Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 11:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
дискриминацию в образовании по национальному, религиозному или
языковому признакам, недопущение и пресечение практики национального,
религиозного или языкового превосходства;
-единство и целостность Российской Федерации, сплочение
многонационального народа России в единую политическую нацию в
сопряжении с равноправием и самоопределением всех народов Российской
Федерации;
-общедоступность образования, адаптивность системы образования к
уровням, особенностям развития и подготовки обучающихся с учетом языка
обучения и специфики содержания гуманитарных дисциплин выстроенного на
родной (нерусской) этнокультуре;
- создание механизмов согласования интересов субъектов
образовательного пространства Российской Федерации;
- признание необходимости разработки для образовательных
учреждений, реализующих общеобразовательные программы специфического
содержания гуманитарного образования, выстроенного на бикультурной,
билингвальной, а также поликультурной основах, с использованием
принципов диалога культур и сопоставительного анализа;
- признание необходимости расширения масштабов межкультурного
взаимодействия народов России, формирования у обучающихся
коммуникабельности и толерантности, исключающих национализм,
сепаратизм и ксенофобию;
- необходимость государственной поддержки обучающихся в получении
качественного образования с учетом специфики языковой и этнокультурной
среды.
12.Понятие системы
образования. Концепция непрерывного
образования.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;
органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;
объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Концепция строится на основе признанных в современной педагогике ценностей образования:
гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
открытость человека изменяющемуся миру;
самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития неоправданность как инфантилизации в образовании, так и «забегания вперед»;
индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как воспитание нравственного человека;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Непрерывность ДОШКОЛЬНОГО и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
* приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
* обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
* развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
* формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
* развитие компетентности
в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
включение детей в различные формы сотрудничества
(со взрослыми и детьми разного возраста).
13.Сущность авторитарной и гуманной педагогики.
Авторитарность - это своеобразный учительский комплекс, проявляющийся в безапелляционности, консерватизме, закрытости в общении, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав».
При авторитарном стиле педагог значительно чаще, чем другие прибегает к тону приказа, делает резкие замечания, нетактичные замечания в адрес одних участников и беспричинные, необоснованные похвалы другим. Авторитарный педагог определяет не только общие цели деятельности и задание, но и указывает способы выполнения задания, жестко решая, кто с кем будет работать. Задания и способы его выполнения давались ученикам поэтапно. У авторитарных педагогов дети почти с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Жесткий, авторитарный, бескомпромиссный учитель во время урока делает очень много замечаний, и с родителями бывает очень строг, постоянно высказывая свое недовольство по отношению к ученику. В результате в семьях происходят конфликты, вызванные претензиями учителя. Поэтому причинами нарушения здоровья становится двойной пресс, в школе и дома, постоянное недовольство взрослых, чрезмерные требования, предъявляемые учителем и родителем. Таким образом, именно учитель, как наиболее значимая фигура для ребенка, часто оказывается источником его травматизации.Авторитарный педагог плотно работает с семьей, на его родительских собраниях полный кабинет, причем много отцов. А членов родительского комитета отцы и матери, особенно те, у кого не все в порядке с детьми, боятся не меньше, чем классного руководителя.В своем идеале авторитет педагога должен быть направлен на все большее и большее расширение свободы воспитанника, на свое-временный переход от «авторитета власти» к «власти авторитета». Он должен проявляться в стимулировании творческих потенций ученика, в окрыляющем его плодотворном педагогическом взаимодействии.
Гуманность - гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к др. людям и ко всему творению.
Гуманная Педагогика
принимает ребенка таким, какой он есть,
соглашается с его природой и провозглашает
природосообразность в качестве высшего
закона. В основу всякого развития ребенка
она ставит развитие его духовности и
человечности. Она поощряет педагогическое
творчество и призывает к педагогическому
искусству. Цели и задачи этой высшей формы
педагогического мышления связаны с созиданием
облагороженного человека. Гуманное педагогическое
мышление стремится объять необъятное
и в этом сила образовательных систем
и процессов, рожденных в его недрах.
14.Концепция личностно-ориентированного образования.
15. Сущность и содержание процесса воспитания. Закономерности и движущие силы воспитания.
Сущность воспитания. Воспитание как абстрактная всеобщая категория, идея отражает и выражает собой объективный конкретно-исторический процесс - движение отношений, общения, деятельности в обществе, - благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями путем трансляции культуры и воспроизводства производительных сил.
Содержание. Воспитание как объективное конкретно-историческое явление имеет своим содержанием прежде всего эмпирический ( Э .- источником и критерием познания считается чувственный опыт, наблюдение) опыт познания мира человечеством., постепенно осмысливаемый и теоретически обобщаемый. Этот опыт передается детям, особенно в таких видах общественной деятельности, как производительный труд, жизнеобеспечение и культура.
Итак, общественное явление - воспитание - необходимо как способ обеспечения жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является степень соответствия свойств и качеств личности требования жизни.
Основная функция воспитания как общественного явления - в обслуживании подготовки производительных сил общества. Развитие всего многообразия общественных функций воспитания зависит от социального наполнения общественных, прежде всего производственных, отношений.
Воспитание обладает собственными, специфическими противоречиями, которые свойственны только ему, устранение которых в значительной мере послужат движущей силой воспитания.
К числу таких противоречий, отражаемых воспитанием, относится основное общественное противоречие, возникающее в результате сдерживания развития производительных сил закосневшими и устаревшими производственными отношениями. Это противоречие является в общественном воспитании в виде упрочения консервативных подходов к подготовке подрастающего поколения. В системе народного образования это выразилось в ее некоторой формализации и единообразия содержания, форм и методов.
Другое
противоречие воспитания возникает на
стыке требований жизни и уровня готовности
детей к участию в общественной жизни
и производстве. Осмысление требований
жизни, приведение содержания и организации
воспитания в соответствие с этими требованиями
запаздывает, задерживается, отстает от
бурного развития научно-технического
прогресса. Разрешение этого противоречия
требует ритмичного и систематического
обновления содержания воспитания и обучения,
приведения в соответствие с требованиями
жизни организации и методов воспитания.
Это есть противоречие между новыми условиями
общественной жизни и устаревшими способами
подготовки к ней. 3-е
противоречие воспитания образуется между
огромными, неограниченными возможностями
развития человеческой природы, заложенными
в ней потенциальными природными силами
и ограничивающими, обуславливающими,
программирующими это развитие условиями
социальной жизни общества. 4-е
противоречие воспитания обнаруживается
между активно-деятельностной природой
ребенка, его стремлением к участию в общественной
жизни, деятельности, многообразных отношениях,
общении и недостатком опыта, знаний, умений
и навыков для реального, действенного
участия в жизненном процессе, его природной
и социальной незрелостью. Это противоречие
является реальной движущей силой, стимулом
для детей к познанию. К активному участию
в воспитательном процессе.
16.Принципы воспитания
Принцмпы воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.
Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроиз-ву конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) -- это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
Требования, предъявляемые к принципам воспитания
1. Обязательность. Принципы воспитания -- это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны -- среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра.
В то же время принципы воспитания -- это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя.
Принципы, на
которые опирается воспитательный процесс,
составляют систему. Существует и существовало
много систем воспитания. И естественно,
характер, отдельные требования принципов,
а иногда и сами принципы не могут оставаться
в них неизменными.
17.Закономерности
и противоречия процесса воспитания
Закокономерности процесса воспитания -- это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности, В воспитательном процессе переплетаются зависимости разного плана: социальные, когда речь идет о подготовке подрастающего человека к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыта; психические, когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида); педагогические, когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания ж обусловленности его рядом факторов. Поэтому существующие законы и закономерности процесса воспитания принято разделять на группы.