Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:37, контрольная работа
Цель данной работы заключается в определении сущности феномена «выгорания» и особенностей его проявления, исследовании влияния социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в
профессиональной деятельности социального работника.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»……………………………………………………………………4
2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»…………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………21
Компетентность специалиста, умение быстро и эфективно решать проблемы клиента – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация — завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов
являются: развития знаний, навыков и умений; улучшения условий труда и отдыха; развития содержания труда; развития средств труда; развития мотивации; изменения оплаты труда; социальная защиты самих «защищающих»; система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня; система улучшения психологического климата в коллективе.
В некоторых местах уже предприняты организационные и профессиональные усилия по решению этой весьма значимой проблемы, переводу ее в одну из систем развития персонала. Но это только начало. И поэтому она остается в числе весьма неблагополучных. Психологический профессиональный отбор имеет большое психогигиеническое значение в работах связанных со сложными условиями (риск, длительная изоляция, замкнутость пространства, тяжёлые климатические условия). Но психотравмирующие факторы, которые могут привести к невротизации, имеются и в обычных широко распространённых профессиях, где отбор практически не проводится – это специалисты по социальной работе и психологи, чей труд требует профессионально значимые качества. Немногие люди испытывают желание лицом к лицу сталкиваться с несчастьем других. Желание помогать не следствие стремления к власти. Важно обладать профессионально значимыми качествами, чтобы в процессе помощи другим предотвратить собственное «самоистребление».
В задачи психогигиены входит изучение и предотвращение воздействия психотравмирующих факторов, связанных с особенностями данной деятельности.
Существует также немало конкретных способов преградить путь ”синдрому сгорания”.
— культивирование других интересов, не связанных с консультированием. Наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей,
— внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
— поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
— удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
— стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
— способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,
— открытость новому опыту,
— умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни,
— обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам); — чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
— участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
— периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
— участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой,
— хобби, доставляющее удовольствие.
В работах исследователей по созданию программ профессионального самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения: Реализация намеченного профессионального плана (сценария профессиональной жизни); преодоление дезинтегрированного сознания (то есть вытеснение так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека); активная позиция в профессиональной жизни; готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок; знание собственной индивидуальности и использование ее в профессиональной жизни; освоение индивидуальной системы адекватных средств преодоления негативных состояний; противодействие профессиональному старению. Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.
Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать жизненную программу.
Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность.
Основными способамизащиты от деформации являются: - рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и стоящих перед ней профессиональных проблемах;
- переоценка собственной личности и своего профессионального статуса – через оценку того, что социальный работник думает о себе и своей профессии применительно к данной проблемной ситуации;
- трансформация когнитивных компонентов коммуникативных установок – через информационно-мотивационное осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной работе;
- самоосвобождение от когнитивных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;
- освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося через специальный коммуникативно-игровой тренинг.
Целесообразность работ этого направления очевидна в связи с важной ролью личности в профессиональной деятельности. Особого внимания требуют молодые работники, у которых наряду с высоким уровнем профессиональных способностей не сформированы некоторые важные для деятельности личностные черты.
Формирование личности — длительный процесс. Поэтому на начальных этапах деятельности, а лучше — профессионального обучения, целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при построении учебно-тренировочного процесса и постановке профессиональных задач. Например, для лиц с тенденцией к слабости нервной системы, с повышенной тревожностью и неадекватно сниженной самооценкой рекомендуется соблюдение следующих правил: короче задания, чаще перерывы; построение учебно-тренировочного процесса от простого к сложному, только закрепив успех переходить к более сложным задачам; усиление обратной связи — после каждого задания сообщать о результатах его выполнения; максимальная определенность внешних оценок с акцентом на положительные стороны результата; использование растянутого алгоритма — каждое рабочее задание разбить на составные части, подробно разобрать, дать подводящие упражнения; снижение уровня рабочего напряжения — избегать критики, порицания, но и чрезмерного положительного эмоционального подкрепления деятельности; избегание ситуации соревнования, предпочтительнее соревнование с самим собой по принципу «сегодня лучше, чем вчера»; организация работы таким образом, чтобы человек периодически добивался успеха, что способствует повышению уверенности в себе; избегание обучения и работы в группах лиц, существенно превосходящих человека по способностям и профессиональному уровню; создание установки не столько на результат, сколько на процесс, способы и средства выполнения задания; периодическое предложение заданий подчеркнуто гипотетического характера, в которых нет неверных решений.
Для лиц с гиперсильной нервной системой, со сниженной тревожностью, с завышенной самооценкой предпочтительнее другие, в некоторой степени противоположные, условия деятельности. Учет индивидуальных особенностей позволяет оптимизировать учебную и профессиональную деятельность, помогает выработке индивидуального стиля деятельности. Но сам по себе он не дает максимальной эффективности и не всегда возможен. Поэтому следует целенаправленно формировать значимые для
деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую коррекцию. Эти два процесса в большинстве случаев тесно связаны; однако идеальным является случай, когда можно обойтись без предварительной коррекции. Для этого надо начинать целенаправленное формирование личности как можно раньше, что позволяет избежать закрепления нежелательных черт. В оптимальном случае при ярко выраженных способностях оно может быть начато еще в детстве подбором соответствующих спортивных занятий и педагогико-воспитательной работы. Однако формирование ПВК личности является лишь одной из составляющих процесса гармоничного становления целостной личности профессионала. Этот процесс не должен ограничиваться рамками профессиональной деятельности. Особенно важна возможность творческого самовыражения. Поскольку основной способ бытия личности — развитие, профессиональная деятельность должна постоянно ставить перед человеком новые задачи. Застревание на одном профессиональном уровне, даже при очень высокой эффективности деятельности, как бы консервирует личность: исчезает один из важнейших стимулов ее развития — противоречие между высокой интегральной оценкой себя как профессионала и более низкой оценкой выполнения отдельных профессиональных задач. В этом случае чаще всего личность встает на путь постепенной профессиональной деформации.
Изучив, различные подходы к методам профилактики эмоционального «выгорания», можно сделать следующие выводы:
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к
синдрому
«сгорания». Работник должен обладать
эмоциональной устойчивостью, быть готовым
к психическим перегрузкам, избегать возможных
отклонений в собственных оценках и действиях.
Поэтому важнейшей задачей органов управления,
осуществляющих подготовку и переподготовку
социальных работников, является сохранение
их здоровья, профилактика их профессиональных
заболеваний, проведение консультаций
относительно профессиональных рисков
в социальной работе. Важно повышать психологическую
культуру и проводить психологические
тренинги, консультации.
Заключение
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы о сущности синдрома эмоционального «выгорания».
Синдром «выгорания» — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания — это взаимодействие с людьми.
Эмоциональному «выгоранию» подвержены те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах и выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.
Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания», описанные в трудах различных исследователей, можно разделить на две группы: объективные факторы (организационные и ролевые) – порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией; субъективные факторы – особенности личности. Обе группы связаны между собой.
На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной работе влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Таким образом, особенности личности и организационные факторы влияют на развитие синдрома эмоционального выгорания.
В связи с этим профилактике и обеспечению
психогигиены социального работника необходимо
уделять особое внимание и способствовать
созданию системы психологической помощи
самим социальным работникам.
Психогигиена социального работника обеспечивается
его толерантностью к синдрому «выгорания».
Социальный работник должен обладать
эмоциональной устойчивостью, быть готовым
к психическим перегрузкам. Поэтому, важнейшей
задачей органов управления, в ведении
которых находятся социальные службы
и учебные центры, осуществляющие подготовку
и переподготовку социальных работников,
является сохранение здоровья социальных
работников, профилактика их профессиональных
заболеваний, проведение консультаций
относительно профессиональных рисков
в социальной работе. Важно повышать психологическую
культуру социальных работников и проводить
психологические тренинги, консультации
с ними. Социальные работники должны хорошо
представлять себе профессиональные возможности
и ограничения, постоянно учитывать свой
психофизиологический и трудовой потенциал.
Ведь через психологические особенности
личности социального работника осуществляется
процесс упорядоченного, осознанного
влияния субъективного фактора на социальные
процессы в обществе, личность и личные
качества социального работника позволяет
повысить действенность социальной политики
при имеющихся для этого у государства
экономических ресурсах.
Информация о работе Синдром эмоционального выгорания и способы его предотвращения