Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком

Работа содержит 4 файла

1.doc

— 94.50 Кб (Открыть, Скачать)

2.doc

— 103.00 Кб (Открыть, Скачать)

3.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

 –  Сироты содержались братством.

44. 7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).

Негативно сказались на развитии образования  следующие события:

1) общий  экономический кризис в стране;

2) кризис  идеологии;

3) возникновение  скрытой безработицы;

4) начало  этнических и межнациональных  конфликтов;

5) люди  с низкой квалификацией оказались  очень востребованными в экономике.

Кризис  образования пытались решить введением  многоуровневой системы в сфере  высшего образования, а также  созданием различных типов средних  учебных заведений:

1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ.

Однако  это не решило существующих проблем:

1) в  национальных школах встал острый  вопрос недооценки изучения русского  языка;

2) отстаивая  национальное достоинство, не  учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;

3) существенным  негативным фактором стало снижение  профессиональной подготовки в  высшей школе.

 Много  недостатков было в многопрофильном  образовании, когда учебные заведения  получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов. Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. – Родители не имели право забирать детей до окончания курса обучения.

 –  Школа состояла из трех классов,  в каждом из которых дети  обучались один год.

 –  Уроки проводились ежедневно.  Занятия велись по классно-урочной  системе (впервые в Европе).

 –  Учитывались посещаемость и успеваемость.

 –  Пропуски занятий и опоздания  не допускались.

 «Учитель  сей школы мает быти благочестив,  разумен, смиреномудрый, кроток,

 воздержливый, не пьяница, не блудник, не  лихоимец,

 не  сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамо-

 словец, не чародей, не басносказатель, не пособи-

 тель  ереси, но благочестию поспешитель…»

 Учитель  (дидаскал) должен учить и любить  детей всех одинаково, как сыновей  богатых, так и сирот убогих.

8. овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

 В  «Поучении Владимира Мономаха  детям» даются развернутые наставления  детям о том, как жить по  заповедям Христовым: иметь страх  Божий и постоянно трудиться.  Он имеет в виду не столько  физический, сколько умственный  труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.

«Житие  Авраамия Смоленского» - Жизнеописание  Авраамия было создано в середине XIII века учеником подвижника, неким Ефремом. Основное содержание жизнеописания - рассказ о проповедническом служении Авраамия в Смоленске и его столкновениях с местным духовенством и жителями. В рассказе этом звучат три главных мотива: осенение подвижника Благодатью, что выражается в его особой учености и даре слова, его борьба с дьяволом и мучения в результате несправедливых обвинений и гонений, торжество победы в оправдании и обретении святости. В Житии Авраамия нет никаких известий о чудесных деяниях подвижника - ни прижизненных, ни посмертных. Все содержание произведения - это учительство Авраамия, гонения на него и его заботы о вверенном ему монастыре. 
 
 
 
 
 
 

46.  1) последовательное формирование знаний, умений и навыков;

2) варианты  уроков при традиционном обучении разнообразны: урок-открытие, урок-дискуссия, урок-экскурсия и др.

Особенности нетрадиционных моделей обучения:

1) они  условно разделяются на две  группы – репродуктивной и  поисковой ориентации;

2) постепенное  внедрение предложений, касающиеся  модернизации режимов, методов, форм обучения. В некоторых странах меняется ритм учебного года. В отдельных школах ученики располагаются не за стандартными партами, а в удобной позе вокруг учителя;

3) широкое  использование нестандартных приемов  преподавания;

4) все  новшества базируются на необходимости  развивать у ребенка творческие  способности и инициативу, поэтому  на первый план выходит самостоятельная  работа учащихся;

5) активно  рассматриваются перспективы применения  в школе новейших технических  средств как мощного источника информации и самообразования, гарантирующих успешную модернизацию учебной деятельности. Использование техники рушит стереотипность в уроках, позволяет по-новому вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом. Развитие технического прогресса сегодня позволяет создавать новые технологии, которые могут увеличить информативность, интенсивность и результативность образования. Хотя использование в школе телекомьютерных устройств порождает и ряд проблем. Среди них – нехватка опытных специалистов для работы с новой техникой, вопросы соблюдения гигиены и охраны здоровья школьников и др.

В России разработана методика опережающего обучения, где трудные темы изучаются  в первую очередь (С. Н. Лысенкова) и  методика «коллективного способа учебной работы», где каждый школьник расширяет свои знания с помощью товарищей (В. К. Дьяченко, А. С. Соколов).

Ш. А. Амонашвили – доктор психологических наук, профессор, опытный педагог, в своих  научных работах призывает современных  учителей строить свои отношения с детьми прежде всего на глубоком и серьезном уважении к ребенку как к активно развивающемуся человеку.

1. теорий, методик, способов организации учебно-воспитательного процесса.

 Задачи:

 как  науки, 

1. Выявление  тенденций и закономерностей  развития педагогики как науки, чтобы прогнозировать направления ее будущего развития.

2. Знакомство  с тем положительным опытом, который  может быть адаптирован к условиям  сегодняшнего дня и успешно  использован в практике современной  школы.

3. Ознакомление  с имевшими место в истории педагогики ошибками, чтобы не повторять их в будущем.

как учебного предмета

1. Проследить  эволюцию наиболее прогрессивных  взглядов в истории педагогики  и выйти на современный уровень  понимания их значения.

2. Ознакомить  с выдающимися педагогами прошлого, их работами, педагогическими взглядами и теориями, которые прошли проверку временем.

3. Научить  будущего учителя аналитически  подходить к общим реформам  и частным изменениям в педагогической  науке и практике. 
 
 
 

2. Инициации – обряды перевода юношей и девушек в категорию взрослых – стали исторически первым общественным институтом, имевшим целью преднамеренную организацию воспитания и обучения.

   К этому же периоду следует  отнести рождение одной из  самых древнейших профессий –  профессии педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях. 
 
 
 
 
 

3.  Своеобразием в развитии системы образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом.

 На  развитие воспитания, образования  и педагогической мысли Древнего  Китая наибольшее влияние оказал  Конфуций. В основе его педагогических идей лежала трактовка им вопросов этики и основ управления государством. Центральным в его учении был тезис о правильном воспитании как непременном условии процветания государства.

 Под  влиянием конфуцианства образование  приобрело гуманитарный характер (почти на 2 тысячи лет). Положительным в конфуцианстве был призыв к нравственному совершенствованию, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности). Негативным в конфуцианстве было игнорирование таких наук, как математика, астрономия, медицина.

5. Луций Анией Сенека (ок 4 г. до р. Х. - 65 г. ) Философ и оратор. Главная задача воспитания, по его мнению, - моральное совершенствование. Считал, что постичь природу и самого себя можно изучив философию, которая является главным средством морального совершенствования человека. В своих произведениях излагает программу нравственного совершенствования человека. Основной метод - побуждение человека к самодвижению к божественному идеалу (предвосхитил христианские воззрения на воспитание). Основное средство - назидательные проповеди-беседы. Основное понятие, характеризующее процесс воспитания - норма (педагог не должен отступать от норм, своим поведением должен утверждать их). Был сторонником энциклопедического образования, высказывал идею о бесконечных возможностях прогресса человеческого знания. Основатель эмпирического направления в образовании.

Марк  Фабий Квинтилиан (42 г. - ок. 118 г. ) В 12 книгах «О воспитании оратора» обобщает современную ему греческую и римскую философскую и педагогическую литературу, свой опыт как преподавателя школы риторов. Эта работа тесно связана с практикой школы.  Высоко оценивал роль воспитания, веру в силы и способности ребенка, много внимания уделял природе ученика («природа и без учения многое может сделать, а одно учение без природы не принесет никакой пользы»), однако отдавал преимущество учению перед природой; Цель воспитания и обучения - подготовка общественного деятеля.  Предъявлял требования к учителю: образованность, любовь к детям, осторожный и внимательный подход к ним, изучение ребенка, сдержанность, разумный подход к наградам и наказаниям. Призывал к свободному, творческому, а не догматическому применению рекомендаций учителем.  Придавал значение развитию речи ребенка, правильному произношению. Для этого надо окружать ребенка няньками, товарищами, являющими собой положительный пример, обучать музыке и языкам, которые, по его мнению, способствуют развитию правильной речи. Оказал огромное влияние на педагогическую мысль Возрождения. Подчеркивал важность школьного образования, правильно организованных школ. Видел положительные факторы школьного образования в соревновательности, установлении дружеских связей, между учениками, усвоением норм общежития. Считал, что семья должна готовить детей у поступлению в школу. 
 
 

24.  1. Классич. прогимназия (4г.) → классич. гимназия (3 г.)→университет 2. Реальная прогимназия (4г.)→реальная гимназия → ВТУЗ(высшее тех.учеб.завед.) или жизнь + 1) бессословный х-р; 2) обучение было платное, но чаще бесплат.; 3) отмена тел. наказ.; 4) ввели кабинеты в школе; 5) ввели педсовет; 6) финансир. госуд. – 1) сохранялась и старая система (церк. прих. шк., светские учителя по спец.разреш.); 2) двойственность в образовании

  В  70-80-х годах усилилась политическая  реакция в России, что сказалось  на народном образовании. Преобразования производились министрами народного просвещения Д.А. Толстым и И.Д. Деяновым. Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классицизма в средней и высшей школе.

 «Устав  гимназий и прогимназий» 1871 г.  все реальные гимназии преобразовали  в класс-гимназию (единственный тип  школы) (7л.) Уч. план: род.яз., история,  география, соврем. ин.яз., закон Божий, чистописание, математ., литература. + нет. -  1) недостаточно изучали род.яз. и литер. 2) ввели наказание и надзор 3) ввели плату за обучение 4) сослов. х-р 5) уч. план вел к переутом. уч-ся

Мои вопросы.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"