Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:38, контрольная работа
Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро". - В. Сухомлинский
Никогда не утратит своего значения фраза «мой дом - моя крепость».
Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни.
Введение
Глава 1. Современная семья: социально-педагогический аспект
1.1 Сущность понятия «семья»
1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи
1.3 Современная семья как социальная система
1.4 Проблемы современной семьи
Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности
2.1 Семья как социальная ячейка общества
2.2 Процесс социализации личности
2.3 Социализирующие функции семьи
Заключение
Список литературы
В чем особенность существующего брака в нашей стране.
-Единобрачие, каждый
-Существующая свобода
развода находится под
-Обязанность воспитания детей.
-Материальная и моральная поддержка членов семьи.
-Охрана государством материнства и детства.
Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
-вступление в брак;
-рождение первого ребенка,
-окончание деторождения (последний ребенок);
-«пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
-прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал, и в которой он живет сейчас.
Семья - это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.
Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье. Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.
Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.
Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается.
Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.
Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.
Забота о престарелых или больных родителях - главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению.
Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений. Социальный работник чаще всего сталкивается с конфликтом поколений в этой семье, когда родители противопоставляются детям, дети - родителям, безработные - работающим, работающие - пенсионерам. Задача социального работника - обращать внимание на отношения в семье, помочь найти взаимопонимание, сотрудничество поколений.
Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета. Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи - труд всех взрослых.
Создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.
2.2 Процесс социализации личности
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи.
Это следующие параметры:
Демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Понятие «социализация» характеризует
в обобщенном виде процесс усвоения
индивидом определенной системы
знаний, норм, ценностей, установок, образцов
поведения, которые входят в понятие
культуры, присущей социальной группе
и обществу в целом, и позволяют
функционировать индивиду в качестве
активного субъекта общественных отношений.
Существуют разные точки зрения на
социализацию. В соответствии с одной
из них, процесс социализации означает
включение природно-
Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.
2.3 Социализирующие функции семьи
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает
физическое и эмоциональное развитие
человека. В младенчестве и в раннем
детстве семья играет определяющую
роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами
Во-вторых, семья влияет на
формирование психологического пола ребенка.
В первые три года жизни это
влияние определяющее, ибо именно
в семье идет необратимый процесс
половой типизации, благодаря которому
ребенок усваивает атрибуты приписываемого
ему пола: набор личностных характеристик,
особенности эмоциональных
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что различие в коэффициенте умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия в социальной среде, в результате которого формируются качества человека как подлинного субъекта общественных отношений.
Процесс социализации на протяжении
всего жизненного цикла индивида
предлагает две основные, не равные
по времени и интенсивности
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности
при достижении личностью социальной
зрелости, которая характеризуется
обретением личностью интегрального
социального статуса. Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи.
Проявлением недостатков
Заключение
Таким образом, новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья - агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.
Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости
Процесс социализации на протяжении
всего жизненного цикла индивида
предлагает две основные, не равные
по времени и интенсивности
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях - отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в "бремя". И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и несемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.
Процесс социализации достигает
определенной степени завершенности
при достижении личностью социальной
зрелости, которая характеризуется
обретением личностью интегрального
социального статуса. Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи.
Проявлением недостатков
Информация о работе Семья: современное состояние, ее место и роль в развитии и социализации личности