Сиротство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

иротство при живых родителях, или социальное сиротство, - особое явление конца прошлого - начало нынешнего века. Оно свидетельствует о глубокой дестабилизации обществе, о негативных процессах, затрагивающих сердцевину человеческих отношений. Дети при этом остаются без попечения родителей, без определенного места жительства, без друзей, без помощи со стороны общества, пороков: воровства, мошенничества, проституции, наркомании. И противное детскому естеству насилие постепенно превращается в норму их жизни.

Работа содержит 1 файл

Реферат Сиротство.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

  Психологи предостерегают: ни в коем случае нельзя высказываться о прежней семье ребенка пренебрежительно.

  Очень постепенно в сознание педагогов и социальных работников проникает мысль, что для обеспечения     эмоционального благополучия   ребенка, важно согласие между временными и кровными родителями. Если же этого нет, то ребенок не знает, к кому ему хорошо относиться - к родителям или воспитателям (такое же состояние испытывает ребенок и когда родители расходятся или разошлись -он любит и того и другого, разрывается между ними, что приводит к стрессовому состоянию). Это состояние фрустрации создает дискомфорт, приводит к срывам в поведении ребенка, обозленности, которые учителя, воспитатели не всегда могут понять, а ребенок не может объяснить, что с ним происходит. Так как все этапы жизни человека взаимосвязаны, важно сохранять связи между прошлым и настоящим. Нельзя зачеркнуть прошлое, стереть его из памяти ребенка. Однако ему следует узнать, почему он не остался в прежнем окружении. В школьном возрасте он способен понять свою жизненную ситуацию. В разговоре на тему о прошлом ребенка от взрослого требуется особый такт и искусство, которое состоит в том, чтобы, сказав правду, не оскорбить его чувств, не обидеть, а помочь осознать и осмыслить правду, внутренне принять действительность, согласиться с реальностью.У педагогов государственных учреждений есть общая позиция по этому вопросу.

  Кто-то из выпускников регулярно встречается с родителями, помогает им, пытается перевоспитать, что, к сожалению, редко удается. Чаще же становится известно, что, не выдержав напряжения, молодой человек снимает его рюмкой водки и вступает на дорожку, проторенную родителями. Но всю жизнь, которую ему отведено прожить, человек знает, что у него были (или есть) родители, те, кто произвел его на свет. И хотя они были плохими воспитателями, они стояли у истока его жизни.

  Еще одна грань данной проблемы, на которую в последнее время обращается достаточное внимание: выпускник интернатного учреждения, достигнув совершеннолетия, возвращается в ту же квартиру, где проживают его родители, когда-то лишенные прав на него. Это вызвано тем, что решением суда за ребенком сохраняется та же жилая площадь, на которой он жил, а государственные учреждения не могут предоставить ему иного жилья. Этот факт перечеркивает все предшествующие  усилия   государственных   учреждений,   направленных на воспитание полноценных членов общества.   Дети вновь погружаются в асоциальную среду неблагополучной родительской  семьи.  Достаточно известна статистика, когда значительная часть выпускников попадают в исправительные учреждения, совершив различные преступления, либо повторяют путь родителей (пьют, употребляют наркотики и т.п.). И решение этой проблемы представляет сейчас достаточно большие трудности для государства, требует затраты средств и усилий.

  Итак, можно подвести итоги: кто и что приобретает в результате лишения родительских прав.

  Ребенок — отрыв от привычной среды приводит его к стрессу и обеспечивает эмоциональное возбуждение. В неблагоприятной родительской семье нарушается здоровье и развитие ребенка. Но он получает защиту от неблагоприятных влияний, становится государственным ребенком, получая нормальное воспитание и образование.

  Родители - утрачивают обязанности и освобождаются от забот и хлопот ответственности за судьбу ребенка, получают свободу, разрываются родственные связи, теряют родительские права, должны платить алименты на содержание ребенка в государственных учреждениях.

  Государство - должно заботиться о детях, их образовании, обеспечивать всем необходимым для жизни и здоровья, заботиться о трудоустройстве, обеспечивать жильем и зачастую в результате получает недостаточно благополучного гражданина с проблемами в развитии. 

Как избавить Россию от позора беспризорности? 

  Россия  со времен царя Федора Алексеевича несколько раз пыталась пристойно решить вопрос сиротства и беспризорности. И всегда наступала на одни и те же грабли. Похоже, эти же грабли подстерегают и нынешнюю власть. Попрошайки безжалостно преследовались при Александре 1 и Николае I. Советы поступали также, пока, все не убедились в безуспешности своих попыток таким образом покончить с беспризорностью, не сменили тактику. Не увенчались успехом и действия нынешней власти. Внешняя благочинность вроде бы соблюдена. Но проблема не разрешилась даже частично. Она просто приобрела скрытый, угрожающий характер. Почему? Да потому, что теперь беспризорные дети стали прятаться. Они нашли более безопасные для себя и окружающих способы добычи пропитания: кражу, проституцию, грабеж. Изменилась тактика «выхода в свет». Грязные лохмотья сменились более или менее приличной одеждой — воришка в ней менее приметен. Стало меньше одиночек - в стае легче выжить, отбиться от милиции и конкурентов. Беспризорные подростки закабаляются содержателями притонов, владельцами торговых складов, рыночных лавок. К сожалению, некоторые домашние дети находят жизнь беспризорников романтичной и перенимают их манеры.

  Строительство больших приютов, на 100 и более мест, дорого, малоэффективно и выгодно только строительным подрядчикам. Такие приюты пустуют и будут пустовать, если только беспризорников не станут насильно доставлять и удерживать там. Условия содержания в них таковы, что для малолетних бездомных практически полностью исключается возможность перейти к цивилизованному стилю жизни, найти занятие по душе. Бывшие бродяжки подобные заведения не жалуют и либо сбегают, либо пытаются превратить их в свою вотчину.

  Бессмысленные гонения беспризорников по кругу (улица-милиция-больница-распределитель-улица или улица-милиция-отсылка на родину-улица) по эффективности схожи с вычерпыванием моря решетом. Тратятся огромные средства и силы, а дети остаются при своих проблемах, попутно получая очередной урок недоверия и ненависти к взрослым. Казенное помещение, остылый приют воспринимаются беспризорниками как расправа. У и без того несчастных детей возникает ощущение, что они никому не нужны. Рушатся последние контакты со взрослыми, и это очень затрудняет работу немногочисленных энтузиастов и специалистов, всей душой и сердцем желающих помочь маленьким Бродяжкам.

  Есть серьезные опасения, что следующим шагом в борьбе нынешних властей с беспризорностью станет соблазнительное решение объявить малолетних бродяг дефективными и ужесточить режим в приютах. И кроме того, объявить ответственными за детские побеги родителей и спрашивать с них со всей строгостью.

  А ведь история должна была нас научить, что репрессивные меры - это всего лишь сдерживающие факторы. А милицейские облавы борьбу с беспризорностью запросто превратят в борьбу с беспризорниками.

  Существует положительный опыт работы с беспризорными детьми, накопленный еще нашими дедами и даже пра-пра-прадедами. К примеру, на пороге 30-х годов прошлого века Совнарком и детская комиссия приняли свод решений, поражающих детальной проработкой намеченных мероприятий, всесторонностью и оперативностью. Нынешним чиновникам взять бы да ознакомиться с тем опытом. Но, кажется, они считают ниже своего достоинства изучать работу советских специалистов. Впрочем, и современных тоже. Неужто не сыскать в них ценных предложений? Но что-то искать, изучать требует каких-то усилий, времени. Гораздо легче выслушать победные рапорты о том, что изловлено и возвращено в семьи или детские дома столько-то бездомных детей. Но видимость успеха не избавит страну от позора беспризорности.

Как быть?

*Прежде всего, немедленно прекратить всякие облавы. Начать целенаправленную работу психологов, педагога и социальных работников с детьми на улицах.

*Создать информационную базу не только беспризорных детей, но и родителей, разыскивающих убежавши! из дома чад.

* Преобразовать Государственную комиссию по беспризорности в постоянно действующий орган. Этот орган должен тесно взаимодействовать с общественными opганизациями и населением. Ему должны подчиняться областные и городские центры; у него должны быть собственная оперативная служба и влияние на местные власти.

*Оперативную  службу обеспечить «горячим телефоном»  для детей и граждан, а также  базой данных и мобильными  экипажами (по образцу службы спасения), в которые войдут психолог и соцработник. Служба должна вести: непрерывный мониторинг города, работать с детьми на улице, совершать экстренные выезды.

*В каждом районе сформировать подотделы КДН. Социальные инспектора этих подотделов должны активно выявлять беспризорников, помогать им, отслеживать вместе с органами опеки дальнейшую судьбу таких детей.

*Создать на железнодорожных и автовокзалах посты соцработников. Такие посты должны выявлять заезжих «бегунков», еще не втянувшихся в беспризорную жизнь. Взаимодействуя с милицией, местной охраной, работниками вокзалов, они должны перекрывать основные пути пополнения беспризорных.

*Подключить  к профилактике беспризорности  все службы, работающие с детьми  и семьями: участковых врачей  и милиционеров, патронажных сестер, учителей. Эти люди должны знать проблему, уметь ее распознавать, знать, куда и к кому обращаться, и быть способными принять необходимое решение.

*Создать  доверительные учреждения переходного  типа (подобие ночлежек), куда дети  могли бы приходить, не опасаясь быть отправленными по «этапу», и где с ними работали бы медики, психологи и педагоги. Прообразом таких учреждений могли бы также служить существовавшие ранее Очаги, Чайные, а в годы Советской власти -Теплушки и Баржи.

*Ориентировать строящиеся приюты на приём беспризорников-подростков. Делать такие приюты небольшими и позволяющими  детям не слишком резко сменить образ жизни, найти занятие по душе.

*Активно привлекать граждан и общественные организации к работе с беспризорниками. Это не только позволит  найти лучший опыт, но и сбережет ресурсы государства. Это хорошо понимали многие государственные деятели прошлого. Например, Екатерина II создала за общественный счет и с его помощью систему воспитания в России. Успешно боролся с беспризорностью в начале XX в. Общественный совет при Московской Думе. Советское правительство активно поддерживало общество «Друг детей». А за рубежом практически все проекты борьбы с беспризорностью инициировались общественными организациями, а затем поддерживались государством.

Альтернативный  доклад российским НПО  в Комитете ООН  по правам ребенка, 2005 г.

  На Всероссийской конференции в октябре 2004 г. заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации М. Гордеева подвергла критике широко распространяемые данные о миллионах бездомных детей в России и привела оценки Министерства:

  Мы внимательно посчитали, таких детей в России чуть больше 9000. И это вполне реальная цифра.

  Создание федеральной и региональных персонифицированных баз данных детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляется крайне важным не только для наведения порядка в статистике, но в первую очередь это необходимо для эффективной организации комплексной индивидуальной профилактически-реабилитационной социальной работы с конкретной семьей и конкретным ребенком.

  Что касается статистики «уличных» детей, то в этом плане существуют объективные данные государственной статистики о числе безнадзорных, задержанных милицией: в 2002 г. было изъято с улиц, вокзалов и т.п. 700 тыс. несовершеннолетних (из них 553 тыс. были возвращены родителям), что в 2,5 раза больше, чем в 2001 г. (данные Государственного доклада 2003 г.). В МВД России РОО «Право ребенка» сообщили, что в 2003 г. милицией было выявлено на улицах, вокзалах и т.п. 620 тыс. безнадзорных детей. Резкое увеличение (в 2,5 раза) числа задержанных детей в 2002 г. по сравнению с 2001 г. не случайно. После принятия в 1999 г. Федерального закона №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» число безнадзорных детей на улицах многократно увеличилось (потому что прокуратура, строго следуя данному закону, стала наказывать сотрудников милиции, «собиравших» с улиц детей, не совершивших правонарушений). Ситуация приняла катастрофические масштабы, что заставило Президента России сделать 18 января 2002 г. свое известное заявление, где он потребовал от ответственных органов власти принятия адекватных мер. После этого вышло Постановление Правительства РФ от 13 марта 2002 г. №154, был создан «Межведомственный оперативный штаб...» под эгидой МВД России, в Москве, Московской области, в других регионах России была организована работа по «собиранию» детей с улиц и оказанию им первой помощи. Правда, как неоднократно сообщалось официальными лицами, многие из сотен тысяч детей, возвращенных родителям либо в интернатные учреждения, снова убегают на улицу (некоторые по 10-20 раз), что, очевидно, говорит о том, что возвращение ребенка в семью не сопровождается необходимой социально-реабилитационной работой с семьей.

  В Государственном докладе 2003 г. сообщается:

  Органами внутренних дел выявлено 2751 преступление неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Почти 441 тыс. родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, были подвергнуты в 2002 г. мерам административного воздействия; в суды направлено 40,7 тыс. материалов для решения вопроса о лишении родительских прав, 275,7 тыс. родителей (опекунов, попечителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, состоят на профилактическом учете.

Информация о работе Сиротство