Шпаргалка по "Педогогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:39, шпаргалка

Описание работы

1.Место и роль педагогического знания в человеческой жизни. Предмет и объект педагогики.
2. Основные категории педагогики.
3. Задачи педагогической науки.
4. Система педагогических наук.
5. Связь педагогики с другими науками.
6. Педагогика как наука и практика.
7. Методы педагогического исследования.
8. Воспитание в период первобытно-общинного и рабовладельческого строя.
9. Воспитание, школа и педагогика в Древней Греции. Спартанская и Афинская системы воспитания.
10.Развитие педагогики в Средние Века. Средневековые университеты.
11.Педагогика эпохи Возрождения (анализ педагогических взглядов 1-2 персоналией по выбору студента).
12.Педагогическая теория Я.А. Коменского.
13.Школа и педагогическая мысль 18 века.
14.Педагогические взгляды Ж.Ж. Руссо.
15.Педагогические взгляды Дж. Локка.
16.Основные идеи педагогики 19 века.
17.Педагогическая теория И.Г. Песталоцци.
18. Педагогическая теория и практика И.Гербарта.
19. История школы и педагогики в России (с древнейших времен до 17 века включительно).
20. История школы и педагогики в России (18 век).
21.Школа и педагогика в России 19- начало 20 вв.
22. Школа и педагогика в России второй половины 20 – начало 21 вв.
23. Анализ памятников педагогической литературы 12 века (по выбору).
24. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.
25.Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.
26. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.
27.Педагогическая деятельность А.С. Макаренко.
28.Анализ педагогического творчества педагогов-новаторов (по выбору).
29. Современные педагогические теории (по выбору).

Работа содержит 1 файл

педагогика.docx

— 51.79 Кб (Скачать)

Иван Тихонович  Посошков (1652-1726) И. Т. Посошков - сторонник преобразований Петра I. Создатель педагогических сочинений «Завещание отеческое сыну», «Книга о скудости и богатстве». Стремился соединить идеи государственной школы и духовные ценности древнерусского воспитания. Создатель проекта об организации общедоступных школ для крестьянства. Считал, что основным путем просвещения русского народа является распространение грамотности и создание системы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений.

Школьная реформа  Екатерины II (1782-1786) Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

14) Жак Руссо(1712-1778). Ж.-Ж. Руссо принадлежал к числу французских просветителей, глубоко веривших в силу воспитания. Он создал теорию естественного воспитания — воспитания, которое должно осуществляться в соответствии с природой человека, не мешая его естественному и свободному развитию. Ж.-Ж. Руссо разработал своеобразную возрастную периодизацию и считал, что при воспитании детей необходимо учитывать их возрастные особенности. Он пропагандировал тесную связь обучения с жизнью и природой.

15) Крупным педагогом XVII столетия был Джон Локк (1632-1704). В это время в Англии произошла буржуазная революция, которая закончилась компромиссом между буржуазией и дворянством. Д. Локк отразил этот компромисс в своей педагогической теории, предложив систему воспитания «джентльмена», которая в первую очередь преследовала цели физического и нравственного воспитания, формировала«дисциплину тела» и «дисциплину духа».

16) Основные идеи  педагогики 19 века

17) Педагогическая теория Песталоции

 Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Целью воспитания И.Г. Песталоцци считал саморазвитие природных сил, способностей человека, постоянное его совершенствование, формирование нравственного облика. На мировоззрение этого педагога оказала влияние немецкая идеалистическая философия XVII—XVIII веков. Большую роль в нравственном воспитании он отводил семье, особенно влиянию матери. Им была создана «теория элементарного образования», согласно которой главными элементами знания являются форма, число и слово. Поэтому элементарное обучение должно было научить измерять, считать и владеть речью. Педагогическая деятельность И.-Г. Песталоцци способствовала развитию народных школ. Идея развивающего и воспитывающего обучения, выдвинутая им, оказала положительное влияние на развитие передовой педагогической теории и практики.

18)Педагогическая теория и практика Гербарта Заметную роль в разработке педагогических основ воспитания сыграл Иоганн Гербарт (1776—1841), хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях "дикую резвость", используя для этого физические наказания, а также осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал — кондуит. С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи об активизации учебной деятельности учащихся, усилении их самостоятельной работы.

19)история школы и педагогики в России(с древнейших времен до 17 века)

При дальнейшем развитии идеи Руссо приобрели практическую реализацию в работах швейцарского педагога Генриха Песталоцци, утверждающего  о том, что цель обучения – это  формирование человечности, согласованное  развитие всех сил и способностей человека. По его мнению, воспитание должно носить природосообразный характер, т. е. оно должно развивать свойственные человеку духовные и физические силы в соответствии с присущей ребенку наклонностью к всесторонней деятельности. Песталоцци входит в число первых родоначальников дидактики начального обучения. Его тория начального образования состоит из умственного, нравственного, физического и трудового воспитания. Это образование происходит при тесном взаимодействии для получения в результате гармонично развитого человека. Песталоцци создал технологию обучения детей счету, речи, расширил примитивные сведения обучения, добавив сведения из геометрии, географии, рисование, пение с гимнастикой. В своих сочинениях Песталоцци предлагал идеи о гуманном воспитании, благосклонном отношении к детям, развитии у них сочувствия и сострадательности в качестве базы их нравственного развития. На практике Песталоцци старался связать обучение и воспитание детей с организацией их несложного труда, при этом он применял воспитательную роль детского сообщества, названного затем воспитательным коллективом, для нравственного формирования своих подопечных.

20) История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность. В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия. Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития. Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций. Теряет престиж славяно-греко-латинская академия, предлагающая классическое образование, и, поэтому, неактуальная в условиях рассматриваемого периода. Московский университет в своей деятельности во многом опирался на потребности дворян в западноевропейском образовании и приобщении к культурным достижениям Европы. Тяга элиты общества к культуре и искусству подрывает механизм системного научного образования Московского и Петербургского университетов. Число учащихся резко сокращалось, профессора теряли интерес к преподаванию. Для возрождения университета и налаживания педагогического процесса в нем были приглашены иностранные и отечественные ученые. Ими создавались и переводились на русский язык пособия для обучения, учебники по многим предметам. В этот период важным становится гармоничное развитие личности, в которое входит физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и совершенствование.

21)Школа и педагогика в России 19 начало-20 вв.

 Основные идеи: Реформирование  всех ступеней образования: начальной,  высшей и средней школы; дискуссии  о путях развития русской культуры  и образования между западниками  и славянофилами; поиск национального  идеала образования и модели  русской национальной школы; демократизация  образования; становление системы  педагогического образования; активное  обновление педагогики на рубеже XIX-XX веков.  Основные события и факты-1802 - образование министерства народного просвещения, созданного с целью «воспитания юношества и распространения наук». Ведало (до 1917 г. ) учебными заведениями, Академией наук, учеными обществами. Одной из важнейших задач считало учреждение университетов. 1803-1804 - опубликование «Предварительных правил народного просвещения» и «Устава учебных заведений, подведомственных университетам», определивших структуру системы образования в I четверти XIX в. , четыре основные преемственные системы образования: приходские школы с одногодичным курсом обучения, двухгодичные уездные училища, готовящие к гимназии и дающие «необходимые познания, сообразные состоянию их в промышленности»; гимназии, готовящие к университету и «дающие сведения, необходимые для благовоспитанного человека», университеты, главной задачей которых должна была стать подготовка государственных чиновников. 1811 - открытие Царскосельского лицея (в 1843 г. переименован в Александровский). Закрытое учебное заведение для детей потомственных дворян. Срок обучения шесть (затем восемь) лет. Образование приравнивалось к университетскому. Директором был известный просветитель В. Ф. Малиновский. Лицей воспитывал в духе патриотизма, веры в свое призвание, радости от сознания долга перед Отечеством. Среди первых выпускников А. С. Пушкин, декабристы И. Пущин, В. Кюхельбекер, дипломат A. M. Горчаков.  
22)Школа и педагогика в России второй половины 20 начало 21 века

 После распада СССР демократическое направление в педагогике и организации школьного обучение приобрело качественно другое толкование. Основные задачи школы складываются из двух составляющих: обучение и социальная диверсификация. Второе подразумевает распределение учащихся по профессиональным и социальным слоям населения, причем результат его зависит от выбора, характера и качества деятельности самого учащегося. В соответствии с этим значительно возросли права и свобода выбора граждан в направлении обучения, типов учебных заведений и т. д. наметилась глобальная тенденция современной школы – усиление и усложнение дифференцированной подготовки в соответствии с интересами и склонностями учащихся. Появляются частные учебные заведения. В реальности, получение желаемого уровня образования является трудновыполнимой задачей. Это связано с низким уровнем обучения многих государственных школ, недостаточной проработкой организации и содержания учебно-воспитательного процесса частных учебных заведений, отсутствием полноценной и достоверной информации о возможных источниках получения среднего образования. Причиной низкого уровня образованности населения является так же неправильная идеология общества, культивирование иллюзорных ценностей, социально – экономический кризис страны. Возникновение частных школ в начале 1990-х годов постепенно набирает темпы роста. Сформировалась система общего образования, состоящая из трех ступеней: начальная школа (3–4 года), школа основного общего образования (5–6 лет), средняя полная школа (1–2 школа). Обучение 1-й и 2-й ступеней является обязательным. 3-я ступень состоит из обязательной и выбираемой учеником программ. Вместо коммунистической идеологии приходит воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений, пронизанное демократическими взглядами. Предпринимаются попытки разделения высшего образования на две ступени: бакалавриат (4 года) и магистратура (6 лет), вместо 5-ти летнего срока обучения. С переходом страны на рыночную экономику появилась возможность обучения на коммерческой основе. Вся система образования России подчиняется Федеральному министерству, далее – органам управления субъектов Российской Федерации и местным муниципальным органам управления.

23)Анализ памятников  педагогической литературы 12 века (по  выбору)

24)Педагогическая деятельность Ломоносова

 Развитие педагогической мысли и школы в России 40-60-х годов XVIII в. неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) — ученого-энциклопедиста, художника и поэта, поднявшегося в истории мировой культуры на уровень гения. М.В. Ломоносов был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию. В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик. в 1755 г. по его инициативе был открыт Московский университет. По точному и ставшему крылатым изречению А.С. Пушкина, сам М.В. Ломоносов явился для русского народа как бы «первым нашим университетом». В 40-50-е годы XVIII в. у М.В. Ломоносова сложилась стройная система педагогических убеждений. Цели воспитания он формулировал в рамках идеологии Просвещения и в русле своих демократических взглядов на обучение детей всех сословий. Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя», чувственная, эгоистическая, и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цель просвещения — научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.

25) Значение К. Д. Ушинского в развитии педагогики и школы. 

Ушинский является великим  русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных  книг, по которым в течение более  полувека обучались десятки миллионов  человек в России. Он - «учитель русских  учителей» - разработал систему подготовки народных учителей в учительской  семинарии, лучшие народные учителя  в своей педагогической работе руководствовались  сочинениями Ушинского. Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов других народов России (Грузии, Армении, Казахстана), на педагогику Болгарии, Чехии и других славянских народов. Как указывал в 1895 году Модзалевский на заседании, посвященном 25-летию со дня смерти Ушинского, «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор». Своею деятельностью К. Д. Ушинский значительно повысил образовательный уровень народной начальной школы, чему особенно способствовали его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово». Он расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а также развития активности и деятельности детей. Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и наукой - с другой».

26) Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого. 

Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого (1828—1910) началась с 1849 года, когда он учил грамоте  крестьянских детей Ясной Поляны. В 1860 году Толстой намеревался учредить просветительное общество. Его задача — открытие школ для крестьян, подбор учителей для них, составление курса преподавание и помощь учителям в их работе. Ему не удалось осуществить полностью свое намерение, но в его яснополянском доме регулярно собирались учителя его школы и соседних крестьянских школ, составившие коллектив единомышленников, Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает народные массы. Яснополянская школа, открытая Толстым в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей. В 1869 году Л. Н. Толстой снова с увлечением занялся педагогикой. В 1872 году была издана составленная Толстым «Азбука», в 1875 году вышли в свет переработанная «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения». В это же время он составил учебник арифметики и много занимался методикой первоначального обучения и другими вопросами работы народных школ. В 1876 году он получил от министерства народного просвещения разрешение открыть семинарию, но, не встретив поддержки со стороны земства, не смог осуществить этого проекта. Последний период педагогической деятельности Толстого относится к 90-м и 900-м годам. Толстой в этот период в основу воспитания ставил свою «толстовскую» религию — признание, что человек носит бога «в самом себе», всеобщую любовь к людям, всепрощение, смирение, непротивление злу насилием, резко отрицательное отношение к обрядовой, церковной религии. Он признает ошибкой свое былое отделение воспитания от образования и считает, что детей не только можно, но и нужно воспитывать (что он отрицал в 60-х годах). В 1907—1908 годах он ведет занятия с крестьянскими детьми. В эти годы Л. Н. Толстой просил допустить его к учительской деятельности в московской вечерней школе для рабочих подростков, но не получил на это разрешение министерства народного просвещения.

27) Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко. Макаренко подверг острой критике буржуазную и мелкобуржуазную педагогику. Он писал, что буржуазная и мелкобуржуазная педагогика металась от муштры детей и подавления их личности к абсолютной свободе детей от обязанностей, от авторитарной педагогики слепого повиновения детей к анархической теории «свободного воспитания». Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

Информация о работе Шпаргалка по "Педогогике"