Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка
35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком
17.
В Р. царским правительством из-за кризиса
крепостнических отнош. => на уступки
обществ мнению => реформа просвещения.
Александр I = замена устаревшей сист.
гос управления - коллегий — министерствами,
в 1802 г. – Мин-во народного просвещения.В
1803 - «Предварительные правила народного
просвещения», в 1804 году, — «Устав учеб.
завед., подведомых универ-там». оформлена
N сист. шк.о обр.4 типа уч заведений. Приходские
уч-ща с 1-м курсом обуч. - во всех приходах
городов и селений. Цель - подготовить
уч-ся к уездным уч-щам, + дать детям низших
слоев населения религиозное восп. и навыки
чтения, письма и счета. Но Правительство
не отпускало на них ср-в. Уездные
уч-ща с 2летн сроком обуч. - по одному
в губернских и уездных городах. Малые
уч-ща преобраз-сь в уездные. Цель - подготовить
для поступления в гимназию, + сообщить
детям бедных свободных сословий
«необходимые познания. Гимназии
в кажд. губернском городе на базе главных
народных уч-щ или следовало открыть новые.
Курс 4 г. Цель для дворян и чиновников
- подготовка к универу, + преподавание
наук для благовоспитанного чела». Нет
закона божия. Потом - различных гос должности.
Универы. В них поступали имеющие знания
в объеме гимназического курса. Автономия.
Универы управлялись вы6opными советами,
+ выбирали ректора и деканов. Разрешалось
создавать научные общ-ва, иметь типографии,
издавать газеты, журналы, уч и научную
лит-ру. Гуманные меры воздействия.
Студенты могли создавать различные
общ-ва, кружки, устраивать товарищеские
сходки. Задача - подготовка чиновников
для гос службы, в том числе и в области
просвещения. принадлежность к крепостному
сословию - препятствием для
поступления в школу. Уч-лям - раб-ть
по книге «Рук-во уч-лям народных уч-щ».
не разреш-сь отступлений от правил офиц
дид-ки. В уставе 1804 г – уч-ля как чиновники.
7. (14-16вв)
Подъем пед. мысли б. тесно связан с интенс.
разв. ис-ва, лит-ры, науч. знаний. Гумм-ты
заново открыли, как много в к-ре и обр-и
сделали антич. народы Греции и Рима. Возрожд.,
т.е. восстан-е антич. традиции. Гумм-тов
привлекала свобода, выраз-ть и красота
классич. лит-ры. В классич. наследии стремились
черпать традицию восп. физич., эстетич.
развитого чел., способного на самост.
и полезные общ-ву действия. Предст-ли
Возр. обогатили прогр. классич. обр., добавив
в нее изучение древнегреч. яз. Смысл таких
нововведений состоял в стремлении извлекать
из антич. лит-ры воспитательно-дидактич.
материал: идеи гос. устр-ва — у Аристотеля,
уроки военного ис-ва — у Цезаря, агрономические
познания — у Вергилия и пр. на первое
место выходят идеи Платона. Томмазо
Кампанема который в своем сочинении
«Город Солнца» описал общественное устройство
вымышленного города-государства, основанного
на п-пах справед-ти и гуманизма, уделил
большое вним. вопросам восп-я детей, кот.
с самого раннего возраста д. б. нах-ся
под полным контролем со стороны правителей.
Т. Кампанелла принадлежит идея наглядного
обуч., которая позже б. исп-на многими
пед-ми точно так же, как и его мысль о связи
обуч. с трудом. Витторино да
Фёльтре В шк. в Мантуе на севере Италии,
кот. он возглавлял и кот. известна под
названием «Шк. радости» обучались как
мальч., так и дев., что
20. Дистервег (1790—1866) заним-ся вопросами обуч. и восп. в нач. шк. Осн. пед. труд — фундаментальная работа «Рук-во к обр-ю немец. уч-лей» , 1ч. кот. посвящена общим вопросам пед-ки, 2ч. — частным методикам обуч. Выступал за обновление шк-го обр. Ядро N шк-й сист. педагог видел в светской народной шк., охват-щей детей от 6 до 14 лет и связ-й с вышестоящими учебн. завед-ми. Гл. зад. народ. шк. — в разностороннем развитии кажд. реб., независ. от соц. полож. и религ. взглядов его родителей. Дистервег выделил 3 ступени возрастного разв. детей шк-го возраста и наметил осн-ые направ-я обуч. и восп. на кажд. ступени. Для детей 1-ой ступени (6—9 лет) хар-ны повышенная физич. активность, склонность к игре, любовь к сказкам, сенсорное восприятие. Поэтому первостепенное знач. при их обуч. следует уделять чувств-му познанию, упражнению чувств. Шк-ки 2-ой ступени (9—14 лет) отлич-ся развитием памяти и накоплением представлений об окр. мире. Отсюда важнейшая зад. обуч. — приобщить ум детей к чувственно воспринимаемому
4. В Спарте слож-ся идеал
сильного духом, физ. развитого, смышленого
в военном деле, но невеж-го чел. В Афинах,
наоборот, давалось широкое универ-ое
обр. Восп. спартиатов б. целиком в ведении
гос-ва. В Спарте целенап-му восп. чел. придавали
решающую роль. Обществ-ое восп. нач-сь
с первого дня жизни. Новорожденного осматривали
старейшины. Слабых и уродливых детей
кидали в пропасть, а здоровых и крепких
отдавали на восп. кормилицам. Кормилицы
ценились как проф-ые воспитатели. С 7 лет
всех мальч. собирали и делили на агелы,
кот. состояли из илов – более мелких подразделений.
В этих гр. они жили, спали, учились вместе.
Агелу возглавлял 1 из мальч., отличавшийся
ловкостью, умом. В агелах мальч. учились
повелевать и подчиняться, обычные предметы
н. о. занимали очень мало t. С 13 лет восп-сь
в шк. для гимнастич. упр-й, возглавляемых
педоном. У педонома б. помощник из старших
юношей – эйрен. Эти шк. нах-сь под контролем
представителей старшего поколения, кот.
уч-ки беспрекословно слушались, считали
отцами. В этих учрежд. подростки упражнялись
в военном ис-ве, участ-ли в примерных сражениях,
учебных походах. С ними проводили беседы
нравст-го содерж-я . Беседы проводились
в форме вопросов и ответов, что д. б. приучить
подростков к ясности и краткости речи.
Начиная с 14 лет мальч. ежегодно подвергались
обществ. испытаниям – агонам. Эти состязания
подразделялись на гимнастич-ие, где юноши
показывали успехи в физ.подготовке, и
мусические – состязания в пении и игре
на флейте. И гимнастические, и мусические
испытания б. связ. с военными упр-ми. В
Афинах дети до 7 лет, находясь в семье,
получали традиц-ое семейное восп. (ориентировано
на разв. тела, чувства красоты и формир-е
дух.-нрав. склада личности). С 7 лет нач-ся
этап шк. обуч.В состоят-х семьях забота
о маленьких шк-ках возлагалась на раба-воспитателя,
пед-га (детоводитель). Афинские учеб. завед.
– дидаскалионы – были частными, платными.
Согласно целям восп., включавшем дух-е
и физич. развитие, в Афинах сущ-2 типа нач.
шк.: мусические и гимнастич. (палестры).
В мусической шк. преподавали уч-ль-грамматист
и уч-ль-кифарист. Здесь обуч. пис., чит.,
счит., исп-спец. приспособл. – абак. Исп-сь
навощенные дощечки – церы, на кот. ученики
заостренными палочками (стилями) наносили
буквы, составляли тексты, вели записи
вычислений. В возрасте от 16 до 18 лет продолжали
обуч. в гос. учрежд. – гимнасиях. С 18 лет
афинские юноши состояли в эфебах – гос.
Учрежд. для подготовки свободнорожденных
молодых людей к законной и гражданской
службе. Здесь юноши проходили двухгод.
подг-ку, находясь на обеспеч. гос-ва. В
Афинах и др. городах Эллады в 5-4 вв до н.э.
частные шк. открывали соф-ты.
26. К.Д. Уш. (1824-1870), Тула, дет-во возле Новгорода Северного, закончил Моск универ, юрид фак-т. 1850 –назначение учителем, затем инспектором Гатчинского сиротского института (улучшил постановку О и В). 1857-1858 – в «Журнал для Воспитания» ряд статей: «О пользе пед лит-ры», «О народнсоти в обществ воспитании». 1859 – инспектор классов Смол института благородных девиц (=реформир-е института, нов уч план: гл = русс яз, русс лит-ра, естеств науки, + наглядность). 1862 - уволен из Смольн института, в длит командировку за границу для изучения женск образования. После Швейц-ии – книга для классн чтения «Родное слово», 2 тома псих-пед сочинения – «ЧЕЛ как предмет Воспитания». Возврат в Россию, умер в 47 лет. дид. взгляды отлич-ся большой глубиной и оригинальностью. требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологич. особенностей. отметил 2 вида внимания: ативное (произвольное) и пассивное (непроизвольное). надо с учетом особенностей детск. возраста + не забывать о пассивном внимании, в перв. очередь развив. активное, кот. чел. придется польз-ся в буд. частым повторением, предупреждающим забывание, надо укреплять уверенность в своей памяти. обуч-е д.б. построено на принципах посильности и последовательности. В первые годы обуч-я нельзя допуск. перегрузки детей уч. занятиями. Для детского возраста применяется принцип наглядности. У. указывал, что единств. источником знаний м.б. опыт, «сообщенный через посредство внеш. чувств». Обуч-е от конкр. к абстр.
6. Начало
западноевроп. средневековья связ. с разложением
Римс. империи. В это t на смену рабовладельч.
общ-ву приходит N жизнен-й уклад, связ-й
с зарожд-ем феодальных отнош-й, оплотом
кот-го стало хр-во. Возникн-е и стан-е среднев.
обр. связ-ся обычно с разв-ем церков. к-ры
и ее роли в общ-ве, т.к. знания треб-сь для
проповед-я церковной догматики, усвоение
кот. б. необх-мо кажд.; для борьбы с еретиками.
Впервые вопрос о разработке прогр. церков.
обуч. б. поставлен Аврелием
Августином – выступил против присутствия
языческих начал знания в хр-ом восп-и.
Уже в ранних хр-их монастырях организ-сь
книгохранилища, создавались ученые труды
и учеб. книги. Так, религиозный гос. деятель
Кассиодор (ок.487- ок.578) основал в Италии
монашеское общежитие, кот. благодаря
библиотеке стало 1 из центров средневековой
науки. В V-VI вв. в Европе еще кое-где сохр-сь
грамматич. шк. римского типа, но к VII в.
они были вытеснены формами монастырского
обуч-я. В нач. VII. на тер. Ирландии и Британии
благодаря активности монаш-ва появл-ся
1-ые церк. шк. По мнению Августина восп-ль
д. опираться на врожд. религиозное чув-во
чел., на его разум. Иоанн
Златоуст (354-407) особ. внимание уделял
эмоц-ым аспектам пед. воздействия. Восп.
по его мнению – важнейшее ис-во. Обращался
к проблеме формир-я души чел. Считал, что
чел. динамичен и творим, а значит, восп-е
всесильно и. могущ-но. Северин
Боэций (480-524 гг). Создал учебники по
всем свободным ис-вам. Ими польз-сь до
13 в. Он объединяет ариф-ку, астрономию,
геометрию и музыку в учеб. цикл – квадриум.
Осн. вним. уделялось восп-ю нрав-ти, кот.
добивались наставлениями, постами, отказом
от пристрастия к богатству и т.д. Имели
место различ. ур-ни обуч. Элем-го ур-ня
достигали за 5 л. – чт-е, письмо, счет, пение.
Средний ур-нь – курс тривиума (лат.грамматика,
риторика, диалектика). Повышенный ур-нь
– курс «7 свободных ис-в»: тривиум + квадриум
(ариф., геометрия, астрономия, муз.). Осн.
учеб. кн. – Псалтырь. Нач-сь обуч. с механич.
заучив. на лат. яз. молит и всех 150 псалмов.
Позже появ-сь спец. учеб. пособия: от разговорников
до хрестоматий. Преподаватель англосаксонской
монастырс. шк. Альбин Алкуин (ок. 735-804).
В написанных им обращениях к народу обоснов-сь
необх-ть систематич. всеобщего обр., подготовки
квалифицир. уч-лей для этой цели. Период
Карла Великого вошел в историю под названием
«Каролингское возрождение», т.к. задолго
до эпохи Возр.возникла тяга к изуч. классич.
древности и сохр-ю ее к-ры. Это б. период
к-го подъема, расцвета лит-ры, ис-ва, арх-ры.
Со t последние правители империи Каролингов
перестали уделять должное вним. шк. делу
и оно постеп. пришло в упадок.
18. Особое разв-е рус шк и пед-ки во 2ой пол XVIII в. пришлось на царств-е Екатерины II (1729-1796). Впервые во главе гос-ва оказ-сь европейски образ-ая личность. Ек прояв-ла особый интерес к проблемам восп-я и образ-я. Ек II помышляла о восп-и добродетельных поколений и разделила пед-е идеалы Возрож. и Просвещ. Она задумала созд-ть сист гос-ой общеобраз-ой шк. Такая шк. д. б. учить и восп-ть. Речь шла о том, чт общ-во взяло на себя пед-ие задачи, кот прежде испол-ла семья. Ек II стремилась исп-ть достиж-я пед-ой мысли Ев при реализ-ии своих проектов, вним-но изучала «Мысли о восп-и» Дж. Локка, пед-ие воззр-я М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо. В ист пед-их идей и проектов Ек-ой эпохи просматр-ся 2 этапа. На 1ом (1760-е гг.) заметно влияние франц пед-ой традиции, на 2ом (с начала 1780-х гг.) — герм шк-о-пед-ого опыта.В 1763 г. Ек II назначила своим главн совет-ом по вопросам образ-я Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Б. был хорошо знаком с пед-ми идеями Запада. Он составил неск док-ов, прежде всего «Генеральн план воспит-ого дома» (1764 г.) и «Краткое наставл-е... о восп-и детей», где при трактовке физич-ого, ум-ого и нрав-ого восп-я идет вслед за Руссо и Локком. Ему принадлежат проекты восп-я идеальных дворян. Б. ставил цель преодолеть суеверие веков, дать народу... нов восп-е и, так сказать, новое порождение. Осудив рез-ты прежних реформ образ-я, он видел при неудач в том, ч их инициаторы заботились только об украшении и просвещ-ии разума науками, забывая, что тому, кто не воспитан в добродетелях, просвещ-е только вредит. По суждениям Б., корень всему злу и добру восп-е.
28.
Сторонник реального обр., говорил об огромном
образ-ом и восп-ом знач. естеств-я.
Указывая на необх-ть учета возр-х псих-х
особ-й детей, он дал ряд конкретных методич.
рек-ций по разв-ю внимания, памяти уч-ся.
Считал нагл-ть 1 из важнейш. п-пов обуч.
Много вним. уделял сознат-ти и проч-ти
усвоения детьми учеб. матер. Много места
уделил уроку как осн. форме орг-ции учеб.
процесса, сформ-л ряд треб-й к нему: целенап-ти,
законч-ти, разнооб-я исп-ых м-дов и т. п.
Центр. место в пед. сист. Уш. заним. его
учение о родном яз. как о главнейшем источнике,
- факторе и ср-ве восп-я чел. В яз. перед-ся
вся мудрость народа, обогащающая и воспит-щая
последующие поколения. Он указывал
на большое знач. произв-й народн. тв-ва
в деле восп-я и обуч. детей. На
1-е место ставил он рус. нар.
сказки, посл-цы, прибаутки и загадки. Уш.
учит, что, во-1-х, путь всего процесса восп-я
и обуч. лежит в построении его на родн.
яз., и, во-2-х, изучение яз. и его богатств
д. являться 1 из осн-х целей всякого восп.
и обуч., если это восп-е служит интересам
народа. Он счит., что без помощи родного
слова нельзя не только понять природу,
но, что гл., питать в себя ту восп-ю силу,
кот. обладает природа родной страны. Придавая
решающее знач. родному яз. в деле разв.я
детей, Уш. гл.внимание уделял построению
нач. обу. искл-но на родном яз. Исходя
из того, что родной яз.
«есть единственное орудие,
посредством кот. мы усваиваем идеи,
знания, а потом передаем
их», К.Д.Уш. счит. гл. зад. эл-го
обуч-я овладение родным яз.
43.
В чрезвычайно сложн. полож. оказ-сь шк.
в годы ВОВ (1941-1945). Масса детей была лишена
возмож-ти учиться. В1941/1942 учеб. году в
РСФСР шк. не посещ. 25% уч-ся. В ходе войны
только на тер-рии РСФСР фашисты разруш.
около 20 тыс. шк-х зданий. В районах боевых
действий прекратили работу почти все
шк. В первом военном 1941/1942 учеб. году на
треть уменьш-сь число уч-ов в 4-х кл. За
время войны на треть сократилось кол-во
средних школ. Многие шк-ые здания б. заняты
под казармы, госпитали, заводы. Обычными
б. занятия в 2-3 и даже 4 смены. В военные
годы б.приняты правительственные решения,
касавшиеся шк-го обр.: об обучении детей
с 7-летн. возраста (1943 г.), об учрежд.
общеобраз-х шк. рабочей молодежи (1943 г.),
об открытии вечернях шк. в сельской местности
(1944 г.), о введении пятибалльной сист. оценок
успеваемости и поведения уч-ся (1944 г.),
об установлении выпускных экзаменов
по окончании нач., 7-летней и средней шк.
(1944 г.), о награждении золотыми и серебряными
медалями отличившихся уч-ся средней шк.
(1944 г)и др. Корректир-сь учебн. планы и
программы. Они б. частично сокращены.
Одновр-но вводились военно-оборонные
темы и военно – физич. подг-ка. Мн-во детей
и подростков систематически принимали
участие в с/х работах, строительстве оборонительных
сооружений. Всего за годы войны во время
летних каникул в с/х работах приняли участие
около 20 млн шк-ов. Подростки — уч-ся проф.
и общеобраз. школ трудились на промыш-х
предприятиях. Тысячи уч-лей и детей шк-го
возраста участв-ли в боях с оружием в
руках.
6. Важной
вехой в разв. науки и обр. стало созд-е
универов. Ун-ты родились в системе церковных
шк.. В к. XI начале XII в. отд-ые кафедр-ые
и монастырские шк. превращ-ся в круп. учеб.
центры, кот. затем стан-ся 1-ми ун-ми.
Именно так, н., возник Парижский ун-т, кот.
вырос из Сорбонны — богословской шк.
при Нотр-Даме - и присоед-хся к ней медиц-й
и юридич. школ. Т.о. возникли др. европейские
ун-ты: в Неаполе, Оксфорде, Кембридже,
Лиссабоне. Ун-ты учреждались и светской
властью. Рождение и права ун-та подтверждались
привилегиями - особыми документами, подпис.
римскими папами или царствующими особами.
Привилегии закрепляли ун-ую автономию
(собственный суд, управление, право дарования
ученых степеней и пр.,), освобождали студентов
от военной службы и т.д. Появление ун-та
способс-ло оживлению обществ. жизни, торговли
и увеличению доходов. Вот почему города
охотно соглашались на открытие ун-ов.
Открытие ун-та оговаривалось опр-ми усл-ми.
Порой городская община назначала конкретный
минимум уч-ся. Например, город Винченца
(Северная Италия), учредив в 1261 г. ун-ий
курс канонического права, согласился
оплачивать труд профессора лишь при наличии
у него не менее 20 студентов. Церковь стремилась
удержать ун-ое обр-е под своим влиянием.
Ватикан явл-ся офиц-м покровителем многих
ун-ов. Гл. предметом в ун-х б. богословие.
Преп-лями почти сплошь служили выходцы
из представителей дух. звания. Важной
чертой ун-ов явл-ся их в известной мере
наднац-ый, демократич. хар-р. Порядок записи
в ун-т выглядел весьма вольным. Обуч. б.
платным. 1-ые ун-ты б. весьма мобильны.
Если в окрестностях начинались чума,
война и прочие беды, ун-т мог сняться с
насиженного места и перебраться в др.
страну или город. Студенты и преп-ли объед-сь
в нац-ые землячества (нации, коллегии).
Так, в Парижском ун-те насчит-сь 4 землячества:
фр-ое, пикардийское, англ-ое и германское.
В Болонском - и того больше — 17. Позже
землячеств (во второй пол. XIII в.) в ун-х
появ-сь фак-ты или колледжи . Ими назывались
те или иные учеб. подразд., а также корпорации
студентов и профессоров этих подразделений.
Землячества и фак-ты опр-ли жизнь первых
ун-ов. Представители наций (прокураторы)
и фак-тов (деканы) сообща выбирали официального
главу ун-та - ректора. Ректор обладал временными
(обычно на год) полномочиями. В некот.
ун-х, особенно на юге Европы, обязанности
ректора выполнял студент. Фактическая
власть в ун-те принадлежала нациям. К
концу XV в. положение изменилось. Гл. должностные
лица ун-та стали назн-ся властями, и нации
утратили свое влияние.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"