Синдром эмоционального выгорания и способы его предотвращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении сущности феномена «выгорания» и особенностей его проявления, исследовании влияния социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в
профессиональной деятельности социального работника.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»……………………………………………………………………4
2. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»…………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………21

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКО1.docx

— 55.60 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 
 

Контрольная работа по учебной дисциплине «педагогика»

(Синдром  эмоционального выгорания и способы  его предотвращения). 
 

              выполнила:

                                   студентка группы ДО-11

                                                    Мошнякова Людмила Николаевна 

               проверила: 

                                                                 доктор педагогических наук, доцент

                                                                Лазарева  М.В. 
 
 

                                                   

Липецк 2012 
 

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Основные теоретические подходы к изучению феномена эмоционального «выгорания»……………………………………………………………………4

2. Методы психогигиены  и психопрофилактики синдрома  эмоционального «выгорания»…………………………………………………………………...12

Заключение…………………………………………………………………….19

Список литературы……………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

   Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого  феномена «эмоционального выгорания» [10].    

   Изучение особенностей проявления  данного симптома, уточнении симптомов  и факторов, обуславливающих его  формирование в профессиональном  развитии педагогов, с целью  разработки научно обоснованных  программ, ориентированных на профилактику  профессиональных деформаций и  заболеваний, а также на восстановление  психоэнергетического потенциала  работников становится актуальным в последние годы [2].

   Цель данной работы заключается в определении сущности феномена «выгорания» и особенностей его проявления, исследовании влияния социально-психологических факторов (личностных, ролевых, организационных) на формирование синдрома эмоционального выгорания в

профессиональной  деятельности социального работника.

1.  Основные теоретические подходы к изучению  феномена эмоционального «выгорания»                  

   Термин — «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

   Первая  статья К. Маслач на эту тему, опубликованная в журнале «Human Behavior» в 1976 г., по ее собственному признанию, вызвала огромный и неожиданный отклик, прежде всего среди непрофессионалов. Она получила множество писем от людей самых разных «помогающих» профессий. По прошествии только десяти лет по проблемам синдрома «выгорания» было опубликовано более тысячи статей, созданы специальные методики диагностики синдрома «выгорания». И если первоначально речь шла об описании проблем медицинских работников, то дальнейшие исследования в этой области позволили распространить выявленную феноменологию на более широкий круг профессионалов. В книге К. Маслач, опубликованной спустя шесть лет, речь идет уже и об учителях, воспитателях, полицейских и т. д.

   К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию[43].

   Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г.  Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства.

   В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.

  “Синдром выгорания” — сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания», по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении  работы и жизни вообще.

   На основании всего этого можно  сделать выводы: основными признаками синдрома сгорания являются: ощущение эмоционального истощения; наличие негативных чувств по отношению к клиентам; негативная самооценка.

   После того как учеными была определена сущность основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.

  При изучении личностного фактора некоторые исследователи (П.Торнтон) принимали во внимание следующие показатели: возраст, пол, семейное положение, стаж, образовательный уровень, стаж данной работы, социальное

 происхождение. Однако оказалось, что они не связаны с уровнем «эмоционального сгорания». Другие исследователи (А.Пайнс) уделяли особое внимание связи мотивации и «сгорания»; изучали, в частности, такие мотивы трудовой деятельности, как удовлетворенность зарплатой, чувство собственной значимости на рабочем месте, профессиональное продвижение, самостоятельность и уровень контроля со стороны руководства и др. Прямой связи синдрома «сгорания» с уровнем зарплаты не было обнаружено. Вместе с тем, неудовлетворенность профессиональным ростом и установкой на поддержку (благожелательность) оказались более связанными с развитием синдрома «сгорания». Выявилась и большая подверженность «сгоранию» и социальных работников, испытывающих недостаток самостоятельности («сверхконтролируемые»).

   Социальная работа, как и психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям,  требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма  неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность  “синдрома выгорания”.

   Существует также мнение, что люди с определенными чертами  личности

(беспокойные,  чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии,  имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с  другими) больше подвержены этому синдрому.

   В 1982 г. С.Маслач выделила в качестве важных характеристик личности, подверженной синдрому, следующие: индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию» на основе самосохранения; внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия.

   Х.Фрейденбергер характеризует подверженных синдрому «сгорания», как

сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей.  Е.Махер же относит к этой категории людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.

   Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но неоспорим тот факт, что личностные качества социальных работников играют важную роль в противостоянии синдрому «выгорания». Сравнивая развитие “феномена сгорания” у учителей престижных частных школ Англии и государственных школ центра Австралии, исследователи Пирс Марк и Джефри Молли выяснили, что "скорость сгорания" не связана с оплатой труда учителя. Незначимыми оказались также "уровень интеллекта" и "объективная трудность биографии". "Сгорали" и умные, и обыкновенные, и благополучные, и битые судьбой люди. Все зависело только от одного фактора - от готовности человека брать на себя или отдавать внешним обстоятельствам ответственность за все происходящее в жизни. Психологи назвали эту готовность уровнем интернальности-экстернальности. Интернальность - готовность находить выход в безвыходных ситуациях - вообще считается основным фактором, помогающим человеку выжить. Она не зависит от возраста, но всегда характерна для личностно зрелых людей. Перекладывание ответственности на внешние обстоятельства свойственно людям инфантильным, зависимым, ищущим опору в ком-нибудь более сильном.

   Определенные черты личности, по мнению многих исследователей конечно, сказываются на проявлении синдрома "сгорания". Однако скорее на формах его проявления, нежели на частоте и т.п. Синдром "сгорания" проявляется у социальных работников различного личностного склада, но проявления его скорее будут связаны с преморбидом. Например, психастеник впадет в уныние, гипертим же станет еще агрессивнее в обращении с клиентами. Сами симптомы синдрома "сгорания" также вряд ли  отличаются строгой специфичностью и могут варьировать от легких поведенческих реакций (раздражительность, утомляемость к концу рабочего дня и т.п.)  до психосоматических, невротических и, вероятно, даже психотических расстройств.

Информация о работе Синдром эмоционального выгорания и способы его предотвращения