Система дидактических принципов используемых в работе преподавателей высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
1.2 Общее понятие дидактических принципов………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………….6

2.1 Развитие системы дидактических принципов……………………….6
2.2 Комплексная система принципов современной дидактики…………8
2.3 Принцип научности…………………………………………………….8
2.4Принцип преемственности и последовательность………………..…10
2.5Принцип доступности…………………………………………………11
2.6Принцит сознательности, активности, самостоятельности и
прочности усвоения…………………………………………………..13
3. Заключение…………………………………………………………………….19
4.Список литературы…………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

С другой стороны, принцип доступности  тесно связан с принципом создания оптимальных условий для обучения в плане как восприятия, так  и усвоения учебного материала. Кроме  того, доступность непосредственно  определяется наличием соответствующей  доброжелательной, уважительной, доверительной  морально-психологической атмосферы  в отношениях между преподавателем и студентом.

Принцип доступности требует, чтобы  объем и содержание учебного материала  были по силам студенту, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Доступность не следует понимать как  учение без трудностей. Она не исключает  приучение студентов к преодолению трудностей в учебной деятельности. Это понятно, так как учебная работа требует определенных усилий студентов в достижении поставленных целей. Суть вопроса заключается не в том, чтобы обходить трудности, а в том, чтобы эти трудности не подрывали, а развивали силы студента и способствовали повышению результатов учебных занятий.

Реализация принципа доступности  предполагает выполнение следующих  условий - дидактических правил:

 а) следовать в обучении  от простого к сложному;

б) от легкого к трудному;

 в) от известного к неизвестному.

Отсюда следует, что строгое  соблюдение в обучении принципа систематичности  и последовательности предопределяет успешную реализацию принципа доступности.

Следовать в обучении от простого к сложному означает, что изучение студентами фактов, явлений, закономерностей, понятий и т. п. должно начинаться с наиболее простых, с тем чтобы подготовить их к пониманию более сложных. Это положение касается как теоретического, так и практического учебного материала.

Принцип доступности в обучении привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой  индивидуального подхода к студентам и условиях массового обучения.

 

Принцип сознательности обучения, связанный с наличием мотиваций высшего порядка, с одной стороны, и развитых волевых качеств студентов с другой. Мотивации высшего порядка, такие, как стремление занять соответствующее положение в обществе, быть востребованным специалистом, иметь хорошее материальное положение, сделать выгодную карьеру и т. д., так же, как «простая» любознательность и волевые качества должны быть развиты у студентов в процессе правильно построенного педагогического процесса, в результате создания условий для сознательного, мотивированного и упорного обучения.

2.6.Принцип сознательности, активности, самостоятельности и прочности усвоения

Данный принцип заключается  в целенаправленном активном восприятии изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении. Реализация принципа сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает выполнение следующих  условий:  
а) соответствие познавательной деятельности студентов закономерностям процесса;  
б) познавательная активность студентов в процессе учения;  
в) владение методами умственной работы в процессе познания "нового".

Остановимся кратко на сущности этой совокупности условий.

Учебное познание есть учение, т. е. деятельность студентов по усвоению новых знаний и способов деятельности. Следовательно, говоря об усвоении, мы имеем в виду познавательную деятельность студентов (процесс учения), но всегда в единстве с руководящей, обучающей ролью учителя и содержанием учебного материала с учетом его структуры.

Отсюда следует, что сущность процесса обучения в целом и его составной  части - учения (усвоения) заключается  в том, что этот процесс вытекает из общего хода процесса познания и  его закономерностей. В соответствии с ним дидактика выделяет в  процессе усвоения диалектически взаимосвязанные  этапы познавательной деятельности студентов: восприятие - осмысление - закрепление - применение.

Если в процессе познания нового студент будут совершать умственные и практические действия в соответствии с выделенными этапами процесса учения, включающими в себя действия по восприятию изучаемого материала, его осмыслению (пониманию), закреплению и применению, то можно утверждать, что в обучении созданы условия для активизации познавательной деятельности студентов и осознания ими процесса учения.

Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства.

Во-первых, процесс познавательной деятельности в каждом отдельном  случае не обязательно проходит по всем этапам учебного познания и в  указанной последовательности.

Во-вторых, выделенные выше четыре условия  реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности  не являются независимыми. Выполнение первого условия означает выполнение остальных. Однако выделение такой  совокупности условий раскрывает дидактический  механизм действия самого принципа, что  важно и необходимо знать учителю.

 В-третьих, чтобы в обучении  было установлено соответствие  познавательной деятельности студентов закономерностям процесса учения (первое условие), необходима целенаправленная деятельность учителя по формированию у студентов ответственного отношения к приобретению и усвоению знаний, их осмысливанию и практическому применению. Только в результате такой управляющей деятельности учителя можно говорить о реализации принципа сознательности, активности и самостоятельности студентов в обучении.

Сознательность понимается в дидактике  как овладение студентами данными науки, учебным материалом, глубокое осмысление его, умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию.

В процессе сознательного усвоения знаний формируется творческое отношение  к изучению и применению знаний, логическое мышление студентов и их мировоззрение. Сознательное усвоение знаний исключает догматическое, при котором студенты принимают на веру преподносимые учителем знания. Результатом догматического усвоения является формализм знаний. Основными признаками формализма знаний являются отсутствие конкретных представлений об изучаемых явлениях; запоминание без понимания, без умения творчески применять знания на практике; безынициативность; отсутствие высоких общественных идеалов, глубоких убеждений и готовности бороться за них.

В теории обучения выявлены признаки осознанности знаний, которыми может  руководствоваться учитель в  процессе обучения. К ним относится  следующая совокупность признаков:  
а) понимание студентами характера связей между знаниями (рядоположности и соподчиненности, степени их существенности);  
б) понимание механизма становления и проявления связей;  
в)умения обосновать знания 
г) понимание способов получения знаний и сферы их применения. Сознательное обучение обязательно предполагает активную деятельность студентов в этом процессе.

Активность есть деятельное состояние  студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Такую активность студентов в обучении называют познавательной активностью.

В учебном процессе активность студентов получает свое выражение не только в работе мысли, но и в практической деятельности, в общественной работе, в волевом напряжении и в эмоциональных переживаниях.

Активность студентов в обучении проявляется в их инициативности и высокой степени самостоятельности (или познавательной самостоятельности).

Познавательная самостоятельность  является высшей формой активности и  сознательности студентов в процессе учения. Поэтому осуществление в обучении сознательного и активного процесса учения неизбежно формирует такое важное качество личности, как познавательная самостоятельность, которая является важнейшей характеристикой деятельности студента в учебном процессе.

В теории обучения выделены признаки познавательной самостоятельности  студентов. К ним относятся стремление и умение самостоятельно мыслить; способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к решению новой задачи; желание понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания; критический подход к суждению других; независимость собственных суждений. Большое значение в плане формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся имеют самостоятельные работы. Самостоятельные работы являются формой совместной единой деятельности учителя и студента. Выполняя самостоятельную работу, студенты активно оперируют приобретенными знаниями, умениями и навыками, совершают поисковую деятельность. Поэтому в этой самостоятельной деятельности студенты укрепляются и взаимообусловливаются его познавательная активность и самостоятельность, а такая деятельность отличается высоким уровнем сознательности.

Если в результате обучения студенты приобрели такое качество личности, как познавательная самостоятельность, то можно утверждать, что на всех этапах учебного познания реализовывался дидактический принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении.

Сознательное усвоение характеризуется: пониманием изученного, осознанием путей получения нового знания, умением применять знания.

Применение знаний связано с "переносом" их в те или иные ситуации. Возможность осуществления учащимися переноса более высокого уровня (на более отдаленную, необычную, существенно отличающуюся от первоначальной новую ситуацию) свидетельствует о высокой степени сознательности усвоения.

Прочность усвоения может  быть обеспечена четким выделением главного в учебном материале, выявлением внутренних и внешних связей изучаемого материала (например, с помощью логико-структурных схем), продуманной системой повторения и применения знаний, дифференцированным подходом к объяснению наиболее сложных мест учебного материала.

Принцип индивидуально ориентированного диалогового обучения, представляющий собой противоположность практике авторитаризма в образовании и обучении. Идеология авторитаризма исторически сложилась как однонаправленное взаимодействие, в котором педагог жестко и непререкаемо навязывает студенту свои взгляды. Важнейшим недостатком этого способа обучения являлось то, что в таких условиях не учитывались индивидуальные особенности восприятия, мышления, склонностей и мотиваций людей. А именно учет этих характеристик и опора на них представляет основу диалогового метода обучения, когда преподаватель каждый раз проходит путь познания вместе с учащимся.

Существенно важно отметить, что именно в рамках диалогового подхода к обучению становится естественной процедура  выявления индивидуально трудных  для понимания мест и направленной коррекции образования. Кроме того, в условиях диалогового режима преподавательской  деятельности принципиально изменяется усвояемость учебного материала. Происходит переход от запоминания в результате зубрежки к осознанному, продуманному усвоению, когда человек в принципе может логически выводить те или  иные положения, всесторонне осмысливать  факты, находить возможные противоречия

В формальном плане такое направление  в развитии педагогического процесса связано с реализацией в ходе обучения принципа опорных схем и конспектов. Собственно идея при этом заключается в получении студентами максимально свернутого, можно сказать, схематизированного учебного материала. Такие конспекты содержат основные положения темы, они вводят учащегося в курс дела и в пределе призваны подготовить студента к диалоговой форме общения с преподавателем. При этом студент практически неизбежно ставятся в условия, когда они должны самостоятельно осмысливать отдельные положения конспекта, составлять собственное мнение в процессе подготовки к занятиям.

Развитие  способностей к творческой деятельности определяет принцип, который более  точно может быть назван принципом творческого, развивающего обучения. Сущность принципа связана с развитием способностей к обучению, развитием привычки к самостоятельным размышлениям над фактами, явлениями и событиями, их сопоставлению, сравнению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

В современной методике и практике обучения накоплен значительный арсенал  средств практической реализации этих принципов, хотя их использование носило чаще всего не системный, а эпизодический  характер. Поэтому использование  новой дидактической системы  требует от учителя глубокого  осмысления современных целей и  задач обучения, роли и значении каждого из перечисленных выше принципов  в этой системе. Лучше всего их внедрение подготовлено в практике работы школ, где шло освоение систем В. В. Давыдова и Л. В. Занкова. 
 
В завершение отметим, что формирование системы дидактических принципов не может быть завершено, ибо сама жизнь расставляет акценты значимости, и каждый акцент оправдан конкретной исторической, культурной и социальной заявкой.

"Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле", - говорит Коменский, давая правила, по которым следует организовать упражнения. "Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить - упражняясь в речи, петь - упражняясь в пении, умозаключениям - упражняясь в умозаключениях, и т.д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа". Для правильного обучения навыкам надо учащимся дать определенную форму и норму того, что следует выполнять; употребление инструментов (например, при черчении и т.п.) показать на деле, а не только рассказать, как инструменты употреблять. Упражнения надо начинать с элементов, а не с выполнения целых работ; это относится и к чтению (сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы), и к письму, и к грамматике, и к другим навыкам.

 

 

 

 

 4.Список литературы

 

      1. Вендровская  Р.Б. Очерки истории советской  дидактики. - М.:     Педагогика, 1982. - 128 с

 

  1. Кроль В.М. «Психология и педагогика»: Учеб. Пособие для техн. вузов - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. Шк., 2003.-325с.

 

 

  1. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с  польск. О.В.Долженко. – М.: Высш. Шк., 1986. – 368 с.

 

  1. Л.П. Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева  и др., Педагогика, учебник. Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 432

Информация о работе Система дидактических принципов используемых в работе преподавателей высшей школе