Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 25 вопросов по дисциплине "Психология".
1.Предмет и задачи истории образования и пед.мысли
2.Гипотезы происхождения воспитания.Воспитание в первобытном обществе.
3.Образование и воспитание в странах древнего Востока.
4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции
5.Школа и педагогическая мысль в Древнем Риме.
6.Воспитание и обучение в странах западной Европы в эпоху средневековья.
7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
8.Пед.мысль и школа в эпоху Реформации и Контрреформации
9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.
12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
13. Педагогическая теория и деятельность А.Дистервега
15. Воспитание и обучение у древних славян. Народная педагогика Древней Руси.
16. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Московсском государстве.
17. Реформы Петра 1 в области образования и воспитания.
18. Особенности образования в закрытых учебных заведениях России в 18 веке.
19.Общественная педагогика. Особенности образования и педагогической мысли во второй половине 19в-1917г. в России. Корф,Рачинский, Бунаков.
20.Вклад Д.К.Ушинского в педагогическую практику и теорию.
21. Идеи и педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
22.Советская педагогика в 20-е годы. Пед.деятельность Шацкого,Сороки-Росинского,Макаренко и др.
23.Образование в 30-60 гды в СССР.
24.Пед.взгляды В.А.Сухомлинского.
25.Система образования и пед.наука в 1960-1980 годы в СССР.
7. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения
Деятели эпохи Возрождения — гуманисты — выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения касались лишь социальной верхушки общества. Для детей знатного происхождения гуманисты требовали полноценного физического и эстетического воспитания, овладения латинским и греческим языками, необходимыми для изучения античных памятников литературы.В программу умственного образования гуманистами включались такие естественнонаучные предметы, как математика, астрономия, механика, естествознание.Гуманисты с уважением относились к ребенку, выступали против суровой дисциплины. Они стремились развить в ребенке любознательность и интерес к знаниям.В школах, которыми руководили педагоги-гуманисты, влияние церкви на содержание обучения было слабее, однако религия все же занимала значительное место.
В то же время продолжали
развиваться городские школы, где
проходили первоначальное обучение дети ремесленников и торговцев. Появились
школы для девочек (как правило, частные).
В большинстве городских школ обучение
осуществлялось на родном языке учащихся.
Наряду с начальными школами в XVI веке
существовали повышенные (латинские) школы
и средние школы (коллегиумы, гимназии)
с 8—10-летним обучением (для детей состоятельных
родителей).
В различных странах педагогическая мысль
в эпоху Возрождения развивалась по-разному,
отражая специфические особенности развития
данной страны.
Так, в Италии гуманист Витторино да-Фельтре
организовал школу, названную им «Дом
радости». В основу организации этой школы
были положены принципы гуманистической
педагогики.Школа была открыта в прекрасном
дворце, на лоне природы. Особенно большое
внимание уделялось физическому развитию
учащихся. Основными предметами обучения
были классические языки и классическая
литература, воспитанники занимались
математикой, астрономией, совершали экскурсии
в природу. Большое значение придавалось
играм, развитию физических и духовных
сил человека.
Одним из представителей педагогической
мысли эпохи Возрождения был французский
писатель-гуманист Франсуа Рабле. Рабле
был сторонником идеи наглядности, жизненности
обучения. Он советовал связать обучение
с окружающей действительностью.
Мысль о воспитании молодого поколения
в процессе трудовой деятельности была
впервые высказана английским мыслителем-гуманистом
Томасом Мором. Им же была выдвинута идея
о соединении теоретического образования
с трудом.
Педагогические идеи Томаса Мора имели
большое значение в развитии педагогической
мысли. Он провозгласил принцип всеобщего
обучения, требовал одинакового образования
для мужчин и женщин, выдвинул мысль о
широкой организации самообразования,
просвещения взрослых, подчеркнул огромную
роль трудового воспитания, впервые высказал
идею о возможности уничтожения противоположности
между физическим и умственным трудом.
Он требовал обучения на родном языке
учащихся, наметил широкий круг учебных
предметов, в центре которого стоит естествознание.
Мор был первым провозвестником педагогических
идей раннего утопического социализма.
Таким образом, зарождение и развитие
в недрах феодального общества капиталистического
способа производства вызвало существенные
изменения во взглядах на воспитание.
Появились новые теории. Появились и школы,
которые должны были удовлетворять потребности
в образовании нового класса.
9.Педагогические взгляды Я.А.Коменского.
К выдвинул идею всеобщего начального
обучения. Через все педагогические сочинения
К, в особенности же через его главное
сочинение — «Великую дидактику», проходит
мысль, что правильное воспитание во всем
должно сообразоваться с природой.Наряду
с пониманием принципа природосообразности
воспитания как следования всеобщим законам
природы у К при обосновании возрастной
периодизации, школьной системы и некоторых
дидактических принципов и правил встречаются
ссылки на природу (врожденные черты) человека
и на природные возрастные особенности
детей.
К, исходя из природы человека,
делит жизнь подрастающего поколения
на 4 возрастных периода, по 6 лет каждый.
В основу этого деления он кладет возрастные
особенности:
детство(от рожд. до 6 л включительно) характеризуется
усиленным физическим ростом и развитием
органов чувств; отрочество (от 6 до 12 л)
— развитием памяти и воображения с их
исполнительными органами — языком и
рукой; юность (от 12 до 18 л), помимо указанных
качеств, характеризуется более высоким
уровнем развития мышления («понимания
и суждения») и возмужалость (от 18 до 24
л) — развитием воли и способностью сохранять
гармонию.
Для каждого из возрастных периодов К намечает особую ступень
образования: для детей до 6 лет - материнскую
школу, под которой он разумеет дошкольное
воспитание под руководством матери. Для
отрочества - шестилетняя школа родного
языка в каждой общине, селении, местечке.
Для юношей - в каждом городе латинская
школа, или гимназия. Для возмужалых молодых
людей в каждом государстве или большой
области — академия.Для каждой ступени
(кроме академии) Коменский подробно разработал
содержание обучения.
Дидактические принципы:- принцип наглядности.
Он понимал наглядность широко, не только
как зрительную, но и как привлечение всех
органов чувств к лучшему и ясному восприятию
вещей и явлений. - сознательности учения.
При изучении явлений следует доводить
учащихся до осознания причин этих явлений.
– систематичность обучения.
В обучении, он считал, надо идти от фактов
к выводам, от примеров к правилам, которые
систематизируют, обобщают эти факты и
примеры; идти от конкретного к абстрактному,
от легкого к трудному, от общего к частному;
сначала давать общее представление о
предмете или явлении, затем переходить
к изучению отдельных его сторон.
- последовательность обучения.
Все предлагаемое ученикам для усвоения
надо располагать так, чтобы изучение
нового материала было подготовлено предыдущими
занятиями. –
посильности обучения для учащихся. Детям следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту. Посильность, доступность в обучении достигаются ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей.- прочности усвоения учащимися учебного материала, Коменский говорил, что надо закладывать «прочное основание», не спешить в обучении, добиваться, чтобы учащиеся вполне усвоили преподаваемое им. Каждая тема должна резюмироваться в кратких, точных правилах.Огромное значение для прочного усвоения имеют упражнения и повторение усвоенного учащимися материала.
К установил понятие школьного года с
его делением на учебные четверти, ввел
каникулы, определил организацию учебного
дня (4 учебных часа в школе родного языка,
6 часов в латинской школе), теоретически
разработал классно-урочную систему учебных
занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе
учебных занятий, дал указания, как планировать
и вести урок, уделяя часть его опросу
учащихся, часть — объяснению нового материала
и упражнениям по закреплению нового.
Коменский указывал, что каждый урок должен
иметь свою определенную тему и свою главную
задачу. Учитель должен внимательно следить,
чтобы все учащиеся принимали активное
участие в занятиях, и поддерживать во
время урока дисциплину в классе.
К высказал ряд ценных
теоретических мыслей о том, каким должен
быть учебник, свои теоретические положения
осуществил на практике, составив несколько
образцовых для своего времени учебников.
Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно
полный учебный материал и в то же время
был кратким, не имел бы ничего лишнего,
отвлекающего ненужными деталями от главного.
Материал в учебнике должен быть расположен
систематически и изложен доступным детям,
ясным, простым языком.
10.Педагогические взгляды Дж.Локка.
Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании»
Задачей воспитания он считал
воспитание джентльмена, а не простого
человека. Это — дворянин по происхождению,
отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он
должен обладать качествами буржуазного
дельца, предприимчивого человека.
Джентльмен должен получить физическое,
нравственное и умственное воспитание,
но не в школе. Настоящий джентльмен воспитывается
дома. Локк, исходя из практики аристократических
семейств, рекомендовал поручить все дело
воспитания джентльмена хорошо подготовленному,
солидному воспитателю.Огромное значение
Локк придавал физическому воспитанию.
Необходимо с раннего детства закалить
тело ребенка, добиться того, чтобы он
легко переносил усталость, невзгоды,
перемены. Локк подробно обосновывал значение
строгого режима в жизни ребенка, давая
советы об одежде, пище, прогулках, занятиях
спортом.
Правильно поставленное физическое воспитание
способствует и выработке мужества и настойчивости.
Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет
достичь собственного счастья, но в то
же время не препятствует в этом другим
джентльменам. Люди должны быть «мудрыми»
и не только добиваться того, что им хочется,
но и учитывать реальные возможности.
Поэтому поведение человека должно быть
разумно, он должен уметь руководить своими
страстями, быть дисциплинированным. Он
должен уметь подчинять себя велениям
рассудка. Выработка характера, развитие
воли, нравственное дисциплинирование
— важнейшие задачи воспитания. Нельзя
потворствовать ребенку, но нельзя и не
удовлетворять его законных пожеланий.
Сначала «страх и уважение» должны дать
власть воспитателю над поведением ребенка,
а в более зрелые годы эту власть будут
поддерживать «любовь и дружба». Главными
воспитательными средствами всегда будут
являться не рассуждения, а пример, среда,
окружение ребенка. Особенно важно воспитание
устойчивых положительных привычек у
детей. Нельзя добиться положительных
результатов грубостью, насилием, необходимый
результат дадут ласковые слова, кроткое,
как бы случайное внушение, сделанное
в форме напоминания о том, что дети забыли.
Нельзя прививать несколько привычек
одновременно. Задача воспитателя заключается
в том, чтобы закрепить сначала одну привычку,
а затем уже перейти к воспитанию другой.Для
правильного направления всего воспитательного
процесса следует внимательно изучать
индивидуальные особенности ребенка,
надо наблюдать за ребенком, когда он ничего
не подозревает, надо замечать различные
качества ребенка.
Локк выступал противником телесных наказаний,
считая, что «рабская дисциплина создает
и рабский характер». Но в случаях упорного
нежелания ребенка проявить беспрекословное
послушание вполне допускал телесные
наказания.
Локк придавал значение религиозному
воспитанию, но считал, что главное — не
приучать детей к обрядам, а вызывать любовь
и почтение к богу как высшему существу.
Содержание обучения джентльмена, по Локку,
значительно шире, чем это было принято
в то время. Джентльмена надо обучать чтению,
письму, рисованию, родному языку, французскому
языку, латинскому языку (латынь не для
всех; для тех, кто будет заниматься торговыми
делами, сельским хозяйством, этот язык
не нужен), географии, арифметике, геометрии,
астрономии, хронологии, этике, а также
следует дать ему основные сведения по
истории и законоведению, бухгалтерии,
обучать верховой езде и танцам. Каждый
из предлагаемых Локком предметов должен
принести его воспитаннику определенную
пользу, готовить его к жизни. Знаниям
следовало придать практический характер.Локк
рекомендовал, чтобы воспитанник занимался
каким-либо ремеслом или садоводством
и сельским хозяйством, а также парфюмерным
делом, лакированием и гравированием.
Необходимость трудового воспитания он
мотивировал тем, что труд на свежем воздухе
полезен для здоровья, а знание ремесел
может пригодиться деловому человеку
как предпринимателю. Воспитатель, занимаясь
с ребенком, должен будить его интерес
к учению, развивать его любознательность.
Недопустимо превращать учение в занятия,
которые ребенку неприятны. Учитель должен
использовать стремление детей к новому,
но в то же время приучить их заниматься
и неинтересным. Широко следует использовать
детское любопытство, ибо из него вырастает
стремление к знаниям. К детским вопросам
надо относиться со всем вниманием, не
давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо
развивать у детей понимание и способность
к самостоятельным суждениям.
11. Педагогические взгляды Ж.-Ж.Руссо.Дети должны вос-ся, по Р, естественно, сообразно с природой. Он считал, что вос-ие получают из 3 источников: от природы, от окружающих людей и от вещей. Вос-ие природой осуществляется путем «внутреннего» развития человеческих способностей, развития органов чувств; вос-ие людьми — этo приучение чел. использовать развитие этих способностей и органов; вос-ие от вещей — это собственный опыт чел., приобретаемый им от вещей, с которыми он сталкивается и которые на него воздействуют. В непосредственной связи с естественным вос-ем Р поставил и свободное вос-ие. Он требовал уважать личность реб., считаться с его интересами и запросами. Р придавал большое значение направляющей роли вос-ля. Вос-ль, говорил он, лишь наводит своего вос-ка на решение вопроса, руководит его интересами так, что сам реб. этого не замечает.Он организует всю среду, все окружающие реб. влияния так, что они подсказывают определенные решения. Он отрицал принуждение как метод воспитания.
В 1762 году вышел в свет роман-трактат Р «Эмиль, или О воспитании».В нем Р показал путь вос-ия свободного чел. нового, т. е. буржуазного, общества. Р делил жизнь своего вос-ка на 4 периода. В раннем детстве (от рождения до 2 л) основой всего является физ. вос-ие. Р подробно останавливается на физ.вос-ии Эмиля. Он указывает, как надо закалять ребенка и укреплять его физ.силы.С 2 л до 12 по мнению Р, необходимо развивать внешние чувства ребенка. Учить его в прямом смысле этого слова пока не следует. Пусть ребенок все измеряет, взвешивает, считает и сравнивает сам, когда он почувствует в этом нужду. Хорошо бы ребенку до 12 лет вовсе не знать книги.Отвергая наказания, Руссо выдвигает метод «естественных последствий». Свобода ребенка может быть ограничена только вещами. Ребенок, сталкиваясь с природой, несомненно, поймет, что надо подчиняться ее законам. Те же соображения должны быть положены и в основу отношений к людям. От 12 до 15л реб., по Р, должен изучить то, что связано с окружающей его природой. Надо при выборе предметов для изучения исходить из интереса реб. Р развивал оригинальную методику получения знаний реб., основанную на самостоятельном исследовании им явлений. Пытаясь нарисовать умственное вос-ие нового, свободного человека, Р не сумел связать личный опыт реб. с опытом человечества, выраженным в науке. Он за реальные знания, которые следует получать не из книг, а из природы. Эмиль обучается ряду полезных профессий.Труд — общественная обязанность свободного человека, это и вос-ое средство. Наступает 4 период(от 15 л) нравственного вос-ия, а оно может быть только в обществе. Р выдвигает 3 задачи нравственного вос-ия: это вос-ие добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Пусть юноша наблюдает картины человеческих страданий, нужды и горя, он будет видеть и добрые примеры; не моральные рассуждения, а реальные дела воспитывают в нем добрые чувства. Вос-ие добрых суждений осуществляется, по Р, путем изучения биографий великих людей, изучения истории. Воспитание доброй воли может быть лишь при совершении добрых дел.В этом возрасте Р считал необходимым половое просвещение. Прежде всего он предлагал устранить все вредное, возбуждающее, юноша должен жить деятельной жизнью. Р считал, что было бы желательным избежать со стороны детей вопросов о половой жизни; но если такой вопрос задан, то лучше ребенка «заставить замолчать, нежели отвечать ложью», т. к. вос-ль не отвечает на вопросы, не соответствующие пониманию реб. Когда же вос-ль найдет Эмиля достаточно подготовленным, он должен ответить серьезно, не допуская, чтобы дети узнали о половой жизни со стороны, из нечистого источника. Р считал, что лет до 17—18 юноше не следует говорить о религии. Но он был убежден, что Эмиль сам придет постепенно к познанию божественного начала.
Р стремился глубоко понять чел. природу и выявить специфику ее развития. Однако он не мог правильно указать законы развития реб. Неверно, что реб с 2 до 12 лет будто лишен возможности мыслить логически, так же как и утверждение, что нравственные понятия недоступны детям этого возраста.Р не отделял четко развитие от воспитания, он как бы биологизировал сам процесс воспитания. Но существенным является то, что он требовал учитывать возрастные особенности детей.
Назначение женщины, в понимании Р, совершенно иное, чем назначение мужчины. Она должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, подчинение чужой воле — вот удел женщины. Р считал, что никаких серьезных умственных занятий для девушки не нужно.
12. Педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци.
Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Закончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств. В 1780 г. Песталоцци написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нём Песталоцци излагает свои взгляды, которые будет развивать впоследствии. Большой успех имели «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781). Это рассказ о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.
К старости Песталоцци
пришлось вернуться к своей
педагогической деятельности. Швейцарское
правительство, некоторые