Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы сенсорного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка в психологических и педагогических исследованиях
Содержание воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях
1.2. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

                              Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

 

 

 

                                Юсина Анна Викторовна

 

«Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами».

 

 

                                         КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Специальность: «

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:                                   

Доцент Шукшина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

              

                                        

 

 

Содержание

Введение

Глава 1.   Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка в психологических и педагогических исследованиях 

    1. Содержание  воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях

1.2. Особенности восприятия  детьми формы предметов и геометрических  фигур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы.

  Сенсорное воспитание дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. 
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что ребенок  познает окружающий мир, который воздействует на его развитие , ощущение восприятие. Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитие геометрических знаний имеет огромное значение для более глубокого познания ребенком окружающего мира и подготовки его к обучению в школе. Развитая сенсорика - основа для совершенствования деятельности ребенка. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработки по  ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований. [16.C.7]

Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы сенсорного воспитания дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами.

Объект  исследования: сенсорное воспитание дошкольников.

Предмет исследования: процесс ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами. 
Задачи исследования:

1) Раскрыть содержание понятий «сенсорное воспитание ребёнка»,  
«геометрическая фигура», «форма предмета».

2) Выделить основные  подходы к сенсорному воспитанию  дошкольников.

3) Раскрыть особенности восприятия геометрических фигур и формы предмета детьми дошкольного возраста.

 

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.   Теоретические основы воспитания сенсорной культуры ребенка в психологических и педагогических исследованиях 

1.1. Содержание  воспитания сенсорной культуры ребенка в отечественных и зарубежных исследованиях

Сенсорное воспитание, направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Рассмотрим понятие сенсорное воспитание (от лат. sensus - чувство)

— целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных  процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой  первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому  С.в. часто выступает исходным звеном умственного воспитания. С.в. создаёт основы умственного развития, эстетического воспитания. В процессе С.в. подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности. Вместе с тем развитие сенсорных процессов играет существенную роль в совершенствовании практической деятельности ребёнка.

С.в. включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и др. Особое значение С.в. приобретает в дошкольном детстве, т.к. именно в этот период интенсивно развиваются сенсорные процессы. Причём основное внимание уделяется не изолированным упражнениям органов чувств, а формированию разнообразных сенсорных способностей в процессе различных видов осмысленной деятельности.[1.С.258]

Также сенсорное воспитание, по мнению Л.А. Венгера, – это «система педагогических воздействий, направленность на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий» [2, С25].

Сенсорное воспитание дошкольника, по мнению В.С. Мухиной,  включает «две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных  свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленённо воспринимать окружающий мир». [10.С126]

 Г.А. Урунтаева выявила, что «на протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия. Различия между этими действиями определяются различиями в соотношении между свойствами воспринимаемых предметов и теми эталонами, при помощи которых эти свойства определяются» [15,С 18].

Период дошкольного  детства является периодом сенсорного развития ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойств предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе. Источником знаний об окружающем мире является ощущение и восприятие, возникающее от соприкосновения органов чувств с различными свойствами и признаками. Воспринимая предметы, ребенок начинает действовать с ними, точно оценивать их цвет, форму, величину и т.д.

Сенсорным развитием занимались как отечественные так и зарубежные ученые Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддъяков, Э.Г.  Пилюгина, Е.И.Тихеева, Ж.Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и многие другие.

Отечественная психология выдвинула учение о роли предметной деятельности в формировании восприятия как целостного образа предмета вследствие практического вычленения субъектом предмета в предметно-опосредованной деятельности. В исследованиях Венгера доказан факт развития сенсорики не только в процессе пассивного созерцания индивидом окружающей действительности, но и в процессе активной практической деятельности субъекта. Именно деятельность (как подчеркивал Венгер) определяет характер практических и познавательных задач, предъявляющих определенные требования к ориентирующим их перцептивным действиям и тем самым направляющих их формирование. В работах Венгера  cенcорное воспитание ребенка рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых ими качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. Понятие "сенсорные эталоны" было введено А.В. Запорожцем. Основным методом формирования представлений об эталонах  разные отечественные ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов.  
       Л.А. Венгер вычленил и исследовал два пути усвоения систем сенсорных эталонов - перцептивный и интеллектуальный. Перцептивный путь должен лечь в основу разработки способов сенсорного воспитания дошкольника.  
         Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов выступает в качестве основного средства осуществления перцептивных действий. Сопоставляя вновь воспринимаемые качества предметов с соответствующими элементами этих систем, ребенок точнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленность и организованность.  
       Психологи отмечают, что хотя анализаторы функционируют сразу после рождения, сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально.

Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори)).

Создателем первых детских  садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.

С именем Фребеля связано  возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок - носитель божественной сущности; его деятельность и поведение обусловлены инстинктами. Важнейший из них - стремление к деятельности; развитие совершается через самодеятельность, через «развертывание своей сущности». Под самодеятельностью Фребель понимал стремление человека осуществить свое предназначение как стремление, данное природой каждому индивидууму, благодаря чему отдельный человек, создав собственный мир представлений, соединяет его с внешним миром.

По убеждению Фребеля, божественное начало проявляет себя в человеке и через человека в виде четырех основных стремлений: религиозного, стремления к труду, художественного (эстетического) и познавательного. Указанные виды стремлений определяют основные цели воспитания - религиозное и нравственное, физическое и трудовое, эстетическое и умственное.

Фребель считал: свою внутреннюю сущность человек раскрывает не только через труд и игру, но и посредством  звуков, красок и форм. Каждый человек  познает себя в творчестве.

Важная составная часть  педагогической системы Ф. Фребеля - методика воспитания ребенка в семье и детском саду. Для образовательно-воспитательных занятий с детьми Фребель предложил шесть «даров».

 Первым даром является  мяч. Мячи должны быть небольшие,  мягкие, связанные из шерсти, окрашенные  в различные цвета — красный,  оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар — на ниточке.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик  и цилиндр (диаметр шара, основание  цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребенок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.

Третий дар — куб, разделенный на восемь кубиков (куб  разрезан пополам, каждая половина —  на четыре части).

Четвертый дар — тех  же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны).

Пятый дар — кубик, разделенный  на двадцать семь маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар — кубик, разделенный  тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов  детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.[4]

Недостатки теории: 1) системой «даров»  заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребенка  ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребенка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребенка.[4]

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». (Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира.) Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.

Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали  признание во всем мире, в том  числе и в России.

 «Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» - говорила надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Фребеля и Монтессори.

Итальянский врач и педагог Марии  Монтессори (1870-1952), первая женщина в  Италии, получившей степень доктора  медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Информация о работе Сенсорное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с геометрическими фигурами