Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 11:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Педагогика".
Педагогический процесс создает возможности для взаимопроникновения друг в друга методов обучения и воспитания.
Педагогический
процесс в наиболее полной мере позволяет
реализовать программно-целевой подход
в планировании работы школы с ориентацией
на конечный результат - всестороннее,
гармоничное развитие личности.
8. (см.7 )
Педагогический процесс имеет свои законы и закономерности, отражающие его целостность.Закон - внутренняя существенная связь явлений, обусловливающая их необходимость. Закон выражает определенный порядок причинной, необходимой и устойчивой связи между явлениями или свойствами материальных объектов, повторяющиеся существенные отношения, при которых изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других.
Диалектический путь познания истины состоит в установлении законов. Познать закон, значит понять его действие. Научные законы классифицируются по критерию общности в зависимости от того, на какой круг явлений распространяется их действие. К первой группе принадлежат законы, сфера действий которых сравнительно узкая, так называемые конкретные, специфические законы. Вторую группу составляют общие законы, сфера действия которых достаточно широкая и не ограничивается одним или несколькими видами явлений. Третью группу составляют всеобщие законы материального мира, действие которых проявляется во всех областях.
Научные
законы классифицируются и по другим признакам.
Например, различают законы, определяющие
связи между явлениями во времени и в пространстве,
законы динамические и статические и др.
9.Соотношение понятий
социализации и воспитания. Основные факторы
социализации личности.
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы
социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и
ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими
социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений
через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:
1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых;
2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;
3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе
социализации различают ее первичные и вторичные формы.
Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию - т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации.
Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались.
Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение индивида в более сложные структуры общества.
Группа выступает
в качестве социальной ниши, обеспечивающей
личности определенный уровень комфорта.
Но этот уровень обеспечен лишь при соблюдении
необходимых условий бесконфликтного
включения человека в группу - при соответствии
личностных ожиданий и требований группы
к возможностям личности.
10.Цели и задачи
воспитания человека, особенности их реализации
на современном этапе
Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
Иногда в качестве цели воспитания называют и развитие личности человека как субъекта деятельности, включая развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности и ответственности; мотивации самоактуализации, самосовершенствования и др. Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ.
Основные задачи:
- формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
- приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности;
- формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
- формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения;
- воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
- развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
- формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
- развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
- усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
- организацию превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде;
- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе;
- эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей и подростков, организации работы по месту жительства и т.п.;
- организацию
участия обучающихся в управлении образовательными
учреждениями, содействие созданию детских
и молодежных организаций;
11.. Образовательная
политика РФ на современном этапе.
Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов,
принципов и приоритетов государственной образовательной политики,
которые диктуются полиэтничным характером российского общества и ставит перед системой образования два рода проблем.Во-первых, это необходимость организации в структуре всеобщей единой и
целостной системы образования учреждений, реализующих
общеобразовательные программы с этнокультурным региональным
(национально-региональным) компонентом, с обучением в том или ином
объеме на родном (нерусском) и русском (неродном) языках, с
содержанием гуманитарного образования, выстроенном на иной, нерусской
культуре. Эти учреждения, обеспечивающие равноценную подготовку
молодежи, удовлетворение ее этнокультурных образовательных
потребностей, по своим главным целям, по внутреннему содержанию,
структуре и организации должны представлять собой интегральную часть
образовательной системы, равнозначный элемент единого российского
образовательного пространства.
Другая диктуемая полиэтничностью российского социума проблема
задается необходимостью включения в число главных приоритетов
образования (наряду с собственно образовательными целями) также и цели
духовной консолидации многонационального народа России в единую
политическую нацию. Это задача обеспечения внутренней устойчивости
этнически разнохарактерного общества, его сплочения в согражданство,
объединяемое и цементируемое общими ценностями гражданского общества.
Национальная образовательная политика Российской Федерации
основывается на следующих принципах:
-признание исключительной роли образования как стратегического
ресурса устойчивого развития полиэтнического общества России и важного
фактора обеспечения национальной безопасности многонационального
государства;
- единство федерального культурного и образовательного
пространства, равноправие на сохранение и развитие всех языков народов
России, защита и развитие системой образования национальных культур,
региональных культурных традиций и особенностей, запрет на