Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по "Педагогика"
22. Роль обучения в развитии личности
23.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
24. Основные дидактические категории
25. Движущие силы и закономерности процесса обучения
...
41. Принципы и правила обучения
42. Государственный образовательный стандарт
В нашей стране идея стандартизации образования существовала еще в советское время. Хотя в СССР не существовало понятия государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы. Они спускались в республики и были основой реальных учебных планов школ.
Учебные программы и планы тех лет отличались излишней идеологизацией и фактически ограничивали учителя в инициативе, а учащихся — в возможности выбора содержания образования в соответствии со своими интересами и способностями. Однако таким образом была на практике проверена идея образовательных стандартов.
Введение государственного стандарта не означает подчинения учебного процесса жесткому шаблону, а, напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания (чем является стандарт) вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.
Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе; уточняются не реже одного раза в десять лет; устанавливаются федеральным законом; являются обязательными для исполнения всеми учебными заведениями страны независимо от подчинения, типов и форм собственности.
В образовательном
стандарте общеобразовательных
учреждений выделяют три компонента:
федеральный, национально-региональный
и школьный.
Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.
Национально-региональный компонент определяет те нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и пр.).
Школьный компонент содержания образования отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.
Федеральный
компонент стандарта —
В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируются обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Определение содержания образования сверх обязательного минимума в пределах установленной учебной нагрузки находится в компетенции учебных заведений.
В состав
стандарта входят: типовой (базисный)
учебный план учебных заведений, общая
характеристика инвариантной и вариативных
составляющих содержания, государственные
требования к уровню общей подготовки
учащихся.