Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:56, шпаргалка
35. Эпоха рубежа 19-20 вв. в Р. ознам-сь бурн. разв-ем бурж-х отнош. Реформы графа Витте, рев. 1905-1907, манифест 17 сент., столыпинская аграрная реформа ограничивали сам
Разв-е обр-я в стране шло быстрыми темпами. Возник-т просветит-ие общ-ва, сотни народных библ-к и т.п. В общ-ве было осознанно, что потреб-ти и ур-нь разв. обр-я приходят во всё более явное несоотв-е. Был поставлен вопрос о переходе к шк., кот. д. б. готовить не только инициативную, самост-ю, широко образ-ю л-ть. 1-м шагом реформиров-я шк. рассматр-сь введение всеобщ. нач. обуч. 1911 – был принят законопроект о введении всеобщ. обуч., кот. придусм-вал сообразовывать программы нач. шк. с этнич., бытовыми, религиозн. особен-ми местного насел. и одновр. удовл-ть общегосударств. интересы. 1908-1912 – 3-я гос. дума удвоила смету расходов на народн. просвещ. Законопроект 1911 г. не прошёл в Гос. совете из-за сопротивл-я сторонников церковно-приходских шк. Их не устроили пункты, по кот. подобные учебн. завед-я переходили из-под контроля Святейшего Синода в ведение Мин-ва просвещ. Последний в истории царской Р. проект о введении всеобщ. обуч. б. внесен в 1916 г. в Думу мин-м просвещ. П.Н. Игнатьевым. В кач-ве начальн. ступени обуч. намечались 1-4 классы народн. шк., либо 1-3 классы высш. нач. уч-ща или гимназии ( не доведено до конца из-за февр. револ. 1917г.). На протяж. 1890 и до нач. 1900-х гг. расширилась сеть нач. обр.: сельские 1-классн. и 2-классн. народн. уч-ща, городские уч-ща, 1-классн. и 2-классн. церковно-приходские шк, а так же шк. различ. ведомств. В 1912 появ-сь высшие нач. уч-ща с 4-годичн. сроком
18. Предлагалось поэтому снач восп-ть нов породу, или нов отцов и матерей. Утверждалось, что прав восп-е возможно лишь при отделении детей от пагубного влияния общ-ва и семьи, созд-и закрытых воспит-ых училищ. Б. перечислял неск добродетелей, о восп-и кот след-ло заботиться прежде всего: страх Божий, трудолюбие, учтивость, благопристойность, соболезн-ие о бедных, знание правил семейн жизни, отвращ-ие от всяких продерзостей, опрятность. Проекты 1760-х гг. об общест-ой сист образ-я, учрежд-и и гос-ой поддержке город и сел-х шк остались неосущ-ми из-за отсутствия средств. Интерес правит-ва к шк реформе приглушили крестьянское восст-е, войны, кот вела Р. в 1768-1774 гг. Но к 1780-м гг. вопр о шк рефор вновь приобрел актуальность.В 1782 г. Ек II назначила Комиссию по учрежд-ю народн уч-щ. В том же году Комиссия предлож план откр-я начальн, сред и высш учеб завед-й, кот был исп-ан в Уставе народн уч-щам Рос-ой империи (1786г.). В разработке док-ов активн участие принял сербско-хорватский мыслитель и пед-г Федор Иванович Янкович де Мириево (1741-1814). «Устав...» провозглаш восп-е как единое сред-во обществ блага. В нем утверждалось, ч. Восп-е следует начинать с малолетства, чт семена нужных и полезных знаний в юн-ких летах возрастали, а в муж-их, созревши, общ-ву плод приносили. Состав-ли «Устава...» реш полож-но чрезвыч-но важн вопр — о препод-и на природном, т.е. рус яз.
4.
Древневосточ. цив-ции дали чел-ву 1-ые
образцы шк. Дальнейш. разв-е шк. осущ-сь
на следующ. ступени историч. разв-я –
в эпоху антич-ти. Достижения в обл. содерж-я,
м-дов и орг-ции обр-я в Др. Греции, эллинистич-х
гос-ах явились важным этапом в послед.
эволюции шк. и пед. мысли. Временные границы
антич. мира огромны: от 3-го в до н.э (когда
зарожд-сь древнегреч. письм-ть в бассейне
Эгейского моря), до 5 в н.э, когда греко-римский
мир рухнул, смешался с варварским миром,
христ-вом и породил эпоху Средневековья.
Первонач-но центры обуч-я создавались
при храмах и царских дворцах. Критские
писцы установили твердое правило письм-ти:
направление письма слева направо, располож.
строк сверху вниз; выделение заглавной
буквы и красной строки. Восп. и обуч. получ.
отражение в поэмах Гомера «Илиада» и
«Одиссея». Шк-х форм обуч. Греция еще не
знала, но внимание к восп-ю детей уделялось
высокое. Сложился образ совершенного
чел., личности обр-й, развитой физич. и
нравст. Восп-лями применялись эмпирически
сложившиеся сп-бы, стимулирующие положит-ое
поведение, с одной стор., а с др. – порицающие
нежелательное поведение. В период расцвета
Эллады (4-6 вв до н.э.) ведущую роль среди
ее городов играли Афины в и Спарта. В Спарте
сложился идеал сильного, физии. развитого,
смышленого в военном деле, но невеж-го
чел. Сист. афинского обр. сложилась к сер.
1 в. До н.э. В сер. 5 в до н.э. с идеей относ-ти
всего сущего выступили софисты– платные
странствующие уч-ля, обучающие особой
мудрости управлять частными и обществ.
делами. Центр движения - Афины. В основе
идеологии 2 гл. идеи: приоритет чел. и относ-ть
любого знания. Соф. выдвиг. идеал способного
и сильного чел., кот. ориентирован на практическую
целесообразность, стремление к достиж.
личн. успеха. Гл. д-ть софистов: стремились
дать такую подготовку своим уч-кам, кот.
способствовала бы успешному продвижению
в делах управления гос-вом. Соф. создали
в Афинах высшее обр.. Они преследовали
гл. цель – научить своих слушателей всегда
и во всем быть правыми; учили 2 ис-вам:
диалектике (спор) и риторике. В 6 в до н.э.
начали склад-ся философские шк. Древнейшая
из них пифагорейская – основатель Пифагор:
обуч. и восп. молодежи было хорошо продуманным
делом. Обучать и воспитывать следует
в любом возрасте. В задачу уч-лей входило
развитие памяти. Уч-ся приучали к самост-му
преодолению трудностей в познании. В
Др. Греции пед-ка развивалась как часть
единой тогда науки – ф-фии и занимала
видное место в учениях антич. мыслителей:
Демокрита, Платона, Аристотеля. Общее
в пед. воззрениях: цель восп. – подготовка
к вып-ю опр-х соц. ф-й; становление личности
зависит от природы и восп-я; требование
– нач-ть восп. детей с малых лет.
26. В принципе наглядности У. видел одно из условий, кот. обеспечивает получение уч-ся полноценных знаний., развивает их логич. мыш-е. Отвергнув формальные упр-я У. стремился знакомить детей всесторонне с предметом, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, кот. сущ. между этими предметами. У. расширил и обогатил нов. приемами методику нагл. обуч-я. Разраб. указания относительно рассказывания детям по картинкам, используемые для беседы картинки следует оставлять вывеш. в классе для закрепления и повторения ведений. Много вним. удел. осмысливанию основательности и прочности усвоения уч. мат. Разраб. методику повторения уч. мат., методику образования у детей общ. представлений и понятий из нагл. единичных представлений, методику развития мыш-я у детей одновременно с развитием речи. В проц. обуч-я различ. 2 стадии: 1-под руковод. уч-ля дети знакомятся с предметом и составляют общ. понятие о нем. У стадии 3 ступени: восприятие предмета/явления; отличия/различия, сравнение/сопоставление полученного представления, составление понятия о предмете/явлении; уч-ль своими разъясн. дополняет получ. детьми понятия, приводит их в систему, отделяя основное от вторичного. На 2 стадии: обощение, закрепление получ. знаний. У. б. против разделения функции восп.(В.) и обуч.(О.) между воспитателем и уч-ем, рассмат. О. как важнейш. ср-во В., треб.,чтобы в нач. шк. вместо неск. уч-ей, преподающих кажд. свой премет, б. один классный уч-ль, преподающий в дан. классе все предм.
17. Нет
права на пед творчество. После 1812 г свободолюбивые
настроения усилились, + тайные общества
декабристов. В царских указах: что дети
крепостных крестьян не д приниматься.
+ в 1819 г введена плата за обучение. Мин-во
народного просвещения в 1817 году в Мин-во
духовных дел и народного просвещения.
Глава - А. Н. Голицын. Усиление религ воспитания.
Из гимназического курса исключались
философия, политическая экономия, естественное
право, эстетика .Развитие
школы во второй четверти XIX
века. Увелич-ся сеть начальных училищ.
+ новые методы и уч пособия, аналитический
звуковой метод обучения грамоте, наглядные
пособия (разрезная азбука, азбучное лото,
буквы с картинками и т. д.). Ф. И. Буссе,
профессор математики рекомендовал начинать
обучение арифметике с приучения детей
к вычислениям в уме. С начала 30-х в селениях,
где жили гос и удельные крестьяне, стали
создаваться школы. Задача - обучение грамоте
крестьянских детей и подготовка писарей
и счетных работников для учреждений,
которые управляли крестьянами.В отд-х
гимназиях - конкурсные письмэ рабэ по
русс язу и словесности, истории, лит беседы.
Но новые идеи не получали поддержки прав-ва,
лучший пед опыт не обобщался и не распр-ся.
Плит. задачам самодержавия больше отвечала
шк. «муштры и зубрежки», кот. оно и старалось
насаждать в интересах подготовки верноподданных,
покорных слуг престола. Открываются высш.
технич. учеб. завед. Царское прав-во считало,
что юношеству недворянского происхождения
- больше практ и ремесленных умений и
навыков и меньше всего общеобразовательных
знаний.
7. принц-но
новым для того времени. Содерж. обуче.
имело целью заложить у воспит-ов фундамент
общей к-ры, кот. в дальнейшем позволил
бы им самост-но овладевать спец. знаниями.
Основу шк. прогр. составляло изуч. классич.
яз. и лит-ры, куда, вкл-сь изуч. традиц-х
«7 свободных ис-тв». Близкой по гуманистич.
духу, но отличавшейся по цели обр. б. шк.
в Ферраре, куда б. приглашен для преподавания
друг Витторино да Фельтре Гуарино из
Вероны. Он ставил задачу подг-ть своих
питомцев к буд. профессии. Мишель
Монтенъ кот. в своем труде «Опыты» предложил
концеп. чел. N t — широко обр-го и критически
мыслящего. Основу знаний, по Монтеню,
сост-т опыт. Реб-ку, писал он, внушаются
с детства готовые истины, когда он еще
не в силах судить об их достов-ти. Эразм
Роттердамский Одним из первых заговорил
о народном обр. С 7-летн. возр. реб., независ.
от пола, готов к систематич-му обуч. и
восп. А до этого времени его д. восп-ть
мать и отец. Возрожд. гуманистич. идеала
восп-я в Англии, начавшееся в начале XVI
в., привело к появлению шк. гуманистич.
типа, таких как шк. св. Павла в Лондоне.
Гармонич. разв. чел.оказ-ь на практике
иллюзией. На смену воображаемой соц.-активной
дух.-нравс. творч. личности стал формир-ся
деловой чел., для кот.о идеал, созд-й Возрож-ем,
представлялся ненужным при достиж. поставл.
им целей.
20. материалу, его прочному усвоению и приобретению необх. учебных навыков. В этот п-д важно развить у шк-ов абстр. мышление, умение делать выводы, сравнивать, анал-ть. Третья ступень охватывала шк-ов в возр. от 14 до 16 лет. В этот п-д важно развивать мышление уч-ся, твердые нравст. п-пы, чтобы впоследствии они превращались в убеждения. В пед. наследии Дистервега особый интерес предст-т формулировка ведущих п-пов восп. и обуч. — природосо.ти, культуросо.сти и самод-ти. Под природосообразностью Дистервег понимал следование в восп. и обуч. природе реб., учет его особ-й. Только зная психологию и физиологию реб., педагог м. обеспечить гармоничное его разв-е. Его большой заслугой явл-ся идеи развивающего обучения. Именно на этой основе он построил 33 дидактических правила, согласно кот. уч-ль д. хорошо знать своего уч-ка, его особ-ти и ур-нь развития, круг интересов, понятий и представлений. Только в этом случае можно вести занятия естественным путем. Благодаря трудам А. Дистервега окрепло важнейшее звено пед-ки - теория развив. обуч.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории педагогики и образования"