Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:49, доклад
Воспитание, как целенаправленный процесс индивидуального становления человека, его черт и качеств, является одной из главных функций общества. Отвечая за передачу исторического опыта, вовлечение молодежи в социальные и производственные отношения, сохранение культурных традиций государства – воспитание призвано стать средством социального становления и развития подрастающего поколения.
Важной задачей эффективного управления является выбор объекта управления. “В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность воспитуемого, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, что бы направлять и регулировать эту деятельность… Воспитывать – значит организовывать жизнь…”[ ]. Таким образом, человека воспитывает, прежде всего, деятельность и та система реальных отношений, в которую он вступает на определенных этапах своей жизни. Такой подход к воспитанию, высказанный великим ученым - Л.С.Выготским в книге “Педагогическая психология”в 1926 году достаточно актуален и сегодня. Поэтому стержнем воспитательной системы в нашем университете стал деятельностный подход. Согласно современной парадигме образования - деятельностный подход при подготовке специалиста должен быть положен не только в основу процесса учения, а также и воспитания. Главным механизмом эффективной воспитательной работы должно стать вовлечение студентов в целенаправленную организованную деятельность и (или) общение с целью развития их личности. Поэтому, осуществляя воспитательный процесс, мы стараемся управлять не самим развитием студентов, а различными видами деятельности, обеспечивающими это развитие.
Наиболее
значительное воздействие на формирование
личности студента оказывает учебно-
Для реализации деятельностного подхода во время внеаудиторной работы в нашем университете используются три уровня общеинститутских форм организации воспитательной деятельности.
Первый уровень - массовые мероприятия. К ним относятся следующие общеуниверситетские культурно-массовые мероприятия:
Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:
Предлагаемый системно-деятельностный подход к организации воспитательного процесса позволил нам создать в университете благоприятную образовательно-воспитательную среду, отличительной особенностью которой является естественное проникновение воспитательных воздействий во все сферы деятельности студентов (в аудиторных и внеаудиторных формах) предоставляя им возможность осознания необходимости активной работы над собой, т.е. занятия самовоспитанием. “С научной точки зрения нельзя воспитывать другого…можно только воспитываться самому” [ ].
Студенты – это взрослые люди, которые сознательно сделали свой профессиональный выбор, поэтому воспитательные воздействия становятся наиболее эффективными только тогда, если воспитание побуждает к самовоспитанию. Такой подход к организации воспитательного процесса приобретает особое значение в современных условиях объективного перехода к личностно-ориентированному образованию, реализуя принцип “обучения на протяжении всей жизни”, задекларированный Болонским соглашением.
Для студентов характерно интенсивное разноплановое общение (с другими студентами, преподавателями, другими людьми) как в учебное, так и внеучебное (свободное) время. А это означает, что воспитательное влияние может осуществляться и вне сферы целенаправленного позитивного воздействия и с другими целями. Поэтому важную роль в организации воспитания студенческой молодежи в ХГТУСА принадлежит кураторам и наставникам академических групп. Кураторы обеспечивают индивидуальную воспитательную работу на уровне академических групп и отвечают за ее осуществление перед администрацией университета.
Работа кураторов в нашем университете строится на основе партнерства и творческого сотрудничества, с использованием инновационных форм и методов. Своим кропотливым трудом они создают условия для всестороннего развития личности студентов. Следует обратить внимание на то, что именно создание условий для развития и совершенствования личности является особенностью организации социально-педагогической деятельности в техническом ВУЗе. Кураторы и преподаватели ХГТУСА дополняют свою педагогическую деятельность организацией встреч с выдающимися деятелями науки, образования, культуры; знакомят студентов с духовными ценностями украинского народа. Важную роль в работе куратора играет неформальное общение со студентами, посещение с ними музеев, театров, выставок и пр. Также большое внимание кураторами уделяется информационно-организационным мероприятиям, которые проводятся с целью информирования студентов о важных событиях, которые происходят в Украине и за рубежом.
Еще одна концептуальная позиция в подходе к построению воспитательного процесса, в соответствии с требованиями новой парадигмы образования - это его демократизация. Данный подход предполагает развитие внутривузовских отношений, на основе расширения прав, полномочий и обязанностей всех субъектов управления (в том числе и органов студенческого самоуправления) учебно-воспитательным процессом. Благодаря этому обеспечивается организационное, мотивационное и психологическое единство всех участников воспитательного процесса как коллектива единомышленников. Основной упор делается на поддержание и развитие студенческого самоуправления в учебно-познавательном процессе, в сфере быта и досуга, что призвано развить у молодых людей управленческие навыки будущих руководителей подразделений, предприятий, организаций и фирм. Только в подобных условиях возможно становление у студентов таких деловых личностных качеств, как ответственность, самостоятельность, сознательность и инициатива.
Практическая
реализация указанных подходов к
организации воспитательного
На основе материалов подготовленных для проведения университетских семинаров кураторов составлен и издан “Сборник информационно-справочных материалов для организации воспитательной работы в ХГТУСА”.
С нашей точки зрения в результате реформирования всех направлений воспитательной деятельности университет должен стать не только центром подготовки профессионалов, но и широким культурно-образовательным и культурно-нравственным пространством, где господствуют гуманистически-нравственные ценности. А это очень важно для подготовки современного конкурентоспособного специалиста.
Как отмечал известный педагог К.Д. Ушинский "Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества. Без этого все фактические познания - иди они даже до глубочайших математических или микроскопических исследований - не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве".
Информация о работе Система формирования личности инженера в техническом университете