Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 21:07, шпаргалка
1)Педагогика как наука: объект и предмет
Педагогика-это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
7)ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
Суть личностно-
Исходя из примата субъективности ученика,
определяются и содержание, и методы (способы
и приемы) учебного процесса, и, главное
— стиль взаимоотношений учителя и ученика.
Ученик признается равноправным с учителем
партнером учебной деятельности. Здесь
учитель не принуждает ученика изучать
обязательный материал, а создает наилучшие
(оптимальные) условия для саморазвития
ученика.
Личностно-
Учебный материал не может быть одинаковым
для всех учащихся. Ученику надо дать возможность
выбрать то, что соответствует его субъективности
при изучении материала, выполнении заданий,
решении задач. В содержании учебных текстов
возможны и допустимы противоречивые
суждения, вариативность изложения, проявление
разного эмоционального отношения, авторские
позиции. Ученик не заучивает обязательный
материал с заранее заданными выводами,
а сам его отбирает, изучает, анализирует
и делает собственные выводы. Упор делается
не на развитие только памяти ученика,
а на самостоятельность его мышления и
самобытность выводов. Проблемность заданий,
неоднозначность учебного материала подталкивают
ученика к этому.
Кроме научных знаний, в содержание образования
включаются “метазнания” (И.С. Якиманская),
т.е. методы и приемы познания, знания о
том, как прорабатывать учебный материал.
Для реализации принципа субъектности
необходима постоянная диагностика, притом
не только интеллектуального развития
ученика, но и духовного и общего развития,
потому что целью обучения выступает развитие
индивидуальности. Без такой диагностики
личностно-ориентированное обучение невозможно.
В этом типе обучения заслуживают одобрения
такие его особенности, как уважение к
личности ученика, внимание к его внутреннему
миру и его неповторимости (субъектности),
обучение, направленное на развитие личности
ученика, оригинальное построение содержания
и методов обучения, поиск новых форм и
средств обучения.
Между тем у личностно-ориентированного
обучения есть и слабые стороны. По нашему
мнению, это известная переоценка интересов
ученика, определяющих содержание и методы
обучения. Такое следование может привести
к отрывочным, а не систематизированным
знаниям. Обучение, основанное на принципе
субъектности, в работе по формированиюличности
в какой-то мере противопоставляется коллективной
познавательной деятельности тех же учащихся.
Ведь личность живет не только в семье,
но и взаимодействует с одноклассниками,
испытывая их влияние, которое воздействует
на внутренний мир той же личности. Стало
быть, это влияние нельзя не учитывать
и в системе личностно-ориентированного
обучения. Личностно-ориентированное
обучение во всем объеме и со всеми нюансами
сложно проводить в классах, в которых
учится по 25-30 школьников. На должном уровне
его можно реализовать в малой группе
и на индивидуальных занятиях. Следовательно,
такой тип обучения надо сочетать с другими,
в том числе и традиционными.
2)ПЕДАГОГИКА: КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ
ЯВЛЕНИЙ, СВЯЗЬ С ДРУГИМИ
КРУГ ИЗУЧАЕМЫХ ЯВЛЕНИЙ ПЕДАГОГИКИ
Воспитание как общественное
явление принимает конкретные формы
под влиянием педагогических идей,
выдвигаемых и развиваемых в
ту или иную историческую эпоху, поэтому
оно во многом отражает результаты
деятельности педагогов и просветителей.
Появление педагогики было вызвано потребностью
в более эффективном воспитании подрастающих
поколений. Выделение педагогики как специальной
науки с
вязано с необходимостью
осмыслить уже накопившийся опыт
воспитания детей, вывести из него определенные
закономерности, найти наилучшие
организационные формы, а также
создать правила и руководства
по воспитанию подрастающего поколения.
Обобщение опыта воспитания, несомненно,
происходило даже в первобытном обществе,
когда начали складываться определенные
формы поведения, связанные прежде всего
с ритуалами и обрядами, взаимоотношения
старших и младших.
Педагогика как научная дисциплина начала
формироваться в рабовладельческом обществе.
Когда воспитание стало играть заметную
роль в жизни общества, стали создаваться
специальные учебно-воспитательные учреждения,
где особые лица должны были обеспечивать
более планомерную и целенаправленную
подготовку подрастающего поколения к
жизни. Для выполнения этих обязанностей
от воспитателей требовались педагогические
умения и специальные знания. В чем же
должны были заключаться эти знания и
умения, отражающие обобщение уже накопленного
опыта воспитания? Как и на что нужно было
ориентироваться воспитателю в своей
работе по формированию личности человека,
подготовке его к жизни? Какие нужны учреждения
для осуществления целенаправленного
воспитательного воздействия на подрастающее
поколение? Ответы на эти вопросы и должна
была дать педагогическая наука.
Педагогическая мысль стала оформляться
вначале в виде отдельных суждений и высказываний
о содержании и задачах воспитания, об
отношении учащихся к учителю и нормах
поведения; затем эти суждения и высказывания
стали приобретать характер обобщений.
Истоки теоретической педагогической
мысли следует искать в недрах философии,
которая с давних времен была известна
как наука, занимающаяся осмыслением жизни,
поиском ответов на вопросы о цели существования
человека, его роли и месте в обществе,
о подготовке к осуществлению своего назначения
в жизни.
Философская мысль в рабовладельческом
обществе получила значительное развитие.
Стройные философские системы были созданы
Сократом, Платоном, Аристотелем, Демокритом.
В их системах значительное место отводилось
воспитанию, выдвигались предложения
о его совершенствовании.
СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Определение области какой-либо
науки имеет целью показать более
четко ее специфику и очертить
круг тех вопросов, которые призвана
решать данная наука. Однако ни одна наука
не развивается совершенно обособленно:
ей приходится пользоваться данными
других наук, брать на вооружение методы
исследования, сложившиеся в других
отраслях научных знаний, объединяться
со смежными науками для исследования
общих проблем, использовать терминологию
других наук. Все это характерно
и для развития педагогики.
Объектом обучения и воспитательной работы
педагогов является растущий и развивающийся
человек, поэтому педагогика тесно связана
с науками, изучающими человека. Изучая
воспитание как общественное явление,
педагогика связана с науками, которые
изучают человека как члена общества.
Марксистско-ленинская философия - наука
о наиболее общих законах развития природы,
человеческого общества и мышления - составляет
тот научный фундамент, на котором развивается
советская педагогическая наука, является
ее методологической основой.
Большое значение для разработки проблем
педагогики имеют такие отрасли философии,
как социология, этика, эстетика, научный
атеизм.
Социология - наука об обществе, об основных
законах общественной жизни. Она исследует
влияние социальной среды на человека,
помогает педагогике понять процесс социального
формирования человека.
Этика дает теоретическое обоснование
морали, углубляет понимание проблем нравственного
воспитания подрастающего поколения,
роли нравственного идеала в формировании
человеческой личности.
Эстетика изучает общие закономерности
развития эстетических отношений человека
к действительности, искусству, служит
научной основой эстетического воспитания.
На современном этапе развития нашего
общества, когда образование стало неотъемлемой
частью и условием осуществления научно-технического
прогресса, возрастает связь педагогики
с экономикой. Исследования экономистов
устанавливают влияние общего и специального
образования на развитие науки и техники
и доказывают, что образование является
одним из важнейших условий повышения
производительности труда.
Педагогика тесно и непосредственно связана
с физиологией, изучающей человека как
предмет биологической эволюции.
9) ФУНКЦИИ (ЗАДАЧИ) ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
НАУКИ В МЕДИЦИНСКОМ
Функциями (задачами) современной педагогики является научить студента проводить научное исследование (методика и техника социологического исследования), используя, в частности, такой приём, как учебное исследование, и развить умение доходчиво и ясно доносить до аудитории результаты своего научного поиска. А это уже сфера ораторского мастерства.
Профессура закладывает в студенчестве систему метазнаний (описание приёмов действий, алгоритмов, логических операций, т.е. «знаний о знаниях», о том, как осуществлять проработку учебного материала), задают нормативные образцы. При их усвоении в учении (самостоятельном применении) складываются индивидуальные способы учебной работы. Если они носят устойчивый характер, то выступают как проявление познавательного стиля деятельности.
Основы знаний, умений и навыков закладываются в вузе, но совершенствуются, оттачиваются, шлифуются, а нередко и полностью меняются только во время реальной деятельности на производстве.
Для развития познавательных способностей нужны такие образовательные технологии, которые бы обеспечивали становление способов учебной работы через обучение ( введение приёмов рационального выполнения учебных действий), контроль за процессом обучения (т.е. трансформацией приёма в способ индивидуального образования), оценку сложившихся способов учебной работы по их использованию учеником (самостоятельно, по собственной инициативе).
К числу апробированных и
хорошо зарекомендовавших себя на практике
технологий обучения относятся, в частности,
лекции, уроки, семинары и практикумы,
круглые столы и коллоквиумы,
деловые и обучающие игры, факультативные
курсы, написание курсовых и дипломных
работ, зачётно-экзаменационный способ
контроля знаний. Сюда можно включить
также технический или