Семья как фактор социализации современных подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:09, реферат

Описание работы

Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, ему посвящены практически все отрасли науки, в том числе и социология.
Предметом изучения и анализа социологической науки является человек в его социальном формировании, становлении и развитии.
Человек - часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и социальным одновременно. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют неодинаковое значение.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..……..3
1. Теоретико-методологический аспект изучения социализации подростков….…….4
1.1. Социализация - сущность понятия……………………………………………......4
1.2. Механизмы воспитания и обучения детей как механизмы социализации….....5
2. Факторы, влияющие на социализацию детей и подростков……………………......7
2.1. Семья, как фактор, влияющий на социализацию подростков……………..…...7
Заключение ……………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………….11

Работа содержит 1 файл

грыз2 РФ.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

2.1 Семья, как фактор, влияющий на социализацию детей и подростков

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют еще основными  жизненными циклами. В контексте  темы нашего исследования - социализация детей и подростков - можно выделить два основных цикла:

1. детство  (от появления на свет до  полового созревания) -- освоение элементарных навыков человеческого общежития;

2. юность (от 12-14 до 18-20 лет) -- подготовка к активному трудовому периоду.

Этим  жизненным циклам соответствуют  основные фазы (этапы) социализации:

1.первичная  социализация -- этап социализации младенческого возраста;

2.вторичная  социализация -- этап, совпадающий с получением формального образования.

Каждый  из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением  новых ролей. Продолжительность  каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества.

На первых стадиях социализации особо важна  роль семьи, семейных отношений, воспитания, становления и развития личности в семье; важен пример, опыт первых лет жизни ребенка, который он возьмет на вооружение во взрослой жизни, на которых будет основано его мировоззрение и нравственные позиции.

Создание  духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.

Без родительской любви ребёнок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между  собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: «Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Без неё весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить её влияние на ребёнка».

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в  детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей  жизни. И по длительности своего воздействия  на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В  ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в  школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое  условие правильного воспитания ребёнка.

Семья может выступать в качестве как  положительного, так и отрицательного фактора социализации. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребёнка наедине самим с собой.

Именно  в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья - это первая общественная ступень  в жизни человека. Она с раннего  возраста направляет сознание, волю, чувства  детей. Под руководством родителей  ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Велика  роль семьи в формировании основ  мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения  к людям, их делам и поступкам.

Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в социализации личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими  и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Социальные  отношения содержат распределение  ролей, материальную зависимость в  семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и  пр.

В связи  с особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические  факторы, имеющие воспитательное значение.

Семья как один из важнейших социальных институтов выполняет ряд определенных функций. Одной из них является функция  первичной социализации. 
 
 
 
 

Заключение

Социализация  личности - важная составная часть  общего процесса ее формирования. «Если  человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого  мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в  нем познавал и усваивал истинно  человеческое, чтобы он познавал себя как человека» Шепель В.М.

Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной  деятельности) и закономерностями физического  развития. Именно поэтому важно знать  совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого  процесса и понять, каким образом  производственный, моральный и научный  опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь  речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания(систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры).

Формы и методы самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека и др. А искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Алексеева  Л.С. Социальная реабилитация  подростков. - М., 1995.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000.

3. Степанов С. Без царя в голове // газета ШП, 2002 №20.

4. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.

5. http://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0b65625a3ac68b5d43a8521216d37_1.html 
 
 

Информация о работе Семья как фактор социализации современных подростков