Семья: современное состояние, ее место и роль в развитии и социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро". - В. Сухомлинский
Никогда не утратит своего значения фраза «мой дом - моя крепость».
Следуя традициям и зову природы, люди создали семьи, которые должны стать главной опорой в их жизни.

Содержание

Введение

Глава 1. Современная семья: социально-педагогический аспект
1.1 Сущность понятия «семья»
1.2 Характеристика современной семьи: структура, виды, функции современной семьи
1.3 Современная семья как социальная система
1.4 Проблемы современной семьи
Глава 2. Роль современной семьи в социализации личности
2.1 Семья как социальная ячейка общества
2.2 Процесс социализации личности
2.3 Социализирующие функции семьи
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 59.79 Кб (Скачать)

Воспитательная функция - социализация молодого поколения. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Воспитание детей в  семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы  и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного  взаимодействия на него заложена уже  в самой природе отношения  родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и  мать проявляют заботу, внимание, ласку  к своему ребенку, защищают от жизненных  невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений  родителей и детей.

 

1.3 Современная семья как  социальная система

Требования родителей  реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и  деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его  воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных  знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных  проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его  собственного поведения.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем  возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка  к окружающему миру, людям.

Но и в условиях семьи  воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой. Семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным  морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между  ее членами.

Рекреационная и психотерапевтическая функции. Смысл их заключается в  том, что семья должна быть той  нишей, где человек мог бы чувствовать  себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.

Изречение «мой дом - моя  крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы.

Традиционная модель, когда  жена встречала мужа у домашнего  очага, безропотно снося все обиды  и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство  женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в  семейной обстановке, в общении с  близкими, детьми. Совместный отдых  вместе с детьми - фактор, благотворно  влияющий на крепость семьи.

Таким образом, существование  человека в настоящее время организовано в форме семейного образа. Каждая из функций может быть с большим  или меньшим успехом реализована  вне семьи, но совокупность их может  выполняться только в семье.

Семья является первой и  главной социальной группой, которая  активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются  естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти  связи очень важны, ибо они  определяют особенности психики  и первичную социализацию детей  на самом раннем этапе их развития.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья  оказывает влияние в целом  на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит  в постепенном введении ребенка  в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа - прямая функция родителей.

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту  функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями  ребенка.

Воспитание детей в  семье - сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы  и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного  взаимодействия на него заложена уже  в самой природе отношения  родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и  мать проявляют заботу, внимание, ласку  к своему ребенку, защищают от жизненных  невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений  родителей и детей.

Личный пример родителей - важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает  их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения  различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для  его собственного поведения.

В педагогике существуют классификация  семей не только по составу, но и  по характеру взаимоотношений в  них.

Под семейным воспитанием  в узком смысле слова (воспитательной деятельностью родителей) понимается взаимодействие родителей с детьми, основанное на родственной интимно-эмоциональной  близости, любви, заботе, уважении и  защищенности ребенка и содействующее  созданию благоприятных условий  для удовлетворения потребностей в  полноценном развитии и саморазвитии его личности.

Семейное воспитание - сложная  система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей  и родителей, материально-экономическая  обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, отношение к ребенку. Все это  органично переплетается и в  каждом конкретном случае проявляется  по-разному.

В качестве основных принципов  семейного воспитания можно выделить следующие:

    • гуманность и милосердие к ребенку;
    • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
    • открытость и доверительность отношений с детьми;
    • оптимистичность взаимоотношений в семье;
    • последовательность и согласованность родителей в своих требованиях;
    • оказание помощи ребенку, готовность отвечать на его вопросы;
    • социальная направленность (нельзя воспитывать ребенка, не погружая его в реальные проблемы жизни).

1.4 Проблемы современной  семьи

Проблемы современной  семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что, во-первых, семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол, ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это нормальное развитие событий, и тревожится по этому поводу, нет никаких оснований.

И все же оснований для  тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно  находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать  в широком плане являются общие  глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые  ведут за собой расшатывание «семейных  устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального  института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской  власти социальный статус семьи был  относительно не высоким, хотя государство  оказывало существенное влияние  на семейные отношения.

В годы реформ произошло  резкое снижение этого статуса. Оказались  подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного  образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой  независимости. За последние полтора-два  десятилетия произошло серьезное  сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте.

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения сохранится. Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют, прежде всего, такие факторы как внутрисемейные отношения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов. За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль современной  семьи в социализации личности

2.1 Семья как социальная  ячейка общества

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье  растет ребенок, и с первых лет  своей жизни он усваивает нормы  общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей  семье все то, что было в семье  его родителей.

В семье регулируются отношения  ребенка к окружающему, в семье  он получает опыт нравственности, моральных  норм поведения.

Семья рассматривается как  самая малая ячейка общества, как  социальная ячейка. От состояния семьи  зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны  духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и  уровень духовной культуры общества.

Экономическое состояние  семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как  ребенок приучен к труду и  как подросток выберет профессию  и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку»  общества немало зависит экономическое  состояние общества.

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости  от ее культурного, социального и  духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни  и увлечения семьи -- все зависит от социальной политики государства.

Социализация в семье  зависит от состава семьи. Сегодня  нет больших семей, в которых  живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.

Социализация личности в  семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей.

На современное состояние  семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых  крупных изменений, таких, как реорганизация  системы, кризис политической и экономической  системы.

Классическая формула - семья  как социальный институт - определяет семью как объединение людей  в браке, связанное общностью  быта и взаимной ответственностью.

Брак - это исторически  меняющаяся социальная форма отношений  между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь  и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности  с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.

При заключении брака составляется брачный договор, который регламентирует имущественные отношения супругов в рамках законодательства. Для вступления в брак необходимо обоюдное согласие.

Информация о работе Семья: современное состояние, ее место и роль в развитии и социализации личности