Система дидактических принципов используемых в работе преподавателей высшей школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:21, реферат

Описание работы

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов).

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………. 3
1.2 Общее понятие дидактических принципов………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………….6

2.1 Развитие системы дидактических принципов……………………….6
2.2 Комплексная система принципов современной дидактики…………8
2.3 Принцип научности…………………………………………………….8
2.4Принцип преемственности и последовательность………………..…10
2.5Принцип доступности…………………………………………………11
2.6Принцит сознательности, активности, самостоятельности и
прочности усвоения…………………………………………………..13
3. Заключение…………………………………………………………………….19
4.Список литературы…………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ.docx

— 42.53 Кб (Скачать)

                    ГБОУ ВПО ОрГМА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

СИСТЕМА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ПРИНЦИПОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ

 В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ  ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Выполнила:

студентка 14 гр.

педиатрического факультета

Сухинина А.Ю.

Проверила:

доц., к.п.н. Ю.А. Москалева

 

                                                 Оренбург, 2012

                                               

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение………………………………………………………………………. 3

 

            1.2 Общее понятие дидактических принципов………………………….3

 

2. Основная часть………………………………………………………………….6

    

           2.1 Развитие системы дидактических принципов……………………….6

          2.2 Комплексная система принципов современной дидактики…………8

          2.3 Принцип  научности…………………………………………………….8

          2.4Принцип  преемственности и последовательность………………..…10

          2.5Принцип доступности…………………………………………………11

          2.6Принцит  сознательности, активности, самостоятельности  и              

                 прочности усвоения…………………………………………………..13

3. Заключение…………………………………………………………………….19

 

4.Список литературы…………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

 

Педагогической  деятельностью занимались и занимаются сейчас множество талантливых и  одаренных людей, обладавшие недюжинными  интеллектуальными способностями. В процессе своей практической деятельности они не могли не задумываться над  проблемами улучшения учебно-воспитательного  процесса. Ограниченные, к сожалению, уровнем научного знания их эпохи, они  тем не менее оставили последующим  поколениям ценные соображения по лучшей организации обучения. В числе  этих соображений наиболее известными являются своеобразные «аксиомы» обучения: дидактические принципы и методы обучения. 

Практические  указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах  и правилах их реализации, носящих  название дидактических принципов  и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило  — это основанное на общих принципах  описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели, Чаще всего под  правилами обучения понимают те руководящие  положения, которые раскрывают отдельные  стороны применения того или иного  принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку  в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.

В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания преподавателю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая  дореволюционная школа, наоборот, главное  внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это, по сути, сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности  на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами  и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную  работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много  стандартных, типичных ситуаций, когда  особого творчества учителю проявлять  не нужно, более того, оно может  повредить. Здесь как раз и  необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают преподавателю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, целиком и полностью зависит от учителя.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического  опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего  закрепляется именно в правилах (писаных  или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так  как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить которые бывает очень  трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше  всего ответить словами К.Д. Ушинского: «...Самые эти правила не имеют  никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них  можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное  дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают».

Обычно  правила имеют форму советов-напоминаний  учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обусловливает творческий характер их применения.

 

2.Основная часть

2.1 Развитие системы дидактических принципов.

Собственно  термин «дидактика», по-видимому, впервые  ввел в начале XVII в. немецкий педагог  Вольфганг Ратке, который назвал свои лекции «искусством преподавания». Сочетание терминов «преподавание», «обучение» и «искусство», введенное  В. Ратке, оказалось на удивление  точным и глубоким. Современник В. Ратке Я. Коменский в труде  под названием «Великая дидактика» впервые изложил целостную систему  дидактических принципов, явивших  собой основание научной педагогики. Теория обучения в «Великой дидактике» рассматривала проблемы содержания образования, организации учебного процесса, вопросы методов обучения. Особая значимость этого труда заключалась  в том, что положения гуманистической  педагогики, изложенные в нем, противостояли  повсеместным и общепринятым в те времена догматам средневековой  схоластической системы образования, с ее палочной дисциплиной и авторитарным стилем обучения.

Новый, мощный импульс развития теории обучения связан с именем швейцарского педагога И. Г. Песталоцци. В начале XIX в. он обосновал  методику элементарного образования, которую на самом деле правильнее было назвать методикой поэлементного  образования. Сущность предложенной им идеологии состояла в утверждении  возможности построения обучения как  четкого, разделяемого на простейшие элементы, формализуемого на всех. этапах индуктивного процесса. Песталоцци считал, что в  любой системе знаний могут быть выделены простейшие элементы, усвоение которых должно лежать в основе обучения. Дальнейшее обучение рассматривалось  им как постепенно усложняющийся  процесс наращивания знаний, что  и ведет человека к познанию мира.

Интерпретируя данный метод с современных позиций, можно сказать, что на самом деле И.Г. Песталоцци предлагал алгоритмизировать  процесс обучения. Сама идея алгоритмизации как максимально четкого, подробного и последовательного изложения  учебного материала естественно  является фундаментальной идеей  современного процесса обучения

К середине XIX в. в результате работ  таких педагогов, как И.Ф. Гербарт, ф. Дистервег и др., к системе  дидактических принципов добавились положения, непосредственно указывающие  на необходимость постоянного развития многоступенчатого интереса студентов не только к знаниям, но и к самому процессу получения знаний. Систематическое изложение этих положений в связи с указанием на особую важность развития умственных способностей и внимания студентов лежало в основе педагогической практики школы Гербарта. Собственно мысли о необходимости заинтересовывать учащихся результатами обучения, о важности опоры обучения на чувственное восприятие, на привлекательность и радость процесса получения знаний высказывались лучшими педагогами-гуманистами , начиная еще со времен Возрождения. Тем не менее, даже сегодня практическая реализация этих принципов в повседневной работе преподавателя представляет собой непростую задачу отчасти в связи со сложностью материала обучения, отчасти в связи с ограниченностью методических приемов обучения и не в последнюю очередь из-за сложности самого педагогического искусства.

Основы  современной теории общего образования, как считается, были сформированы в  начале XX в., и, в частности, в трудах русского педагога П. Ф. Каптерева. Его  «Дидактические очерки» обобщили теоретический  и практический опыт развития школьного  образования в России и Западной Европе. В частности, в те годы Каптерев обращал внимание на важнейшую проблему современной дидактики - проблему отбора содержания образования.

2.2Комплексная система принципов современной дидактики.

К числу классических принципов дидактики  следует отнести целый ряд  устоявшихся в сознании, как студентов, так и педагогов положений. Трудность в данной ситуации заключается не в самом формулировании этих принципов, но в формировании способов их практической реализации в конкретных педагогических технологиях и методах.

2.3.Принцип научности.

Принцип научности предполагает множество аспектов. В качестве конкретной иллюстрации современного развития этого принципа можно привести аспект, связанный с оптимальностью построения процесса передачи знаний, что означает необходимость адекватности процесса обучения психологическим характеристикам студентов. Оптимальное построение педагогического процесса подразумевает активное использование закономерностей и характеристик процессов восприятия и мышления.

Требование  научности содержания образования  было выдвинуто в советской педагогической литературе еще в работах Н. К. Крупской ("О работе над новым учебником для новой программы").

Статус  дидактического принципа требование научности  в обучении приобрело с 1950 г., когда  оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным.

В дальнейшем Л. Я Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трем признакам:  
а) соответствие содержания образования уровню современной науки;  
б) создание у студентов верных представлений об общих методах научного познания;  
в) показ важнейших закономерностей процесса познания. Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих. Каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.

Первое  условие говорит о том, что  в соответствии с принципом научности  образовательный материал, составляющий содержание обучения, должен в определенной мере соответствовать уровню современной  науки.

Второе  условие говорит о том, что  принцип научности требует также  знания общих методов научного познания. Но это лишь необходимое условие  научности знаний. Оно недостаточно для создания у студентов представлений о процессе познания.

Третье  условие указывает на то, что принцип  научности требует формирования у студентов  представление о процессе познания и его закономерностях.

Можно выделить три аспекта реализации принципа научности в обучении:

1) реализация  его в учебнике (соответствие  содержания учебника современному уровню науки);

2) обеспечение  высокого научного уровня изложения  учебного материала учителем на семинаре или лекции;

3) выработка  у студентов учебно-исследовательских навыков и умений.

 

 

 

              

              

2.4.Принципы преемственности и последовательности.

Принципы  последовательности и преемственности, при том, что они внешне схожи, имеют разнообразное дидактическое  значение. Принцип последовательности показывает, в основном, порядок  и логику изучения учебного материала. Принцип преемственности формулирует  идею конструктивного отрицания. Сущность осуществления данного принципа заключается в том, чтобы предыдущее формировалось, обогащалось и "осуществлялась" в дальнейшем. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.Принцип доступности.

Принцип доступности изложения учебного материала представляет собой, возможно, одно из наиболее важных условий нормального хода образовательного процесса. По-видимому, наиболее тесно этот принцип связан с принципом заинтересованности студентов в приобретении знаний. Связь заключается в исключительной хрупкости мотиваций заинтересованности, по крайней мере, в первые годы процесса обучения и на первых этапах «вхождения» человека в новую предметную область. Несоблюдение принципа доступности может очень легко нарушить первичную, исходную заинтересованность студента.

Информация о работе Система дидактических принципов используемых в работе преподавателей высшей школе