Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:39, шпаргалка
1.Место и роль педагогического знания в человеческой жизни. Предмет и объект педагогики.
2. Основные категории педагогики.
3. Задачи педагогической науки.
4. Система педагогических наук.
5. Связь педагогики с другими науками.
6. Педагогика как наука и практика.
7. Методы педагогического исследования.
8. Воспитание в период первобытно-общинного и рабовладельческого строя.
9. Воспитание, школа и педагогика в Древней Греции. Спартанская и Афинская системы воспитания.
10.Развитие педагогики в Средние Века. Средневековые университеты.
11.Педагогика эпохи Возрождения (анализ педагогических взглядов 1-2 персоналией по выбору студента).
12.Педагогическая теория Я.А. Коменского.
13.Школа и педагогическая мысль 18 века.
14.Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо.
15.Педагогические взгляды Дж. Локка.
16.Основные идеи педагогики 19 века.
17.Педагогическая теория И.Г. Песталоцци.
18. Педагогическая теория и практика И.Гербарта.
19. История школы и педагогики в России (с древнейших времен до 17 века включительно).
20. История школы и педагогики в России (18 век).
21.Школа и педагогика в России 19- начало 20 вв.
22. Школа и педагогика в России второй половины 20 – начало 21 вв.
23. Анализ памятников педагогической литературы 12 века (по выбору).
24. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
25.Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.
26. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
27.Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
28.Анализ педагогического творчества педагогов-новаторов (по выбору).
29. Современные педагогические теории (по выбору).
С социалистическим гуманизмом у Макаренко тесно сочетается оптимизм — умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке лучшее, более сильное, более интересное. Он глубоко верил в творческие силы человека, был убежден, что правильно поставленным воспитанием можно пробудить и развить эти силы. Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем. В школах колонии имени А. М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского не применялась комплексная система расположения программного материала. Макаренко был сторонником систематического преподавания учебных предметов, он резко отрицательно относился ко всякого рода прожектерству в методике обучения — к «Дальтон-плану», «методу проектов» и т. п. Горячо выступал он против извращений в вопросе о трудовом воспитании. Придавая огромное значение воспитанию в труде, Макаренко протестовал против непроизводительной затраты мускульной энергии учащихся без связи с воспитательной работой. Макаренко возражал против заимствованного некоторыми педагогами того времени из американской прагматической педагогики неправильного лозунга «труд как центр всей школьной работы», когда в школьной жизни главное внимание уделялось трудовым навыкам в ущерб приобретению систематических общеобразовательных знаний. Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.
28) Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.
Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.
Индивидуальный подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.
Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.
Персональное влияние на личность ребенка посредством работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».
В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения.
Идеи, которые предлагают педагоги-новаторы, дают практическую пользу в процессе обучения.