Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы сенсорного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка в психологических и педагогических исследованиях
Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях
1.2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Вначале дети воспринимают неизвестные им геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов: цилиндр — стаканом, столбиком, овал — яичком, треугольник — парусом или крышей, прямоугольник — окошечком и т. п. Под обучающим воздействием взрослых восприятие геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с предметами, а лишь сравнивают: цилиндр — как стакан, треугольник — как крыша и т. п. И наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как эталоны, с помощью которых определяется форма предметов (мяч, яблоко — это шар, тарелка, блюдце, колесо круглой формы, а платок квадратный и т. п.).

 Познание структуры  предмета, его формы и размера  осуществляется не только в  процессе восприятия той или  иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения словом. Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание я ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта. Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование, осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры (овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).

В перцептивной деятельности детей осязательно-двигательные и  зрительные приемы постепенно становятся основным способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер, направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы, вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и т. д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность между ними («У куба есть квадраты», «У бруса — прямоугольники, у цилиндра — круги» и т. д.).

Сравнение фигуры с формой того или иного предмета помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные предметы или их части. Так, постепенно геометрическая фигура становится эталоном определения формы предметов.

Сенсорное восприятие формы  предметов, геометрических фигур, их распознавание  и обозначение словом в условиях систематического обучения детей значительно возрастают. Так, по данным Т. Игнатовой, 90% детей 4 лет на ощупь определяли и называли найденную ими в мешочке геометрическую фигуру, в то время как до обучения лишь 47% детей 3—4 лет выполняли это задание и только 7,5% детей могли назвать геометрическую фигуру.

Поэтому задача первого  этапа обучения детей 3—4 лет —  это сенсорное восприятие формы  предметов и геометрических фигур.

Второй этап обучения детей 5—6 лет должен быть посвящен формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них начальных приемов и способов «геометрического мышления».

Выясняя геометрические представления младших школьников, еще не обучавшихся элементарным геометрическим знаниям, А. М. Пышкало, А. А. Столяр приходят к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется  тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок  уже выделяет элементы в фигуре и  устанавливает отношения как  между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать  связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от одного уровня к другому  не является самопроизвольным, идущим параллельно биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Аналитическое восприятие геометрической фигуры, умение выделить в ней выраженные и явно ощутимые элементы и свойства создают условия для дальнейшего более углубленного познания структурных ее элементов, раскрытия существенных признаков как внутри самой фигуры, так и между рядом фигур. Так, на основе выделения в объектах самого главного, существенного формируются понятия (С. Л. Рубинштейн).

Дети все отчетливее усваивают связи между «простыми» и «сложными» геометрическими фигурами, видят в них не только различия, но и находят общность в их построении, иерархию отношений между «простыми» и все более «сложными» фигурами.

Усваивают дети и зависимость  между числом сторон, углов и названиями фигур («Треугольник называется так, потому что у него три угла»; «Прямоугольник называется так, потому что у него все углы прямые»). Подсчитывая углы, дети правильно называют фигуры: «Это шестиугольник, это пятиугольник, многоугольник, потому что у него много углов — 3, 4, 5, 6, 8 и больше может быть, тогда он похож уже на круг».

Усвоение принципа обозначения  фигур словом формирует у детей  общий подход к любой новой  фигуре, умение отнести ее к определенной группе фигур. Знания детей систематизируются, они способны соотносить частное с общим. Все это развивает логическое мышление дошкольников, формирует интерес к дальнейшему познанию, обеспечивает подвижность ума.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

Большое значение в развитии геометрического мышления и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два треугольника).

Все эти разновидности  упражнений развивают пространственные представления и начатки геометрического мышления детей, формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как целенаправленность, настойчивость.

Итак, в дошкольном возрасте происходит овладение перцептивной и интеллектуальной систематизацией форм геометрических фигур. Перцептивная деятельность в познании фигур опережает развитие интеллектуальной систематизации.

Вывод

 Знакомство с формой предмета, геометрическими фигурами, начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.

Форма, так же как и другие математические понятия, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами следует рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие форм геометрических фигур и развитие элементарных математических представлений, элементарного геометрического мышления. Направления эти различны. Ознакомление с геометрическими фигурами в плане сенсорной культуры отличается от их изучения при формировании начальных математических представлений. Однако без чувственного восприятия формы невозможен переход к ее логическому осознанию.

Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает  у детей способность более  точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить .

Анализируя  разные качества структурных элементов  геометрических фигур, дети усваивают  то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что :

- одни фигуры  оказываются в соподчиненном  отношении к другим;

-понятие четырехугольника  является обобщением таких понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.;

-в понятие  «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники  независимо от их размера и  вида.

Подобные взаимосвязи  и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Связь количественных представлений с представлениями  геометрических фигур создает основу для общематематического развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Бим-Бад.Б.М.Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 258
  2. Венгер, А.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет : кн. для воспитания дет. сада / А.А.Венгер, Н.П.Венгер, Э.Г.Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 214 с.
  3. Житомирский   В.Г.,   Шеврин   Л.Н.   Геометрия   для   малышей.   М., Педагогика, 1978г.
  4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003.- С. 90.
  5. Корнеева Г.А. теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
  6. Крулехт М., Онищенко Э. Она стояла у истоков отечественного дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 52–54
  7. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984 г.
  8. Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучения в детском саду»./под ред. В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой.-2-е изд., испр. и доп.-М.: «Мозаика-Синтез»,2006.-344с.
  9. Михайлова З.А. Е.А.Носова, А.А.Столяр, идр. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПб.:»Детство –пресса»,2008. – 384с.
  10. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. - С. 54–55
  11. Мухина.В.С. Психология дошкольника / В.С.Мухина – М., 2002. – 594 с.
  12. Э.Г.Пилюгина, "Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста", пособие для воспитателя детского сада, М., 1983 г
  13. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. -1989. – №10. - С. 66–70
  14. Плеханов А., Морозова О.М.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. – №7. - С. 31–35
  15. Программа воспитания и обучения в детском саду \ М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова. – 4 изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 240 с.
  16. Урунтаева. Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних пед.учебных заведений / Г.А.Урунтаева. – М.: Академия, 1996. – 376 с.   
  17. Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965,
  18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под    редакцией Столяра А.А. М., Просвещение, 1988
  19. Щербакова Е.И.   Методика обучения   математике в детском саду. М., Академия, 1998 г.

 

 


Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами