в работе куратора играет неформальное общение со студентами, посещение с ними музеев, театров, выставок и пр. Также большое внимание кураторами уделяется информационно-организационным мероприятиям, которые проводятся с целью информирования студентов о важных событиях, которые происходят в Украине и за рубежом.

      Еще одна концептуальная позиция в подходе  к построению воспитательного процесса, в соответствии с требованиями новой парадигмы образования - это его демократизация. Данный подход предполагает развитие внутривузовских отношений, на основе расширения прав, полномочий и обязанностей всех субъектов управления (в том числе и органов студенческого самоуправления) учебно-воспитательным процессом. Благодаря этому обеспечивается организационное, мотивационное и психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Основной упор делается на поддержание и развитие студенческого самоуправления в учебно-познавательном процессе, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подразделений, предприятий, организаций и фирм. Только в подобных условиях возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, сознательность и инициатива.

   Практическая  реализация указанных подходов к  организации воспитательного процесса в нашем университете невозможна без постоянного повышения профессионально-педагогического уровня профессорско-преподавательского состава и воплощения в повседневную деятельность оптимального сотрудничества с обучающимися. Поэтому в ХГТУСА большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей не только как специалистов в области преподаваемых ими дисциплин, а также как и воспитателей. Так, в университете организована система семинаров кураторов академических групп, на которых с целью повышения их методической подготовки к эффективной организации воспитательной работы анализируются:

  • общепедагогические и психологические проблемы воспитания студентов, особенности организации учебно-воспитательного процесса в современном техническом вузе;
  • вопросы проведения информационно-организационных мероприятий в студенческих группах;
  • материалы необходимые для правильного информирования студентов о праздничных и памятных датах, которые отмечаются в Украине;
  • материалы, пропагандирующие здоровый образ жизни.

      На  основе материалов подготовленных для  проведения университетских семинаров кураторов составлен и издан “Сборник информационно-справочных материалов для организации воспитательной работы в ХГТУСА”.

   С нашей точки зрения в результате реформирования всех направлений воспитательной деятельности университет должен стать не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурно-образовательным и культурно-нравственным пространством, где господствуют гуманистически-нравственные ценности. А это очень важно для подготовки современного конкурентоспособного специалиста.

   Как отмечал известный педагог К.Д. Ушинский "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества. Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве".

Информация о работе Система формирования личности инженера в техническом университете