Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 08:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 экзаменационных вопросов по "Педагогика"
22. Роль обучения в развитии личности
23.Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
24. Основные дидактические категории
25. Движущие силы и закономерности процесса обучения
...
41. Принципы и правила обучения
42. Государственный образовательный стандарт
Познание законов дает возможность вскрыть не любые связи и отношения, а те, которые отражают явления в их целостности.
Образование
как целостное явление
К закономерностям обучения относятся внешние и внутренние закономерности.
К
первым относят зависимость
К внешним закономерностям относятся:
- социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
- воспитывающий и развивающий характер последнего;
- обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе;
- зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся:
- зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным ypoвнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития;
- отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения;
- подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика;
- задачная
и структура, то есть при успешном решении
одной учебной задачи и постановке следующей
ученик продвигается от незнания к знанию,
от знания к умению, от умения — к навыку.
41. Принципы и правила обучения
Когда говорят о процессе обучение как сложной системе, включающей в себя учебную деятельность учителя и учебную деятельность учащегося, имеют в виду организованное обучение. Но обучение не может быть организованным, если оно не опирается на объективно существующие или предполагаемые закономерности. Сформулированные как нормативные положения, которыми следует руководствоваться, эти закономерности, реальные или предполагаемые, становятся принципами обучения.
Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а по этому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении ИЯ следует руководствоваться следующими дидактическими принципами:
- принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип учета возрастных особенностях обучаемых;
Принцип сознательности. ПС – это такой принцип, при помощи которого обеспечивается основательное знание фактов, определений, законов, глубокое смысловое понимание, осмысление выводов, обобщений с умением правильно выражать свои мысли в речи, превращение таких знаний с убеждениями умения самостоятельно пользоваться знаниями на практике. ПС должен характеризоваться в обучении такими основными признаками, как использование языкового мышления учащихся, осознание стоящих перед ними задач, опора на самостоятельный поиск решений и логическое
мышление, включение знаний в содержание обучения. Итак, практическая реализация ПС при обучении ИЯ предполагает:
- опору на РЯ учащихся (истолкование новых языковых явлений), в этом случае будет использовано их языковое мышление;
- осознания учащимися стоящих перед ними задач («вставь пропущенные буквы», и т.п.);
- опору на самостоятельный поиск решения и логическое мышление учащихся (языковая догадка, учащиеся сами выводят правило);
- включение знаний в содержание обучения (знания сообщаются чаще всего в виде правил, инструкций, образцов, переводных эквивалентов).
Принцип активности. Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности. Активность предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе, а главное – умение систематически работать над языком. ПА может быть осуществлен при наличии следующих условий:
- развитие активной мыслительной деятельности, что достигается речевой основой обучения;
- мотивации и интереса;
- развитие навыков и умений самостоятельной работы (сочинение или рассказ по данным тезисам, определение главной идеи стихотворения, работа над справочником) в классе и индивидуализации обучения (использование разных вариантов однотипных заданий; оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; различная длина пауз для выполнения задания и т.п.).
Индивидуализация обучения – такая организация процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает различия учащихся, уровень развития их способностей к учению.
Принцип наглядности. Наглядность помогает создавать представления об отдельных предметах и явлениях. Но чтобы сформировать понятия, нужны активная мыслительная деятельность. Средства наглядности помогают возникновению представлений, а мышление превращает эти представления в понятия. Такова роль наглядности. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, которые помогают развивать речевую активность, подготавливая учащихся к практической деятельности в реальных жизненных ситуациях. ПН осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов знакомыми словами изучаемого языка, подбор синонимов и антонимов, сравнение явления РЯ и ИЯ; речь учителя) и экстралингвистических средств (изобразительные ср-ва, мимика, жесты, движения, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности).
На уроках ИЯ нужно пользоваться не только зрительной наглядностью, но обращаться также к слуху и к другим ощущениям (в т.ч. и к двигательным, связанным с процессом говорения и письма). Ср-ва наглядности используются для развития навыков и умений речевой действительности:
- для создания или иллюстрации речевого образца;
- для ограничения круга тех предметов и явлений, вербальное обозначение которых известно говорящему;
- для создания опоры в процессе высказывания;
- для создания ситуации общения.
Учащиеся 4 – 5-х классов отличаются недостаточно еще развитым абстрактным мышлением, поэтому в работе с ними нужно использовать ср-ва зрительной наглядности: картины, предметы, иллюстрации, макеты, таблицы. Подростки способны мыслить абстрактно, и поэтому их уже можно учить с помощью средств лингвистической и слуховой наглядности.
Принцип систематичности подразумевает концентрическое усвоение материала. Систематичность проявляется в организации и последовательной подаче материала («от легкого к трудному») и обеспечивает доступность и посильность обучения.
Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Также существуют методические принципы, характерные именно для обучения иностранному языку. Их разделяю на общеметодические и частнометодические принципы.
Общеметодические принципы:
Частнометодические принципы:
42. Государственный образовательный стандарт
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты).
Понятие «стандарт» происходит от латинского слова standard, означающего «образец», «норма», «мерило». Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Термины «стандарт образования», «образовательный стандарт» получили международный статус, т.е. употребляются в разных странах. Встречаются и другие названия. Например, в Великобритании существует понятие «национальный учебный план».
Основными объектами стандартизации в образовании являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества основных сторон образования.
Чем вызвана необходимость стандартизации образования?
Проведение стандартизации образования продиктовано коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, рыночным отношениям, правам и свободам личности потребовал Переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована прежде всего на удовлетворение потребностей личности. Это, в свою очередь, обусловило значительные перемены в организации образования, выборе содержания, форм и методов обучения.
Стандартизация образования связана также с тем, что Переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение потребовало сохранения базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого учащимися в разных типах образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.
Кроме того, стандартизация образования вызвана стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании образования учета достижений международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.