Семья как социальный институт. Характерные черты семейного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:46, контрольная работа

Описание работы

Семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Семья как социальный институт…………………………………..4
1.1 Понятие о воспитании……………………………………………..4
1.2 Характерные признаки семьи, ее структура и функции………...5
Глава 2. Особенности семейного воспитания………………………………8
2.1 Роль родителей в развитии ребенка……………………………...8
2.2 Особенности формирования личности…………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..11
Список используемой литературы…………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 31.15 Кб (Скачать)

            Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

            Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

             Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

              Благодаря тому, что в семье складываются самые тесные и близкие отношения, какие могут существовать между людьми, в силу вступает закон социального наследия. Дети по своему характеру, темпераменту, стилю поведения во многом похожи на своих родителей. В каждой семье складывается своя атмосфера, своя культурная среда, и именно она оказывает наибольшее воздействие на ребенка.

 

Заключение

 

          Семья представляет собой организацию для воспроизводства жизнедеятельности человека, продолжения рода. Сущность семьи при социализме проявляется в ее функциях, особенно в воспитании человека, в формировании его как личности нового типа.

    Воспитание ребенка осуществляется под влиянием морального облика родителей, их образовательного уровня, характера семейных отношений, педагогической культуры и т.д. Однако наиболее важны нравственно-эмоциональная атмосфера семьи, моральный облик родителей. Сердечная привязанность, чуткость, забота друг о друге в семье более всего отвечают потребностям эмоционального развития ребенка, оказывают сильнейшее влияние на детскую психику, выступают в качестве первичной школы его социальных чувств, таких как патриотизм, гуманизм, коллективизм.

    Воспитание в семье, выясняется в нашем исследовании, по своей сути есть воспитание идейно-нравственное. Поэтому, говоря о семейном воспитании, это прежде всего и главным образом идейно-нравственное воспитание. Союз общественности, трудового коллектива, школы и семьи - залог эффективного нравственного воспитания молодого поколения в условиях социализма.

  В современных условиях воспитательные задачи общества и семьи изменились, неизмеримо возросли требования к формированию личности. Перед семьей встают задачи, которые в прошлом ни по своему содержанию, ни по глубине и сложности не вставали.

     Семья как первичная "интимная" группа выступает связующим звеном между индивидом и обществом. Научные исследования подтверждают, что хотя индивид и относится одновременно к различным социальным группам, все же среди них выделяется семья как группа, основанная на кровных связях и сочетающая в себе спонтанность неформальной и формальной форм организации.

      Семья как никакой иной социальный институт приспособлена к выполнению воспитательной функции. Поэтому вполне правомерно ее рассматривать как социальный институт воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Голод С.И. Семья и  брак: историко-социологический анализ.- СПб.: ТОО КТ «Петрополис», 2009.

2. Добреньков В. И., Кравченко.  А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2010 г. т. 3.

3. Дорно И.В. Современный  брак: проблемы и гармония. — М.: Педагогика, 2009

4. Кравченко А. И. Общая  социология: Учеб. пособие для вузов.  – М.: ЮНИТИ, 2010. – 479 с.

5. Кулик Л.А., Бересов Н.И.  Семейное воспитание. - Москва, 2010.

6. Перов Г.О. Социология: Учебник /Г.О. Перов, С.И. Самыгин.- Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2009.

7. Смелзер Н. Социология /Пер. с англ.- М.: Феникс, 2011.

 

 

 

 


Информация о работе Семья как социальный институт. Характерные черты семейного воспитания