Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:09, реферат
Человек как высшее существо, включенное в природную и социальную, биосоциальную и экосоциальную среду, представляет собой уникальное явление. Научное изучение данного объекта чрезвычайно сложно, ему посвящены практически все отрасли науки, в том числе и социология.
Предметом изучения и анализа социологической науки является человек в его социальном формировании, становлении и развитии.
Человек - часть живой природы и неотъемлемая частица сообщества людей, является двуединым образованием, т. е. существом биологическим и социальным одновременно. Но только в обществе дитя человеческое может стать человеком. Однако человек не только формируется под воздействием общественных отношений, но и сам «отпечатывается» в них. Общество не просто окружает, но живет внутри каждого человека. При этом разные общественные образования имеют неодинаковое значение.
Введение……………………………………………………………………………..……..3
1. Теоретико-методологический аспект изучения социализации подростков….…….4
1.1. Социализация - сущность понятия……………………………………………......4
1.2. Механизмы воспитания и обучения детей как механизмы социализации….....5
2. Факторы, влияющие на социализацию детей и подростков……………………......7
2.1. Семья, как фактор, влияющий на социализацию подростков……………..…...7
Заключение ……………………………………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………………….11
2.1 Семья, как фактор, влияющий на социализацию детей и подростков
Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют еще основными жизненными циклами. В контексте темы нашего исследования - социализация детей и подростков - можно выделить два основных цикла:
1. детство (от появления на свет до полового созревания) -- освоение элементарных навыков человеческого общежития;
2. юность (от 12-14 до 18-20 лет) -- подготовка к активному трудовому периоду.
Этим жизненным циклам соответствуют основные фазы (этапы) социализации:
1.первичная социализация -- этап социализации младенческого возраста;
2.вторичная социализация -- этап, совпадающий с получением формального образования.
Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависят от уровня развития общества.
На первых
стадиях социализации особо важна
роль семьи, семейных отношений, воспитания,
становления и развития личности
в семье; важен пример, опыт первых
лет жизни ребенка, который он
возьмет на вооружение во взрослой
жизни, на которых будет основано
его мировоззрение и
Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.
Без родительской любви ребёнок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: «Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребёнка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Без неё весь мир бледнеет и никакие педагогические меры не могут восполнить её влияние на ребёнка».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. И по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребёнка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора социализации. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотёк и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребёнка наедине самим с собой.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.
Семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в социализации личности. Но семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.
Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.
В связи
с особой воспитательной ролью семьи
возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать
Семья
как один из важнейших социальных
институтов выполняет ряд определенных
функций. Одной из них является функция
первичной социализации.
Заключение
Социализация личности - важная составная часть общего процесса ее формирования. «Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека» Шепель В.М.
Человек с момента рождения становится социальным существом. Формирование его характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением окружающих людей, их примером, их идеологией, опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому важно знать совокупное действие всех факторов, определяющих развитие личности на разных возрастных этапах. Не менее важно проникнуть в глубинные механизмы этого процесса и понять, каким образом производственный, моральный и научный опыт, накопленный в обществе, становится достоянием отдельного человека и определяет его развитие как личности. Здесь речь должна идти о специально организованной встречной активности личности, получившей название самовоспитания(систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование своей базовой культуры).
Формы
и методы самовоспитания: самокритика,
самовнушение, самообязательство, самопереключение,
эмоционально-мысленный перенос в положение
другого человека и др. А искусство воспитания
в связи с проблемой самовоспитания состоит
в том, чтобы возможно раньше пробудить
у ребенка стремление к самосовершенствованию
и помогать ему советом в достижении поставленных
целей.
Список литературы
1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков. - М., 1995.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М., 2000.
3. Степанов С. Без царя в голове // газета ШП, 2002 №20.
4. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка. - М., 1987.
5. http://knowledge.allbest.ru/
Информация о работе Семья как фактор социализации современных подростков