Система формирования личности инженера в техническом университете

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:49, доклад

Описание работы

Воспитание, как целенаправленный процесс индивидуального становления человека, его черт и качеств, является одной из главных функций общества. Отвечая за передачу исторического опыта, вовлечение молодежи в социальные и производственные отношения, сохранение культурных традиций государства – воспитание призвано стать средством социального становления и развития подрастающего поколения.

Работа содержит 1 файл

Восптание1.doc

— 86.00 Кб (Скачать)
 

      “…моральные качества замечательного

      человека  имеют большее значение

      для его поколения и для исторического  процесса,

      чем чисто интеллектуальные достижения”.

      Альберт Эйнштейн 
 

      Воспитание, как целенаправленный процесс индивидуального  становления человека, его черт и качеств, является одной из главных функций общества. Отвечая за передачу исторического опыта, вовлечение молодежи в социальные и производственные отношения, сохранение культурных традиций государства – воспитание призвано стать средством социального становления и развития подрастающего поколения.

      Система национального образования и, в  частности, высшая школа – основная сфера человеческой деятельности в которой осуществляется социализация молодежи (адаптация ее в обществе и усвоение сущности социального и культурного опыта). Поэтому важнейшая миссия высшего образования это, прежде всего, воспитание студенческой молодежи.

      Следует отметить, что тезис о важности воспитывающей функции образования  не является новым. К проблеме воспитания и его роли в формировании личности обращались многие ученые разных поколений и взглядов от эпохи древней Греции до сегодняшнего дня. Это дает нам возможность глубокого понимания сущности воспитания в различных аспектах (социологическом, педагогическом, философском и др.), способов, методов и приемов работы с личностью. Однако для того чтобы воспитание обеспечивало прогресс общества и государства, т.е. было перспективным - необходимо учитывать многогранность процесса воспитания и его зависимость от многих объективных и субъективных факторов.

       Воспитание становится действенным  и перспективным, если его цели, содержание и 

технологическая подсистема (см. рис.1) соответствуют  принятой в обществе системе ценностей, целевых установок, достигнутому уровню развития этого общества.

      На  каждом новом этапе человеческой цивилизации складывается свой исторический тип образования и соответствующее  ему воспитание. Поэтому, развиваясь  внутри определенного общества с  характерными ему социально-экономическими особенностями, культурными традициями и принятой в нем системе образования цели воспитания корректируются и конкретизируются в соответствии с требованиями этого общества.

      Например, реформы, проводимые в России Петром I, внесли по тем временам революционные элементы в систему образования и воспитания, поставив перед педагогикой задачу подготовки человека к определенной служебной деятельности. Кроме того, процесс секуляризации образования в России, дал, хотя и немногим возможность получать светское образование.

      Пройдя  многовековой эволюционный путь, только во второй половине XIX века образование становится доступным для всех слоев населения и преследует цель формирования всесторонне развитой высоконравственной личности. Нравственное воспитание, с точки зрения Ушинского, ведущего педагога того времени, определялось как подготовка деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.

      К началу XX века выдвигается новый  принцип воспитания - уважение к  личности ребенка. Ведущие педагоги этого периода рассматривали нравственное чувство как одно из проявлений эмоциональной жизни ребенка, поэтому основная задача воспитания - стимулировать к переживанию различных эмоций, а также тонкое интеллектуальное развитие.

       Революция 1917 года положила начало "новой" педагогике, в основе которой лежало научно-материалистическое мировоззрение. Идеологической задачей государства стало построение коммунизма. Цели воспитания определялись как формирование коллективизма, интернационализма, демократизма. Обязательным условием формирования всесторонне развитой личности объявляется трудовое воспитание. Следует признать, что такая система воспитания обеспечила ликвидацию неграмотности, индустриализацию в основном аграрной страны и победу СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 г.г.). Однако к настоящему времени такой подход в воспитании как прямое воздействие на людей с целью формирования их нравственности и заданных убеждений стал не приемлемым. Еще Л. Н. Толстой указывал: "Воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам неплодотворно, незаконно, и невозможно".

     Конец ХХ века ознаменовался перестройкой и распадом СССР, образованием независимых  государств, в частности Украины. Реформирование всех сфер жизнедеятельности  украинского общества, качественное его обновление, провозглашение демократических начал его построения, позволило создать государственную национальную программу “Образование XXI века”, провозгласившую принципы и положения, направленные на интеграцию системы образования на мировые структуры, и вместе с тем на развитие национальной нравственности, самобытности, исторических традиций школы в Украине. Это поставило принципиально новые задачи перед национальной системой воспитания, в том числе и связанные с социализацией личности специалиста. Возникла необходимость разработки и реализации новой парадигмы воспитания в основу, которой положены идеи гуманизации, демократизации, социальной ответственности личности за судьбы цивилизации.

      Кроме того, изменились условия формирования личности. Это, прежде всего, усиление мировой тенденции динамизма социальных процессов, ведущих к становлению общества нового типа – ориентированного на будущее. Быстрые темпы развития науки, техники и самого общества требуют сегодня от человека, не просто умения адаптироваться к новым условиям, а постоянной подготовки себя к будущему, которое в условиях информационного общества становится результатом сознательной деятельности самого человека, оно выступает предметом социального, технологического и технического проектирования.

      Таким образом, критический пересмотр идеологической ориентации будущих специалистов, а также изменение условий функционирования ВШ - глобализация и информатизация образовательного пространства, ставят вопрос о новом содержании, новой концепции, инновационных подходах к осуществлению воспитательной работы в современном вузе.

      Формирование  нового воспитательно-образовательного пространства сегодня рассматривается  как приоритетное направление государственной  политики. Цели и содержание воспитания в современном украинском вузе определены Конституцией Украины, Законом “Про вищу освіту”, “Концепцією виховання дітей та молоді у національній системі освіти”. В частности, в соответствии с Концепцией “основною метою виховання має бути набуття молодим поколінням соціального досвіду, успадкування духовних надбань українського народу, досягнення високої культури міжнаціональних відносин, формування в молоді, незалежно від національної приналежності рис громадянина України, духовності, художньо-естетичної, правової, екологічної, валеологічної, тендерної культури. Кроме того, в Законе “Про вищу освіту” сделан акцент на то, что главным средством построения эффективной системы национального воспитания должно стать воспитывающее обучение “Навчальна та виховна діяльність навчального закладу повинні знаходитися у тісному зв’язку, доповнюючи та збагачуючи один одного. Оновлення змісту загальноосвітніх, соціально-гуманітарних дисциплін повинно бути підпорядковано меті формування в студентів національної свідомості, патріотизму, правової і економічної грамотності, соціальної активності, загальної культури особистості, що базується на надбаннях української та світової культури”.

      Анализ  опубликованных материалов, законодательных  и нормативных актов свидетельствует  о том, что для построения современной  системы воспитания в образовательной среде уже сложились определенные нормативно-методические предпосылки. Однако для эффективного функционирования воспитательной системы необходима конкретизация ее содержания на основе изучения специфических традиций отдельных вузов, особенностей подготовки в них студентов к будущей профессиональной деятельности, ценностных ориентаций студентов. Кроме того, необходимо совершенствование технологической подсистемы воспитания, т.е. поиск адекватных требованиям времени форм и способов воспитательной деятельности. В этой связи практический опыт по организации воспитания, накопленный в различных вузах является важным для проектирования и совершенствования воспитательной концепции. Еще одной важной причиной, по которой большое значение имеет распространение опыта воспитательной работы в вузах, является то, что о стремительных изменениях во всех сферах жизни, как позитивных, так и негативных, говорят и социологи, и философы, и психологи, и педагоги. Однако прорыва в проектировании и совершенствовании воспитательных концепций и систем пока не произошло. Прежние исследования советского периода в сфере воспитания ориентированы на воспитательные процессы в стабильных монокультурных, моноидеологических условиях, что уже не соответствует современным задачам. Новые же исследования пока сравнительно немногочисленны и касаются в основном вопроса воспитания в школах. Поэтому в данной статье нам бы хотелось осветить теоретические исследования и практический опыт организации воспитательной работы, накопленный администрацией и профессорско-преподавательским составом ХГТУСА.

   Исходя  из того, что воспитательный процесс, является одним из важных звеньев  в подготовке будущего специалиста, ему в нашем университете всегда уделялось большое внимание. Но третье тысячелетие вступило в жизнь, а с ним и потребность в подготовке инженеров новой формации, которая должна отвечать качественно новым требованиям. В частности, профессиональная и гуманитарная составляющие, должны учитывать необходимость гуманистического изменения инженерной деятельности (степень экологичности” инженерных решений, психическую и физиологическую совместимость техники и человека, понимание специалистом места и роли своей деятельности в происходящих общественных процессах и т.д.).

      Поэтому сегодня в нашем университете активно разрабатывается современная модель образовательно-воспитательного процесса, который сориентирован на присоединение молодежи к глобализованному и многополярному миру, как того требуют Болонские соглашения, а также на присоединение к информационному пространству, как того требует переход от индустриального общества к информационному. Так же совершенствуются организационные принципы, формы и методы воспитательной работы, решаются задачи по наполнению ее новым содержанием.

      Хотелось бы отметить, что с нашей точки зрения, необходимую эффективность воспитательному процессу в современных условиях обеспечивают не только инновационные формы и методы работы с молодежью. Очень важно, что в основу современной воспитательной системы были положены лучшие традиции нашего университета. Вместе с другими непреходящими ценностными ориентирами, они образуют организационную культуру вуза, являясь своеобразным гарантом неизменности и стабильности качественной подготовки специалистов.

      Особенностью современного подхода к организации воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы. Поэтому стратегической задачей модернизации воспитательного процесса в нашем университете стало создание единой системы воспитания.

      Использование системного подхода при организации воспитательного процесса в нашем университете, во-первых, обеспечило переход от разрозненных воспитательных “мероприятия” к объединенной системе воспитательных воздействий с учетом возраста и интересов студентов. Это позволило на практике реализовать тот факт, что воспитательный процесс един, он влияет одновременно на развитие ума и чувств, нравственных качеств и физических способностей, т.к. человек не складывается “по частям”, а формируется как целостная личность. Во-вторых, дало возможность интегрировать усилия всех субъектов воспитательной деятельности и укрепить связь между целевыми, содержательными, организационными, технологическими и оценочно-результативными компонентами педагогической деятельности, что существенно сказалось на повышении качества подготовки специалистов.

      Инфраструктура  воспитательной системы (рис.2), а так же основные принципы, формы и методы воспитания студентов в университете определены Концепцией воспитательной работы ХГТУСА.

      Для согласования работы всех звеньев воспитательной системы университета (см. рис.2) в ней предусмотрено специальное подразделение - Совет по вопросам гуманизации образования и воспитательной работы. Возглавляемый первым проректором по научно-педагогической работе, Совет является коллективным органом. В его состав входят заместители деканов, заведующие социально-гуманитарными кафедрами, старший куратор университета, представители органов студенческого самоуправления. Разрабатываемая ежегодно Советом “Программа воспитательной работы ХГТУСА” определяет стратегию, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации воспитательной деятельности. Координирующая функция членов Совета позволяет ректорату, деканатам и кафедрам эффективно осуществлять заданную воспитательную программу, обеспечивает единство приемов, способов, форм и содержания воспитательной работы со студентами на всех уровнях (общеуниверситетском, факультетском и кафедральном). Кроме того, членами Совета решаются важные задачи оптимизации воспитательного процесса, внедрения инновационных форм и методов работы с молодежью, организации и проведения мониторинга эффективности воспитательного процесса в университете; разработки нормативно-правовых документов, регламентирующих его.

      Функционирование  воспитательной системы требует  выработки управленческих решений  обеспечивающих ее качество. Учитывая сложность воспитательного процесса, зависимость его от множества факторов нами было выбрано прогностическое цикличное управление, характеризующееся наличием обратной связи, системы коррекции и обеспечивающее гибкость и подвижность, как в выборе целей, так и в принятии решений. Перспективность планирования и организации работы воспитательной системы достигается нами за счет использования элементов педагогического менеджмента при принятии управленческих решений. Педагогический менеджмент обеспечивает достижение цели с ориентацией на конечный результат посредством эффективного использования творческого потенциала как руководства, преподавателей и сотрудников университете, так и студентов. Человекоцентристский подход к управлению воспитательным процессом является важным компонентом, влияющим на качество подготовки студентов, потому что не наличие хороших аудиторий, ни лабораторной базы при самом их современном оснащении не дает такого результата, как творчество людей.

Информация о работе Система формирования личности инженера в техническом университете