Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 17:08, шпаргалка
1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.
2–
ограниченную прямую можно
3 - все прямые углы равны между собой.
Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.
Вали́дность (англ. validity) — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. В частности, валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии и психодиагностики.
12. Способы научных измерений
в педагогике. Количественные и
качественные показатели в
Количественные методы.
1. Регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников и т. п.).
2. Ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.).
3. Шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Этим достигается большая определенность. Известны четыре основные градации измерительных шкал:
· Шкалы наименований (или номинальные).
· Шкалы порядка (или ранговые).
· Интервальные шкалы.
· Шкалы отношений.
Шкалы наименований - самые «слабые» шкалы. Числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Они, по сути, представляют собой наименования какого-либо класса объектов. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик учеников, причин неуспеваемости и т.д.
В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.
«Сильные» шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».
Качественные методы исследования
Качественные исследования направлены на получение глубокой, развернутой информации о предмете исследования. В отличие от количественных методов, они фокусируются не на статистических измерениях, а опираются на понимание, объяснение и интерпретацию эмпирических данных и являются источником формирования гипотез и продуктивных идей. Иначе говоря, они отвечают на вопросы "что?" "как?" и "почему?", а не на вопрос "сколько?". Результаты качественного исследования содержат мнения, оценки, рассуждения, описания, ассоциации, предположения, обоснования, идеи, предложения, аргументы и т.п.
Глубинное интервью – неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Глубинное интервью предполагает не заполнение формальной анкеты, а получение от респондента развернутых ответов на вопросы. Беседу проводит квалифицированный специалист, задача которого – понять истинное отношение респондента к обсуждаемому вопросу. Интервью проводится при личной встрече в специальном помещении в отсутствии посторонних лиц, либо по телефону, если это допускается характером исследования. Глубинное интервью может длиться от 30 минут до 3-4 часов в зависимости от задач исследования и особенностей самого респондента. Чаще всего глубинное интервьюирование подразумевает опрос одного человека, но существуют модификации этого метода, когда в беседе принимают участие 2 или 3 респондента. Также осуществляется видео или аудиозапись интервью. Запись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всего интервью ("транскрипт"). Видеозапись помогает также учесть при анализе невербальные реакции респондентов.
Экспертные интервью - разновидность глубинного интервью, в котором отбор респондентов осуществляет по уровню компетентности.
Экспертный опрос позволяет выявить интерпретации различных явлений и процессов, уточнить гипотезы, разработать прогнозы и т.д.
Интервью проходят в форме беседы по заранее составленному специалистом-социологом плану, исходя из целей и задач клиента.
В качестве экспертов могут выступать продюсеры, представители прокатных компаний, директора кинотеатров, кинокритики и прочие лица.
Экспертные интервью могут проводиться при подготовке бизнес-планов новых проектов, киностудий и проч.; на стадии разработки концепции кинопроекта, в сценарный, монтажно-тонировочный и прокатный периоды работы над фильмом.
Фокус-группу можно
определить как групповое глубинное
интервью, сфокусированное на исследуемой
проблеме или конкретном объекте, направленное
на определение отношения участник
13. Роль эксперимента в получении
научного знания.
13. Роль эксперимента в получении научного знания.
Эксперимент — это метод эмпирического исследования, обеспечивающий возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы.
Экспериме́нт - в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами.
В ходе эксперимента рождаются не только новые методы познания, подтверждаются или опровергаются известные гипотезы и теории, но и возникают новые технологии — зачатки и прообразы будущей техники и производства.
В состав эксперимента входят два элемента: средства познания и предмет
познания.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс.
Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины.
Этапы эксперимента:
Виды эксперимента:
В зависимости от способа организации: лабораторный, естественный и полевой эксперименты.
Лабораторный эксперимент проводится в специальных условиях. Исследователь планово и целенаправленно воздействует на объект изучения, чтобы изменить его состояние.
Естественный эксперимент проводится в реальных условиях. Полевой эксперимент проводится по схеме естественного. При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные.
В зависимости от цели исследования различают поисковый, пилотажный и подтверждающий эксперименты.
Поисковый эксперимент направлен на поиск причинно-следственной связи между явлениями. Он проводится на начальном этапе исследования, позволяет сформулировать гипотезу, выделить независимую, зависимую и побочные переменные и определить способы их контроля.
Пилотажный эксперимент – это пробный эксперимент, первый в серии. Он проводится на небольшой выборке, без строгого контроля переменных. Пилотажный эксперимент позволяет устранить грубые ошибки в формулировке гипотезы, конкретизировать цель, уточнить методику проведения эксперимента.
Подтверждающий эксперимент направлен на установление вида функциональной связи и уточнение количественных отношений между переменными. Проводится на заключительном этапе исследования.
В зависимости от характера влияния на испытуемого выделяют констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Констатирующий эксперимент включает в себя
измерение состояния объекта (испытуемого
или группы испытуемых) до активного воздействия
на него, диагностику исходного состояния,
установление причинно-следственных связей
между явлениями. Целью формирующего эксперимент
14. Получение нового знания как
важнейшая цель научной
Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Научная новизна
– это критерий научного исследования, определяющий степень
преобразования, дополнения и/или конкретизации
научных данных.
Научная новизна характеризует
одну из основных содержательных сторон
результата исследования - новые теоретические
положения, которые ранее не были известны
и не зафиксированы в науке и практике.
Из них проистекают обоснованные практические
рекомендации.
Суть этой оценки результатов исследований
состоит в том, чтобы строго, без преуменьшений
и преувеличения (к последнему нередко
стремятся диссертанты), перечислить те
новые положения, которые добыты и сформулированы
исследователем..
Виды
новизны.
-теоретическая новизна (концепция, гипотеза, закономерность, терминология и т.д)
- практическая
(правило, предложение,
В зависимости
от типа работы (фундаментальная,
технологическая) на первый
Выявить и определить
новизну позволяют следующие положения:
- обстоятельное изучение литературы по
предмету исследования с анализом его
исторического развития; распространенная
ошибка соискателей заключается в том,
что за новое положение выдается известное,
но не оказавшееся в их поле зрения при
изучении литературы;
- рассмотрение существующих точек зрения,
критический анализ и сопоставление которых
в свете задач диссертации часто приводят
к новым или компромиссным решениям;
- вовлечение в научный оборот нового цифрового
и фактического материала, например, в
результате проведения эксперимента -
это уже заметная заявка на оригинальность;
- детализация известного процесса,
явления; подробный анализ практически
любого интересного в научном отношении
объекта приводит к новым полезным результатам,
выводам, обобщениям.
Элементы новизны, которые могут быть
представлены в научном исследовании:
- новый объект исследования
- новая постановка известных проблем
или задач (например, сняты допущения,
приняты новые условия);
- новый метод решения;
- новое применение известного решения
или метода;
Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»