Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:54, доклад
Ещё одно течение в западноевропейской педагогике начала ХХ века связано с именами, так называемых, педагогов-индивидуалистов-эстетов (Г. Гансберг, Г. Гаудиг, Л. Гурлитт, Э. Линде, Г. Шаррельман и др.), которые, опираясь на идеи философии жизни В. Дильтея и экзистенциализма, смотрели на педагогику как на свободное художественное творчество, искали и культивировали в ребёнке индивидуальное, неповторимое, гениальное, уделяя первостепенное внимание творческому саморазвитию личности.
РВУЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. Ялта)
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДОКЛАД
по дисциплине: История педагогики
на тему: «Школа Людвига Гурлитта».
Евпатория, 2012
Ещё одно течение в
западноевропейской педагогике начала ХХ
века связано с именами, так называемых,
педагогов-индивидуалистов-
Данный подход нашёл характерное отражение во взглядах немецкого педагога Людвига Гурлитта (31 мая 1855 - 12 июля 1931). Его воззрения на проблемы обучения и воспитания формировались под влиянием философских трудов В. Дильтея, а также психолого-педагогических работ Б. Отто и Р. Панвица. Будоража общественное мнение резкой критикой современной ему официальной школы Германии в своих книгах «Немец и его отечество» 1902 год, и «Немец и его школа» 1905 год, он нарисовал яркую картину положения учащихся, вынужденных заниматься по 12 часов в день, заучивая много ненужного материала и видя единственную цель занятий только в сдаче экзаменов. Справедливо осуждая казарменный режим школы, подавление личности ребёнка, игнорирование воспитательно-образовательного значения творческой самодеятельности детей, Л. Гурлитт пришёл вообще к отрицанию необходимости систематических учебных занятий, по крайней мере, в народной школе.
Согласно Л. Гурлитту, образование не должно преследовать рационалистических и практических целей, а призвано выявлять и направлять пробуждающуюся творческую силу и активность каждого растущего человека, помогая ему развиваться индивидуально по тому закону, который родился вместе с ним. А потому цель учебно-воспитательной деятельности, по его мнению, состоит в развитии всех добрых склонностей и сил, которые дарованы ребёнку природой. Роль же педагога при этом сводится к тому, чтобы наблюдать и помогать здоровому росту тех стремлений, которые у него проявляются, исходя из ситуации текущего момента, а не следуя научным теориям, инструкциям, программам и заранее написанным планам.
Л. Гурлитт решительно осуждал «насильственное
питание» детского мозга ненужными
и даже совершенно лишними теоретическими
знаниями, требуя для них «здоровой
умственной диеты». Отрицая необходимость
систематических учебных
По словам Л. Гурлитта, в первые годы преподавательской деятельности он старался подчинить себя и свои мысли о воспитании господствующему механизму учебного заведения и, в конце-концов, пришёл к выводу, что должен пожертвовать или собой, или своим местом в школе, остановившись в итоге на первом.
Тем не менее, ему в определённой степени удалось самому реализовать на практике изложенные выше педагогические идеи. Это нашло конкретное выражение в его «наглядном методе», который он использовал на занятиях в гимназии, а также (и главным образом) в воспитании собственных (троих) детей.
«Моё домашнее воспитание, - писал Л. Гурлитт, - есть протест против духа и содержания нашей школьной жизни. Чем более школа повышала свои требования, тем более уменьшал я свои, и этим как будто восстанавливал равновесие». Цель же такого воспитания он сформулировал так: «Я хочу, чтобы мои дети много видели и пережили для того, чтобы они могли сложить своё собственное миросозерцание, а не заимствовали его готовым из чужих слов. Я хочу дать их уму материал для постройки своего духовного мира. Я хочу, чтобы этот духовный мир был результатом их собственной работы, чтобы они вложили в его создание все свои силы и чувства. Я хочу защитить их от книжного знания, от отвлеченных речей, от пустых слов… Я хочу, чтобы мои дети радовались своему детству от всего сердца и считали бы эту радость своим человеческим правом». По собственным оценкам Л. Гурлитта, его домашний педагогический эксперимент прошёл вполне успешно.
Идеи и опыт Л. Гурлитта и других
индивидуалистов-эстетов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ