Семья, как институт воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:25, реферат

Описание работы

Развитие человека во взаимоотношениях и под влиянием окружающей среды можно определить как результат его социализации, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитии и самореализации в том обществе, в котором он живет. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Таким образом, от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. В связи с нестабильным демографическим положением в стране, тема семьи поднимается даже на государственном уровне и её актуальность невозможно недооценить.

Работа содержит 1 файл

Семья.docx

— 56.59 Кб (Скачать)

По типу главенства в семье:

  • эгалитарная — семья, основанная на равенстве супругов
  • авторитарная семья — базируется на экономическом господстве одного из партнёров;

По семейному быту, укладу:

  • семья — «отдушина»;
  • семья детоцентрического типа;
  • семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба;
  • семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

По однородности социального  состава: с

  • социально гомогенная (однородная)
  • гетерогенная (неоднородная) семья;

По семейному стажу:

  • молодожёны — в браке от 1-2 месяцев до полугода;
  • молодая семья [19] — от полугода до трёх лет семейной жизни;
  • семья, ждущая ребёнка — от начала перспективной беременности до появления на свет первенца;
  • семья среднего супружества — от трёх до десяти лет совместного проживания;
  • старшего супружеского возраста — 10-20 лет семейного стажа;
  • пожилая супружеская пара — возникает после вступления в брак детей и появления внуков;

По качеству отношений  и атмосфере в семье:

  • благополучная семья;
  • устойчивая семья;
  • педагогически слабая семья;
  • нестабильная семья;
  • дезорганизованная семья;

По географическому признаку:

  • городская семья;
  • сельская семья;
  • отдалённая (районы Дальнего Севера);

По типу потребительского поведения:

  • семья с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью);
  • семья с «интеллектуальным» типом потребления, то есть с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д.,
  • семья с промежуточным типом потребления;

По особым условиям семейной жизни:

  • студенческая семья,
  • «дистантная» семья,
  • «внебрачная семья»;

По характеру проведения досуга:

  • открытая семья;
  • закрытая семья;

По социальной мобильности:

  • реактивные семьи,
  • семьи средней активности;
  • активные семьи;

По степени кооперации совместной деятельности:

  • традиционная семья;
  • коллективистская семья;
  • индивидуалистическая семья;

По состоянию психологического здоровья:

  • здоровая семья,
  • невротическая семья,
  • виктимогенная семья.

Каждую из категорий семей  характеризуют протекающие в  ней социально-психологические явления  и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические  аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов  членов семьи, социально-психологические  цели семьи и индивидуально-психологические  потребности её членов.

Об особенностях демографического развития семьи в России можно  узнать из статьи Демографическая ситуация в Российской Федерации

 

 

Семья как сложное образование  становится объектом внимания различных  разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом  изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система  взаимоотношений.

[править] Психологический климат семьи

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера  семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в  семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное  влияние на развитие, как детей, так  и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят  о неблагоприятном психологическом  климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных  своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи  считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также  подчёркивают возрастание роли эмоциональных  факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.

[править] Семейные традиции

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или фукнциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир считала, что здоровая семья — это семья, в которой 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим; 2) доверие, честность и открытость являются существенными; 3) внутрисемейное общение является конгруэнтным; 4) члены семьи поддерживают друг друга; 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом; 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы; 8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; 9) в семье уважается право на privacy (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются[22].

Система традиционных для  русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина  в семье должны выполнять различные  роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения  в семье школьники отнесли  то, что «право сделать предложение  о создании семьи принадлежит  мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее  слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения  вызвал вопрос ведущего дискуссии о  том, каковы национальные традиции в  воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано  с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.»[23].

Этнокультурные брачные  и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

Задача родительского  воспитания состоит в том, чтобы  помочь ребенку стать автономной самостоятельной личностью. Но мысль  о подобной будущей самостоятельности  может быть пугающей не только для  ребенка, но и для родителя. А как  хочется иногда воспринимать своего ребенка, "кровинушку свою", как собственное продолжение, как хочется, чтобы он сделал то, что не удалось мне, чтобы он был "изданием вторым, дополненным и усовершенствованным". Например, сколько я сил и времени положил на то, чтобы уговорить ребенка избрать ту же профессию, что и у меня. Прошло несколько лет, прежде чем я примирился с его выбором. Как ни тяжело нам это осознать, но у ребенка своя жизненная задача, и родители должны помочь в ее осуществлении.

Взаимоотношения родителей  и детей

Так же как и в супружеских  отношениях, родители и дети далеко не всегда бывают приятны друг для друга, но зато всегда полезны, если, конечно, захотят понять, чему можно друг у друга научиться. Иногда это взаимное обучение сопровождается конфликтами, столкновениями мнений, несовпадением ценностей, однако, как нас учили на занятиях по философии, эти диалектические конфликты и противоречия все-таки служат нашему обоюдному развитию. Как сказал В.Л. Леви в книге "Новый нестандартный ребенок": "Дети воспитывают родителей — иначе не может вверх подниматься род человеческий".

Воспитание — процесс сложный, обширный и, по-видимому, бесконечный, в этой статье мы обращаемся к теме качества родительского внимания, к теме взаимоотношения родителей и детей. Мы заняты работой большую часть дня, и детям посвящаем совсем немного времени, так давайте наполним это время смыслом.

Как гласит древняя индийская  мудрость: "Ребенок — не ваша собственность, он — гость в вашем доме". Общаясь с ним, радуйся, потому что, ребенок — это праздник, который пока с тобой. Родителей можно метафорически представить как ракету-носитель, разгоняющую космический корабль для дальнейшего автономного полета.

Информация о работе Семья, как институт воспитания